"Мы разные, но мы вместе"

  вт., 16.06.2015

Автор:

Старакорова Ирина Николаевна,

воспитатель

МБДОУ №47 «Гусельки» 

г. Сургута

проект направлен на развитие межнационального согласия и толерантности у детей старшего дошкольного возраста

 

 «Живи с другими так, чтобы

твои друзья не стали недругами,

                                                                                                         а недруги стали друзьями» 

Пифагор

Аннотация проекта

Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур,национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.

 Основными направлениями проекта являются:

  1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков толерантных отношений в группе сверстников;
  2. Развитие компетенций у педагогов и родителей в области межнационального воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.

Обоснование необходимости проекта

В Ханты-Мансийском округе на сегодняшний день проживают жители более ста национальностей. Город Сургут – один из крупнейших городов Ханты-Мансийского округа.  Согласно прогнозам социологов национальный состав населения в Сургуте будет и в дальнейшем увеличиваться. В нем взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур. Сегодня в детских садах города наблюдается рост числа детей других национальностей. В нашем детском саду в группах для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет 73% воспитанников русские, 27% - других национальностей, а именно:

Русские – 57 человек

Татары – 8 человек

Украинцы – 5 человек

Армяне – 5 человек

Башкирка – 1 человек

Узбек – 1 человек

Чеченка – 1 человек

Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.

Межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Сегодня в нашей стране  и в городе Сургуте,  в частности,  остро стоит проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений — одним словом, людей различного культурного опыта. В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(Статья 3 «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим и в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие различных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач развития толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

В соответствии с положениями нового Федерального «Закона об образовании в РФ» наряду с повышением статуса общественного дошкольного образования возрастает и роль самих родителей в деле формирования нравственной позиции ребенка. Проведенное анкетирование (анкета прилагается) 39-ти родителей детей старшего дошкольного возраста выявило, что у родителей недостаточная компетентность в вопросе развития толерантных отношений у дошкольников. Плохо осведомлены в традициях своего народа (в том числе русские плохо знают русские традиции), многие родители путают:

- национальные праздники с религиозными,

- народные сказки с авторскими,

- русские сказки с зарубежными,

- не знают народных игр, песен, танцев своего народа.

Проведенное анкетирование (анкета прилагается) 14-ти педагогов нашего детского сада, работающих с детьми старшего дошкольного возраста,  показало:

  •  Педагоги недостаточно компетентны в раскрытии проблемы толерантности (только в одной анкете из 14-ти дан полный развернутый ответ на вопрос о понятии «толерантность»);
  • Лишь 36% педагогов (5 человек), принявших участие в анкетировании, считают проблему толерантных отношений актуальной в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста;
  • 36% педагогов (5 человек), принявших участие в анкетировании, отмечают, что проблема толерантности существует у детей старшего дошкольного возраста и проявляется в следующем:

- дети не принимают ребенка в игру, так как он не понимает правила игры (плохо понимает русскую речь).

Часто педагоги путают понятия «толерантные отношения» с понятием «личностные отношения» дошкольников.

  • Основной причиной не толерантных отношений педагоги считают негативное влияние родителей на детей, которое проявляется в том, что:

         - дома в семьях мигрантов общение идёт на родном языке, поэтому ребенок с трудом овладевает русским языком, который слышит только в детском саду;

  - родители недостаточно времени общаются со своими детьми, не беседуют на темы развития толерантных отношений с детьми других национальностей, культур.

Однако, лишь 2 педагога (14%) в ответе на вопрос о наиболее действенных методах развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста указали на работу с родителями в виде консультаций, общих занятий.

Лишь один педагог в ответе на вопрос о наиболее действенных методах развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста указал на знакомство с традициями разных народов.

Все остальные педагоги перечислили много методов работы с детьми, которые развивают доброжелательные отношения детей друг с другом, но лишь косвенно действующие на формирование толерантных отношений в группе сверстников.

В основе взаимодействия взрослых с детьми и воспитания толерантности лежит природное любопытство ребенка и желание активно знакомиться с миром. Наши воспитанники задавали взрослым вопросы:

- В какой стране мы живем?

- Почему люди говорят на разных языках?

- На каком языке говорит Даша?

- Почему у разных народов разные праздники?

- Почему мы такие разные? и т.д.

Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта,  который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.

Разработанные нами и специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т.п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
 

Название проекта:

«Мы разные, но мы вместе»

 

 

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 47 «Гусельки»

 

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет, воспитатели, педагог-психолог, родители.

 

Воспитатели 

Проводят познавательные занятия-путешествия, игры, оформление «Центра культуры» и др.

 

Педагог-психолог 

Ведет работу с детьми (диагностика, развитие  взаимодействия в игровых упражнениях); с педаго-гами  и родителями (просвещение, консульти-рование).


