"Мы разные, но мы вместе" |
вт., 16.06.2015 |
Автор:
Старакорова Ирина Николаевна,
воспитатель
МБДОУ №47 «Гусельки»
г. Сургута
проект направлен на развитие межнационального согласия и толерантности у детей старшего дошкольного возраста
«Живи с другими так, чтобы
твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
Пифагор
Аннотация проекта
Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур,национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.
Основными направлениями проекта являются:
- Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков толерантных отношений в группе сверстников;
- Развитие компетенций у педагогов и родителей в области межнационального воспитания.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.
Обоснование необходимости проекта
В Ханты-Мансийском округе на сегодняшний день проживают жители более ста национальностей. Город Сургут – один из крупнейших городов Ханты-Мансийского округа. Согласно прогнозам социологов национальный состав населения в Сургуте будет и в дальнейшем увеличиваться. В нем взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур. Сегодня в детских садах города наблюдается рост числа детей других национальностей. В нашем детском саду в группах для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет 73% воспитанников русские, 27% - других национальностей, а именно:
Русские – 57 человек
Татары – 8 человек
Украинцы – 5 человек
Армяне – 5 человек
Башкирка – 1 человек
Узбек – 1 человек
Чеченка – 1 человек
Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.
Межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Сегодня в нашей стране и в городе Сургуте, в частности, остро стоит проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений — одним словом, людей различного культурного опыта. В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(Статья 3 «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим и в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие различных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач развития толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В соответствии с положениями нового Федерального «Закона об образовании в РФ» наряду с повышением статуса общественного дошкольного образования возрастает и роль самих родителей в деле формирования нравственной позиции ребенка. Проведенное анкетирование (анкета прилагается) 39-ти родителей детей старшего дошкольного возраста выявило, что у родителей недостаточная компетентность в вопросе развития толерантных отношений у дошкольников. Плохо осведомлены в традициях своего народа (в том числе русские плохо знают русские традиции), многие родители путают:
- национальные праздники с религиозными,
- народные сказки с авторскими,
- русские сказки с зарубежными,
- не знают народных игр, песен, танцев своего народа.
Проведенное анкетирование (анкета прилагается) 14-ти педагогов нашего детского сада, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, показало:
- Педагоги недостаточно компетентны в раскрытии проблемы толерантности (только в одной анкете из 14-ти дан полный развернутый ответ на вопрос о понятии «толерантность»);
- Лишь 36% педагогов (5 человек), принявших участие в анкетировании, считают проблему толерантных отношений актуальной в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста;
- 36% педагогов (5 человек), принявших участие в анкетировании, отмечают, что проблема толерантности существует у детей старшего дошкольного возраста и проявляется в следующем:
- дети не принимают ребенка в игру, так как он не понимает правила игры (плохо понимает русскую речь).
Часто педагоги путают понятия «толерантные отношения» с понятием «личностные отношения» дошкольников.
- Основной причиной не толерантных отношений педагоги считают негативное влияние родителей на детей, которое проявляется в том, что:
- дома в семьях мигрантов общение идёт на родном языке, поэтому ребенок с трудом овладевает русским языком, который слышит только в детском саду;
- родители недостаточно времени общаются со своими детьми, не беседуют на темы развития толерантных отношений с детьми других национальностей, культур.
Однако, лишь 2 педагога (14%) в ответе на вопрос о наиболее действенных методах развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста указали на работу с родителями в виде консультаций, общих занятий.
Лишь один педагог в ответе на вопрос о наиболее действенных методах развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста указал на знакомство с традициями разных народов.
Все остальные педагоги перечислили много методов работы с детьми, которые развивают доброжелательные отношения детей друг с другом, но лишь косвенно действующие на формирование толерантных отношений в группе сверстников.
В основе взаимодействия взрослых с детьми и воспитания толерантности лежит природное любопытство ребенка и желание активно знакомиться с миром. Наши воспитанники задавали взрослым вопросы:
- В какой стране мы живем?
- Почему люди говорят на разных языках?
- На каком языке говорит Даша?
