Проект «Времена года» Развитие связной речи посредством экологического воспитания |
сб., 06.10.2012 |
Автор:
Лилик Надежда Валерьевна
воспитатель
МБДОУ ЦРР д.с."Танюша"
Сургутский р-он, п Фёдоровский
Для детей 5-6 лет
Актуальность проекта.
Учитывая рекомендации Федеральных Государственных Требований по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе.
- Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье.
- Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.
- Укрепление связь ДОУ с семьей.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научать общаться между собой.
Аннотация проекта.
Данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.
Практико-ориентированный проект
Срок реализации:
с 1 сентября 2011 по 1 сентября 2012 года
Цель проекта. Развитие связной речи детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.
Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Закрепить умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.
Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети старшей группы №15 «Ромашки».
- Специалисты.
- Родители.
Предполагаемый результат.
Сформированы:
- Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Становление ребенка как личности.
- Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты работы с родителями:
- Повышена педагогическая компетентность родителей,
- Установлено деловое взаимодействие.
Гипотеза
- Развивать связную речь детей.
- Делать упор на становлении, понимании и переживании ребенком своего единства с живой природой Земли, её эволюции, бережного отношения к природе.
- Сформировать тесную связь «Детский сад – ребенок – семья».
- Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, дружеские отношения.
Необходимая поддержка проекта:
- Совместная работа со специалистами. Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
- Поддержка родителей, проведение дополнительных консультаций по развитию связной речи, экологическому воспитанию, использованию музыкальных произведений и художественной литературы по названной теме.
I этап . Подготовительный:
- разработка гипотезы, цели и задач проекта;
- подбор методического материала и литературы;
II этап. Основной, реализация проекта:
- Работа с детьми;
- Работа со специалистами;
- Работа с родителями.
III этап. Заключительный.
- Анализ результатов реализации проекта;
- Театрализованное представление;
- Совместные итоговые выставки творческих работ;
- Презентация проекта;
- Размещение информации в СМИ.
Результаты. Выводы.
- Сформированы навыки диалогической и монологической речи.
- Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
- Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.
- Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
- Улучшились отношения детей друг с другом.
- Установлено деловое взаимодействие с родителями.
- Осенью посадили деревья.
- Сделали кормушки и скворечники для птиц.
- Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
- Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.
Перспективы на будущее.
- Качественно готовить детей к школьному обучению.
- Продолжать работу с детьми по развитию связной речи.
- Содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
- Развивать внимание, память, мышление.
Последовательность разворачивания проекта
ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ.
1 блок. Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками".Рассматривание иллюстраций художников:Шишкина.,И .Левитана.,И. Грабаря.,Коровина., П.Трубецкова.
Целыразвивать эстетическое восприятиедетей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства,обратить внимание детей,какими выразительными средствами пользовались художники передавая красоту родной природы,какие цвета были использованы художниками.
2 блок. Экскурсии в природу.
Цель познакомить детей с разнообразием осенних красок.Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и
многообразием форм,красок,звуков окружающей их природы.
3 блок. Чтение художественной
литературы,стихов,загадок,примет,заучивание стихотворений.
Дидактические игры: "Времена года.","Когда это бывает?","Сложи картинку."С какого дерева этот листочек?","Подбеги к дереву."Узнай по описанию." «Назови детёнышей.
Цель:формировать у детей смекалку,сообразительность,логическое мышление.
4 блок. Прослушивание аудиозаписи"Осень"А.Вивальди из цикла "Времена года";П.Чайковский.Осенняя песня "Октябрь".Разучивание и пение песен про осень.
Цель:развивать у детей музыкальный слух,певческие навыки.
5 блок. Занятия по изобразительному искусству потеме"Осень золотая".
-"Волшебные краски осени"-знакомство с техникой печатания
листьями.
-"Грибочки в лукошке» «Дары осени"-учить детей печатать сырой картошкой.
-"Ветка рябины-познакомить детей с новой техникой печатания ватными палочками.
6 блок. Музыкальное развлечение "Праздник осени".
Цель закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью. Создать эмоциональный настрой,радостный,приподнятый.Формировать эстетический вкус и,приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй.