Родители

Участвуют в мероприятиях ДОУ, оказывают помощь в организации «Центра культуры»  в рамках заявленной темы.

 

Основополагающий вопрос

(гипотеза):

Приобщение к культурным традициям разных народов будет способствовать развитию и укреплению толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

 

 Принципы организации деятельности участников

проекта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип научностилежит в основе всех технологий, используемых для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Принцип систематичности и последователь-ностизаключается в непрерывности, регуляр-ности, планомерности процесса, в котором решаются задачи проекта.

Принцип культуросообразности - учёт культурной и этнической среды воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с  формиро-ванием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип позитивностисоздание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип уважительного отношения к личности - при  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

- создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

- организация диалога и сотрудничества в коллективе;

- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

 

 Формы работы

над проектом:

  • Ø методические разработки разнообразных игровых упражнений, занятий;  
  • Ø практические занятия;
  • Ø праздники и развлечения;
  • Ø использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем, карт и др.;
  • Ø  использование художественного слова –  стихо-творений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира
  •  слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов; 
  • Ø разработка памяток, консультаций;
  • Ø анкетирование воспитателей и родителей; диагностика уровня развития взаимоотношений в группе сверстников; 

 

Ожидаемые результаты

  1. Дети, представители различных национальностей и культур, разовьют опыт толерантных отношений:
  • расширят свои знания;
  • приобретут навыки позитивного взаимодействия посредством игровой деятельности;
  • разовьют   умение устанавливать партнёрские взаимоотношения со сверстниками (умение  договариваться, улаживать конфликты);
  • расширят опыт нравственного поведения.
  1. Повысится компетентность  воспитателей и родителей по практическому решению проблемы толерантных отношений дошкольников.
  2. Родители воспитанников станут поддерживать и активно участвовать в деятельности ДОУ по формированию основ толерантности, приобретут навыки позитивного отношения с детьми.

 

Стратегия достижения поставленной

цели и задач

ü Развитие и укрепление толерантных отношений у дошкольников будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность. На всем протяже-нии работы по проекту деятельность детей будет проходить в виде путешествия. Во время путешествия на воздушном шаре дети разных национальностей будут в игровой форме приглашать к себе в гости и знакомить с обычаями своего народа. Таким образом, активизация интереса дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, будет способствовать воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей, а также обеспечит базу развития нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении детей в школе.

ü Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы будем использовать разнообразные формы работы с родителями: консультации, фотостенды, совместные развлечения, индивидуаль-ные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, культуры.

 Вид проекта

Детский, практико-ориентированный

Продукт проекта: 

Оформление «Центра культуры» в группах, картотеки  игр разных народов

Целевая аудитория:

Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет трёх групп: «Рябинка», «Чебурашка», «Звёздочка» в количестве 80 человек.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта:

I.          Исследовательский этап

  • Диагностика уровня толерантности (благополучия, взаимности, удовлетворённости взаимоотношений) в группе сверстников между детьми разных национальностей.
  • Изучения мнения родителей и компетентности педагогов по вопросу толерантности в дошкольном детстве.

II.     Подготовительный этап

  • Анализ результатов диагностического исследования.
  • Определение основной проблемы, темы проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрационного и игрового материала по теме проекта.
  • Анализ теоретических источников.
  • Изучение опыта педагогов МБДОУ, города, округа по данной теме.
  • Определение методов и приёмов достижения поставленной цели.

 III.     Организационный этап

  • Составление перспективного плана реализации проекта с интеграцией в НОД образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическое воспитание.
  • Составление и уточнение конспектов занятий, развлечений с детьми и консультаций, презентаций для родителей.
  • Создание современных условий обучения детей старшего дошкольного возраста толерантным отношениям в группе сверстников –          

пополнение предметно-развивающей среды:

- наглядные пособия (карты России, глобус, флаги, книги, энциклопедии и др.);

- аудио и видеоматериалы (гимн, национальные детские музыкальные произведения и др.);

- предметы декоративно-прикладного искусства (предметы быта, национальные костюмы и др.);

- организация центра «Моё настроение», изготовление стендов: «Мы рады видеть вас!», «Жизнь замечательных детей», «Отмечаем день рождения», «Дружат дети всей земли»;

- технические средства, электронные носители информации, мульти-медийные программы).

IV.     Реализация проекта

  • Организация совместных мероприятий с детьми и родителями, направленных на развитие толерантных отношений старших дошкольников:
  • расширение представлений детей и родителей  об истоках культурно-этнического многообразия (национальные игры, праздники; народная игрушка и национальная кукла;  знаменательные даты в истории разных стран и народов; совместная творческая деятельность детей и взрослых);
  • знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
  •   знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
  • Обеспечение условий для формирования представлений о толерантности у старших дошкольников:
  •  развитие представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности;
  •  развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия;
  •  содействие формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ;
  • · содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения;
  • · воспитание позитивного отношения к культуре разных народов.

V.          Заключительный этап

  • Ø Диагностика результатов на момент окончания проекта.
  • Ø Систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.
  • Ø Анализ результатов проекта. Указание ресурсов для дальнейшей реализации проекта.

Перспективный план работы над проектом

Этапы

работы

Мероприятия

Исследовательский этап

Анкетирование родителей

«Развитие культуры толерантности вашего ребенка»

Анкетирование педагогов «Толерантность дошкольников, методы развития»

Диагностика сформированности  у детей старшего дошкольного возраста  толерантного отношения к действительности

Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6-7 лет (социометрическое

исследование)

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительный этап

Анализ  результатов диагностического исследования

Консультация для педагогов на тему: «Формирование меж - национального согласия и толерантности у дошкольников»

Презентация проекта, информирование  родителей о проекте

Разработка  картотеки «Подвижные игры разных народов»

Подбор музыкальных произведений народов разных стран



Основной этап – реализация проекта

Беседа – рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация,  социализация, познание)

С/ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре  в гости к друзьям» (знакомство с тради-циями разных народов) (социализация, познание, коммуникация)

Создания Центра «Дети разных народов» (познание, коммуникация, социализация, ЧХЛ)

Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга»

Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО

Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация,  социализация, художественное творчество)

Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой»

 

Основной этап – реализация проекта

 Рисунок  «Моя семья»

Спортивно – музыкальный праздник «Праздник дружбы»

(художественное творчество, социализация, ЧХЛ)

Встречи в литературной гостиной  «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация,  социализация, художественное творчество, познание)

Интерактивные игры на развитие сплоченности, сотрудничества «Вместе весело шагать»

Музыкальное развлечение  «Мы в мире дружбы будем жить»

Развлечение «Страна  Толерантности» (коммуникация,  социализация, художественное творчество, познание)

Спортивное развлечение «Народов дружная страна»

(физическая культура, социализация, познание, коммуникация)

Создание коллажа на тему:

«Мы разные, но мы вместе »

(коммуникация,  социализация, познание, художественное творчество)

 Театрализованное представление «Ничего нет краше – Родины нашей»

 Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов  по развитию толерантности у дошкольников

Заключительный  этап

 

 

 

 

Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 5-7 лет (социометрическое  исследование)

Диагностика сформированности  у детей старшего дошкольного возраста  толерантного отношения к действительности

Оценка результатов деятельности

Изучение уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста проводилось на основе методик:

  1. Метод наблюдений  за общением детей в свободной деятельности и в процессе НОД.
  2. Социометрического исследования развития взаимоотношений, уровня удовлетворенности отношениями, взаимности в группе сверстников.
  3. Диагностика сформированности  у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности согласно разра-ботанным критериям оценки.

Критерии оценки сформированности  у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Для того чтобы оценить эффективность реализации учебно-методического материла, представленного в проекте «Мы разные, но мы вместе», нами были разработаны критерии оценки сформированности  у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности:

•  наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;

•  наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах;  знание  сказок разных народов;

•  наличие  представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;

•  знают историю города, в котором живём, достопримечательности;

•  имеют представление о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;

•  умеют анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляют уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;

•  умеют управлять своими чувствами, настроением;

•  умеют оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения  со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;

•  понимают и принимают  другую культуру; проявляют интерес  к событиям жизни детей разных народов;

•  умеют выражать свои мысли в рассказах о достижениях,  мечтах, планах на будущее, о подготовке к школе; анализе своих поступков и поступков других людей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что деятельность в рамках инновационного проекта позволит улучшить уровень развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Выводы

Разработанные и проведенные нами мероприятия в рамках проекта «Мы разные, но мы вместе», надеемся, позволят пробудить в детях доброту, любовь к окружающим, интерес к людям и культуре других национальностей, усилить взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьёй и детским садом. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к истинным ценностям в воспитании основ толерантности.

Заключение

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе.

Список литературы:

  1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
  2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
  3. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 1997// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
  6. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5.
  7. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
  8. Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.
  9. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
  10. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с.

Интернет-ресурсы

http://www.moluch.ru/archive/62/9418/

http://festival.1september.ru/articles/509453/

http://ilovedomain.ru/referat/ucheba/my-raznye-no-my-vmeste31657/

http://letopisi.org/index.php/Учебный_социальный_проект_Мы_разные,_но_мы_вместе

 

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
татьяна 27.03.2016 12:51 #
класс многое мне пригодилось
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 20993
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.