- Почему у разных народов разные праздники?
- Почему мы такие разные? и т.д.
Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.
Разработанные нами и специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т.п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
Название проекта: |
«Мы разные, но мы вместе»
|
Место работы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 47 «Гусельки» |
Участники проекта: |
Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет, воспитатели, педагог-психолог, родители. |
Воспитатели |
Проводят познавательные занятия-путешествия, игры, оформление «Центра культуры» и др. |
Педагог-психолог |
Ведет работу с детьми (диагностика, развитие взаимодействия в игровых упражнениях); с педаго-гами и родителями (просвещение, консульти-рование). |
|
Участвуют в мероприятиях ДОУ, оказывают помощь в организации «Центра культуры» в рамках заявленной темы. |
Основополагающий вопрос (гипотеза): |
Приобщение к культурным традициям разных народов будет способствовать развитию и укреплению толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. |
Принципы организации деятельности участников проекта:
|
Принцип научности – лежит в основе всех технологий, используемых для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Принцип систематичности и последователь-ности – заключается в непрерывности, регуляр-ности, планомерности процесса, в котором решаются задачи проекта. Принцип культуросообразности - учёт культурной и этнической среды воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с формиро-ванием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. Принцип уважительного отношения к личности - при формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды: - создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; - организация диалога и сотрудничества в коллективе; - организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. |
Формы работы над проектом: |
|
Ожидаемые результаты |
|
Стратегия достижения поставленной цели и задач |
ü Развитие и укрепление толерантных отношений у дошкольников будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность. На всем протяже-нии работы по проекту деятельность детей будет проходить в виде путешествия. Во время путешествия на воздушном шаре дети разных национальностей будут в игровой форме приглашать к себе в гости и знакомить с обычаями своего народа. Таким образом, активизация интереса дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, будет способствовать воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей, а также обеспечит базу развития нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении детей в школе. ü Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы будем использовать разнообразные формы работы с родителями: консультации, фотостенды, совместные развлечения, индивидуаль-ные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, культуры. |
Вид проекта |
Детский, практико-ориентированный |
Продукт проекта: |
Оформление «Центра культуры» в группах, картотеки игр разных народов |
Целевая аудитория: |
Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет трёх групп: «Рябинка», «Чебурашка», «Звёздочка» в количестве 80 человек. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта:
I. Исследовательский этап
- Диагностика уровня толерантности (благополучия, взаимности, удовлетворённости взаимоотношений) в группе сверстников между детьми разных национальностей.
- Изучения мнения родителей и компетентности педагогов по вопросу толерантности в дошкольном детстве.
II. Подготовительный этап
- Анализ результатов диагностического исследования.
- Определение основной проблемы, темы проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрационного и игрового материала по теме проекта.
- Анализ теоретических источников.
- Изучение опыта педагогов МБДОУ, города, округа по данной теме.
- Определение методов и приёмов достижения поставленной цели.
III. Организационный этап
- Составление перспективного плана реализации проекта с интеграцией в НОД образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическое воспитание.
- Составление и уточнение конспектов занятий, развлечений с детьми и консультаций, презентаций для родителей.
- Создание современных условий обучения детей старшего дошкольного возраста толерантным отношениям в группе сверстников –
пополнение предметно-развивающей среды:
- наглядные пособия (карты России, глобус, флаги, книги, энциклопедии и др.);
- аудио и видеоматериалы (гимн, национальные детские музыкальные произведения и др.);
- предметы декоративно-прикладного искусства (предметы быта, национальные костюмы и др.);
- организация центра «Моё настроение», изготовление стендов: «Мы рады видеть вас!», «Жизнь замечательных детей», «Отмечаем день рождения», «Дружат дети всей земли»;
- технические средства, электронные носители информации, мульти-медийные программы).
IV. Реализация проекта
- Организация совместных мероприятий с детьми и родителями, направленных на развитие толерантных отношений старших дошкольников:
- расширение представлений детей и родителей об истоках культурно-этнического многообразия (национальные игры, праздники; народная игрушка и национальная кукла; знаменательные даты в истории разных стран и народов; совместная творческая деятельность детей и взрослых);
- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
- знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
- Обеспечение условий для формирования представлений о толерантности у старших дошкольников:
- развитие представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности;
- развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия;
- содействие формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ;
- · содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения;
- · воспитание позитивного отношения к культуре разных народов.
V. Заключительный этап
- Ø Диагностика результатов на момент окончания проекта.
- Ø Систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.
- Ø Анализ результатов проекта. Указание ресурсов для дальнейшей реализации проекта.
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы |
Мероприятия |
Исследовательский этап |
Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка» |
Анкетирование педагогов «Толерантность дошкольников, методы развития» |
|
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
|
Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6-7 лет (социометрическое исследование) |
|
Подготовительный этап |
Анализ результатов диагностического исследования |
Консультация для педагогов на тему: «Формирование меж - национального согласия и толерантности у дошкольников» |
|
Презентация проекта, информирование родителей о проекте |
|
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» |
|
Подбор музыкальных произведений народов разных стран |
|
Основной этап – реализация проекта |
Беседа – рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание) С/ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с тради-циями разных народов) (социализация, познание, коммуникация) |
Создания Центра «Дети разных народов» (познание, коммуникация, социализация, ЧХЛ) |
|
Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга» |
|
Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО |
|
Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество) |
|
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой» |
|
Основной этап – реализация проекта |
Рисунок «Моя семья» |
Спортивно – музыкальный праздник «Праздник дружбы» (художественное творчество, социализация, ЧХЛ) |
|
Встречи в литературной гостиной «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) |
|
Интерактивные игры на развитие сплоченности, сотрудничества «Вместе весело шагать» |
|
Музыкальное развлечение «Мы в мире дружбы будем жить» |
|
Развлечение «Страна Толерантности» (коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) |
|
Спортивное развлечение «Народов дружная страна» (физическая культура, социализация, познание, коммуникация) |
|
Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе » (коммуникация, социализация, познание, художественное творчество) |
|
Театрализованное представление «Ничего нет краше – Родины нашей» |
|
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников |
|
Заключительный этап
|
Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 5-7 лет (социометрическое исследование) Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
Оценка результатов деятельности
Изучение уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста проводилось на основе методик:
- Метод наблюдений за общением детей в свободной деятельности и в процессе НОД.
- Социометрического исследования развития взаимоотношений, уровня удовлетворенности отношениями, взаимности в группе сверстников.
- Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности согласно разра-ботанным критериям оценки.
Критерии оценки сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности
Для того чтобы оценить эффективность реализации учебно-методического материла, представленного в проекте «Мы разные, но мы вместе», нами были разработаны критерии оценки сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности:
• наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
• наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
• наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
• знают историю города, в котором живём, достопримечательности;
• имеют представление о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
• умеют анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляют уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
• умеют управлять своими чувствами, настроением;
• умеют оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
• понимают и принимают другую культуру; проявляют интерес к событиям жизни детей разных народов;
• умеют выражать свои мысли в рассказах о достижениях, мечтах, планах на будущее, о подготовке к школе; анализе своих поступков и поступков других людей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что деятельность в рамках инновационного проекта позволит улучшить уровень развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Выводы
Разработанные и проведенные нами мероприятия в рамках проекта «Мы разные, но мы вместе», надеемся, позволят пробудить в детях доброту, любовь к окружающим, интерес к людям и культуре других национальностей, усилить взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьёй и детским садом. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к истинным ценностям в воспитании основ толерантности.
Заключение
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе.
Список литературы:
- Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
- Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
- Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 1997// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
- Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5.
- Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
- Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с.
Интернет-ресурсы
http://www.moluch.ru/archive/62/9418/
http://festival.1september.ru/articles/509453/
http://ilovedomain.ru/referat/ucheba/my-raznye-no-my-vmeste31657/
http://letopisi.org/index.php/Учебный_социальный_проект_Мы_разные,_но_мы_вместе
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
татьяна | 27.03.2016 12:51 | # | ||
класс многое мне пригодилось |