1.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
2.Помощь родителей в изготовлении поделок из природного материала.
ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ.
1 блок. Экскурсии по детскому саду.
Цель:научить детей видеть красоту и мощь природы,обратить внимание на"тихую грусть"засыпания природы с наступлением зимы.
2 блок. Знакомство с искусством-рассматривание зимних пейзажей,выставки-за гадки.
Цель закрепить знания у детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства-пейзаже.
Игры:"Времена года.","Узнай по описанию."
Цель:развивать внимание,сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
3 блок. Рассматривание репродукций картин по
теме"3има". К. Юона" Русская
зима",И.Шишкина"Сосна",И.Грабаря"Февральская глазурь".
Целы обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие; формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства.
4 блок. Прослушивание аудиозаписей П.Чайковского"Декабрь-Святки", Шаинского "Снежинки".Стихи; пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель учить понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
5 блок. Заучивание стихотворений: И. Сурикова"Зима"А Фёдорова" Мороз",Л.Толстой"Декабрь".
6 блок. Занятия по ИЗО на тему"Волшебница зима."'Мои волшебные снежинки."(акварель) 'Первый снег"(рисование пальчикам и)/'Моё любимое дерево зимой"(гуашь).
Взаимодействие с семьёй. 1.Разучивание стихов о зиме. 2.Привлечь родителей к оформлению изостудии.
МАРТ-МАЙ.
1 блок. Дидактические игры:"Времена года."/'Узнай по описанию.","Кто, где живёт?"/'Чей голосок?"Раз/два, три/к дереву беги."
Цель закрепить знания детей о последовательности цикличности; изменений в природе весной. летом зимой сенью по существенными признакам.
2 блок. Приметы, пословициы поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов: Ф.Тютчев"Весна." Весенние Воды.",С.Есенин"Черёмуха."
Цель: развивать связную речь, память, продолжать учить понимать смысл пословиц, поговорок.
3 блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям; как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4 блок. Беседа на тему"Весна".
Цель побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, формировать у детей эстетическое отношение к природе.
5 блок. Прослушивание песен о весне.
6 блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами,фотографиями,песнями,стихами,народными приметами на тему"Времена года".
7 блок. Занятия по ИЗО."Ветка с первыми листочками,"(акварель);"Весенний букет."(гуашь);"Грачи прилетел и."(акварель).
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках,развивать чувство композиции.
Взаимодействие с семьёй.
1.Оформление альбома на тему"Времена года."
2Изготовление информационного стенда для родителей.
3.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
ИЮНЬ-АВГУСТ.
1 блок. Дидактические игры:"Когда это бывает?","А что потом?".
Цель закрепить основные приметы о лете. Разучивание стихов,песен.
2 блок. Экскурсия в природу.
Целыучить наблюдать за изменениями в природе,уметь описывать по году, используя эпитетыюбразные выражения.
3 блок. Как я отдыхаю летом."
Цель побуждать детей к составлению рассказов о своём отдыхе, учить отбирать нужные приметы лета.
4 блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5 блок. Занятия по ИЗО."Летнее настроение."(акварель).""На реке."(цветные карандаши),"Летом в лесу."(цветные карандаш и)/'Мои любимые цветы."(акварель).
6 блок. Лето в народном календаре. Цель: познакомить детей с народными приметами. Дидактические игры:"Отвечай быстро"/"Кузовок."
7 блок. Развлечение."Круглый год."
Цель закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе.Создать эмоциональный настрой, радостный,приподнятый, формировать эстетический вкус и приобщение к прекрасному.
Литература:
1. В союзе с природой. Л.И.Грехова
2.Прогулки в природу. В.А. Шишкина М.Н. Дедуневич
3.Экологическое воспитание дошкольников. А. ЛопаткинаМ. Скребцова
4.Ознакомление с природой через движение. М.А. Рунова А.В. Бутилова
5.Юный эколог. С.Н. Николаева
6.Как знакомить дошкольников с природой. П.Т. Саморукова
7.Развитие речи. P.M. Хамидулина
8. Развитие речи. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова
Серия А № 0000747 № кв. 62502652822592 дата отправки 09.10.2012
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf