Проект «На осенний, на лужок выходи играть, дружок» для детей старшего дошкольного возраста

  вс., 07.10.2012

Автор работы:

Тимербаева Фиалида Сабирчановна,

воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-детский сад «Улыбка»

Актуальность

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». 

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 

В праздничных обрядах, ритуалах через игровую деятельность закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Тип проекта: творческий.

Сроки проведения проекта: Сентябрь-октябрь 2011 года

Участники проекта: дети - старший возраст от 5-6 лет, родители воспитанников.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с  народными  играми и традициями.

Задачи проекта:

1. Создать систему работы по приобщению детей к русскими народным играми и традициям.

2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм и праздникам.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада.

- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления       пособий и создания специальной среды в группе детского сада.

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме;

 - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических  изданий

Этапы проекта

1.Подготовительный  этап.

Сроки проведения: сентябрь

Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности:

- изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;

- составление перспективного плана  работы;

- создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий (элементы русской избы, маски, атрибуты для народных игр)

-составление картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

2.Практический этап.

Цель: Выполнить задачи проекта.

Сроки проведения: октябрь

Содержание деятельности:

- знакомство детей с народными играми, и русскими народными  традициями

Содержание деятельности

 

Формы организации детей

Знакомство детей с русскими народными

подвижными играми

игры на прогулке

Знакомство детей с русскими народными

хороводными играми и играми

 малой подвижности 

 

-в режимных моментах утром и во второй половине дня

- в качестве физкультминуток

Знакомства с русскими народными   традициями.

-беседы

-познавательные минутки

-рассматривание иллюстраций

-обеспечение условий для  самостоятельных игр детей на прогулке и в свободное время;

- организация русского народного календарного праздника «Рябинник» (совместно с музыкальным руководителем)

3.Контрольно-оценочный этап

 Цель: Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить       перспективы дальнейшей деятельности.

Сроки проведения: октябрь

Содержание деятельности:

-анализ эффективности проведенной работы, формулирование выводов.

-презентация проекта

Данный проект является мини-проектом в проекте «Приобщение дошкольников к русской культуре через русские народные игры». В течение текущего учебного года, в рамках этого проекта, нами планируется реализовать ещё три мини-проекта «Зима в гости пришла, свои забавы принесла», «Веселая масленица» и «Весна лето встречает - детвору забавляет». Структура этих мини-проектов планируется такая же, как и в представленном - знакомство детей с играми, традициями и итоговые народные праздники.

Перспективный план

месяц

тема недели

содержание

                                   октябрь

 «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности.

Беседы с детьми о русских народных играх, правилах их проведения.

Беседы с детьми о русской избе, рассматривание иллюстраций по теме.

 

«Осенняя ярмарка»

Разучивание новых хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности.

Беседы с детьми и рассматривание иллюстраций о традиции проведении русских ярмарок.(Б. Кустодиев «Ярмарка на Красной площади»)

«На осенний, на лужок выходи играть дружок»

Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности.

Беседы о красоте русской природы, рассматривание репродукций картин И.Грабарь» Осенний день», И. Левитан «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка», И. Остроухов «Золотая осень»

«Рябинушка кудрявая»

 

Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности

Познавательная минутка «Лечебные свойства рябины»

Беседы о традициях русского народного праздника «Рябинник».

Составление совместно с родителями альбома «Волшебная рябинка»

Изготовление  атрибутов для праздника.

Организация русского народного  праздника «Рябинник»

 Перспективное планирование по областям в соответствии с ФГТ

п/п

Образовательная область

Разделы программы

Виды детской деятельности

Задача

 

 

1

 

 

 

 

Физическая

культура            

 

 

Растим детей здоровымикрепкими, жизнерадостными

 

 

 

 

Русские народные подвижные игры. Малоподвижные игры, хороводные игры.

 

Расширять круг знаний народных игр. Закреплять ранее изученные игры.  Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Изготовление атрибутов  к игре «Листик к веточке лети». Воспитывать интерес к русским народным играм.

 

 2

 

Здоровье

Растим детей здоровыми крепкими, жизнерадостными

 

Беседа с детьми «Лечебные свойства рябины».  Игра «Угадай ягодку на вкус».

Укрепление здоровья детей. Познакомить детей с лечебными свойствами рябины и других ягод (клюква, брусника, черника).

 

 3

 

Социализация

 

 

Старший дошкольник входит в мир социальных отношений

 

Наблюдение за рябиной.  Беседы с детьми о русских народных играх, правилах их проведения.

Беседы с детьми о русской избе, рассматривание иллюстраций по теме.

Развитие наблюдательности.

Формировать эстетические чувства к красоте природы. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и русской избой. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.

 

 4

 

      Труд

Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду

Сбор плодов рябины. Заготовка красивых осенних листьев. Изготовление атрибутов к празднику «Рябиновые бусы». «Гроздь красной рябины» (с использованием холодного фарфора и бисерной проволоки)

Воспитывать бережное отношение к деревьям, к их плодам. Развитие мелкой моторики. Прививать интерес  к ручному труду.

 

 5

 

Безопасность

 

«Правила поведения в лесу».

Работа с ножницами, иголкой и бисерной проволокой.

 Повторить правила поведения в лесу. Закреплять правила безопасного обращения с ножницами, иголкой и бисерной проволокой.

 

 6

 

Чтение художественной литературы

 

Ребенок и книга

Чтение сказки А. Лопатина «Волшебная рябинка». Рассказывание «Легенды о рябине». Заучивание стихотворений о рябине.  Загадки, пословицы и поговорки о рябине. Народные приметы о рябине

Прививать интерес к художественной литературе. Познакомить детей с легендой появления рябины. Развитие памяти. Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о рябине. Добиваться использования поговорок и пословиц в активной речи.

 

 7

 

Коммуникация

 

 Развиваем речь ребенка

Составление рассказа «За что я люблю осень». Рассматривание картин «Осенняя природа».

Словесные  игры: «Назови ласковыми словами рябину», «Осень – какая она?»

Учить составлять небольшой связный рассказ из личного опыта. Составление рассказа по картине. Обогащение словарного запаса. Учить составлять уменьшительно – ласкательные слова.

 

 8

 

  Познание

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

 

 «Найди матрешку». «С какого дерева листок». Ознакомление детей с народными праздниками. Беседа о  традициях русского народного праздника «Рябинник». Беседа о красоте  русской природы, рассматривание репродукций картин И.Грабарь» Осенний день», И. Левитан «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка», И. Остроухов «Золотая осень»

 

 

Прививать интерес и бережное отношение к народным игрушкам к народным игрушкам. Ознакомление детей с народными праздниками. Прививать любовь к природе, умение видеть и любоваться красотой родной природы.

 

 

 9

 

Музыка

 

Ребенок и музыка

Прослушивание русских народных песен и мелодий.

Воспитывать интерес к русским народным песням и мелодиям

 

 10

 

Художественное творчество

 

Изобразительное искусство художественная деятельность детей

Рисование «Рябинушка». Раскрашивание «Снегири на ветке рябины». Аппликация из ткани «Веточка рябины». Лепка (холодный форфор) «Гроздь рябины».

Проявление творческих способностей. Воспитание аккуратности при выполнении работы. Развитие мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к природе.

 Перспективный план разучивания народных игр

Месяц

Вид народных игры

Название игры

Октябрь

Подвижные

С кочки на кочку

Листик к веточке лети

Солнышко и дождик

Мышеловка

Зайцы и волк

Ловишки

Уголки

Гуси-гуси

Наседка и цыплята

Малоподвижные

Море волнуется

Урожайная

Олени и пастух

Иголка, нитка, узелок.

Хороводные

Хороводная – огородная

Пошла Млада за водой

Рябинушка

Капуста

 Конспект наблюдения за рябиной

Задачи:                                                        

Расширить и уточнить знания детей о рябине.
Развивать любознательность, интерес к природе.
Воспитывать умение видеть красоту природы.

Оборудование:

Картинки с изображением рябины в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе).

Ход деятельности

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ). Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть:  «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

 И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве.   А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы. Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем сами сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины). А когда вы будете делать рябиновые бусы, я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Снегири на ветке рябины»

Цели: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе, учить рисовать ягоды рябины используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем). Продолжать учить вырезать по линии. Воспитывать аккуратность.

Материал: гроздь рябины, гуашь красного цвета и влажная салфетка на каждого ребенка, ватман с изображением ветки рябины, иллюстрация дерева рябины, силуэты снегирей, ножницы, клей, аудиозапись.

Ход деятельности:                                                          

-Ребята, а какое у нас сейчас время года?

-А что осенью происходит с деревьями?

-Листья становятся желтыми и красными и опадают.

-А еще осенью в лесу поспевают на рябине ягоды. Любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках.

-Я для вас из леса рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягодок много собраны в кисть или гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».

-Посмотрите, грозди направлены вниз, как наши пальчики (покажите).

-Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой)

-Ребята я совсем забыла сегодня, утром пролетала знакомая каркуша и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине.

-А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем ягоды на рябине. Поможем? Мы сегодня с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать, пальцами.

-Закатайте рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать ягоды рябины. Я беру пальчик и обмакиваю его в краску (не весь пальчика кончик) и прикладываю его к грозди. Мой пальчик как будто качается на качелях (чуть-чуть вперед, чуть-чуть назад и убираю) Посмотрите палец грязный, что нужно делать? ( вытереть мокрой салфеткой хорошо)

-Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас

-Обмакиваем палец в краске, прикладываем к ладошке, чуть-чуть вперед-назад. Еще раз попробуем(2-ой раз) обмакиваем в краску и прикладываем.

-Теперь можно и птичкам помочь. Вы дружные ребята? (да). Вот и птичкам мы будем помогать вместе.

-Подойдите к столу и приступайте. Эту гроздь рисует Катя, рядом Даша. Здесь Варя и Данил. А с этой стороны Ира и Оля. Краску в розетке можно взять в руку. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо (чтобы ягоды были сочные). Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой.

-А какого цвета у нас краска (красная). Молодцы

(Помогаю в процессе работы.)

-Когда заканчиваете, вытирайте пальцы салфетками.

-Ой, какие красивые ягоды на рябине у вас и сколько их много.

- А сейчас берем ножницы и вырежем силуэты снегирей.  И наклеим их на веточки.

-Сядьте на стулья отдохните. А я повешу картину на доску и все вместе полюбуемся. Какие вы молодцы постарались. Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь снегирям не страшна зима.

-Ой, смотрите, снегири к нам прилетели и на веточку присели и рябину захотели. А вы хотите в птичек превратится. Подойдите ко мне и скажите волшебные слова:

1,2,3,все мы птички посмотри.

-Вот летали птички, птички - невелички

Все летали и летали, крыльями махали

На дорожку сели зернышек поели

Клю-клю-клю как я зернышки люблю

Перышки почистили, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище.

-Молодцы мы ребята, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод, рисовали.

Беседа о традиции народного праздника

«Рябинник»                        

Этот праздник празднуется 23 сентября, это осенний народный праздник.

- А как вы думаете, в честь какого дерева празднуется этот праздник?

(в честь рябины)

- Рябина – символ счастья и мира в семье. Празднуется праздник 23 сентября, так как после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.

Усыпанная красными ягодами рябина привлекала людей, и они ходили в лес по рябину, как в летнее время ходили по ягоды и грибы.

- Как вы думаете, что можно приготовить из рябины?

(Варенье, сироп, используют для лечения, так как в рябине много витаминов, из неё делали настои, отвары и лечили больных людей.)

- Что же даёт рябина людям в первую очередь? (Пища, лекарство.)

- Собирая ягоду, крестьяне оставляли на каждом дереве часть ягод на зимней прокорм птицам, так как птицы очень любят рябину. Если медведь, бродя по лесу, найдёт рябину, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами.

- Ребята, так что даёт рябина животным и птицам? (Корм.)

- Рябину с давних времён люди очень любили и почитали, о ней слагали стихи, песни. Часто рябину сажали вдоль домов, для красоты, чтобы она радовала людей. Так же для росписи посуды использовали ягоды и листья рябины.

Посмотрите, как красиво мастер расписал посуду; подносы и ложки

(Хохломская роспись).

- Ребята, что же даёт рябина ещё людям? Если её сажали для красоты, украшали посуду? Для чего нужна ещё рябина? (Для украшения.)

- Ещё с давних времён у людей было поверье, что рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А украшения, сделанные из рябины, оберегали людей от болезней, невзгод, неудач.

- Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из рябины.

- Ребята, так какое поверье связано было с рябиной? Что делали украшения, сделанные из рябины? (Оберегали.)

- Посмотрите, какое большое значение имеет рябина для людей. Она оберегает, служит украшением, даёт пищу для людей, и корм для птиц и животных, из рябины изготавливается лекарство.

 Познавательная минутка «Что такое ярмарка?»

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, — Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века — до 18,5 тысячи.

На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки — в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Познавательная минутка «Лечебные  свойства рябины»

При дефиците в организме витаминов, который чаще всего бывает в зимнюю пору, хорошо употреблять поливитаминный чай. Для этого необходимо приготовить смесь рябины и шиповника. Затем залить половину столовой ложки этой смеси двумя стаканами кипятка и настаивать 5-6 часов. Очень уважительно к рябине относится народная медицина. Ее используют как мочегонное, потогонное, желчегонное, кровоостанавливающее средство. А так же при ревматических проявлениях, при болях в груди и как слабительное.

В плодах рябина огромное количество витаминов С, В1, Е. Но кроме витаминов в рябине находится сорбит, сахароза, фруктоза, органические вещества, дубильные. Но и это не весь список положительных свойств. В рябине находится и другие соединительные вещества, которые входят в арсенал природных лечебных средств. Они находятся в провитамине А, Р и аскорбиновой кислоты.

Находится в рябине и пектин. Он уменьшает брожение углеводов, что в свою очередь уменьшает образование газа в кишечнике. Сорбит хорошо сжигает жир в печени и холестерин в крови. Хорошо выводит токсины из организма рябина, за счет желеобразного свойства. Органические кислоты и горькие вещества усиливают функцию желудочного сока – переваривать пищу и повышают секрецию.

Не оставляет без внимания рябина и больных, страдающих заболеванием почек и гипертоников. Им рекомендуется пить свежий рябиновый сок, в осе6нний и зимники периоды. Сок снижает количество холестерина в крови. Нормализует обмен веществ, укрепляет стенки сосудов. Имеет сок и воздействие при пониженной кислотности. Поэтому его необходимо пить по столовой ложке три-четыре раза в день до еды. А вот сироп из рябины употребляют при авитаминозе, ревматических болях, камнях в почках.

Не менее полезными являются и листья с дерева рябины. Их тоже применяют как противомикробное и противогрибковое средство. Мало кому известно, что листья помогают сохранить овощи зимой, если овощи листьями переложить. Из коры рябины готовят отвар, который используют для профилактики атеросклероза.

Применяется рябина, ее настой и наружно от ран, ссадин, порезов.

Косметология тоже всегда приветствовала эту красную ягоду. Из рябины получаются отличные маски, особенно если к ней добавить смородину или клубнику, или лимон. Такая маска подходит для всех типов кожи.

Ветеринары тоже с большим удовольствием используют рябину для лечения домашнего скота. Применяя отвар из рябины при простудных заболеваниях, а из листьев и коры при грибковых болезнях и ранах.

Сценарий развлечения «Рябинник»

Задачи: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником   « Рябинник»,используя народные приметы, обычаи.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, развивать экологическое сознание.

Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.

Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве русского народа.

Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.

Развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.

Совершенствовать связную речь.

Ход развлечения

Под русскую народную мелодию дети входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаем вас! Я рада, что вы пришли на посиделки в мою избу, кланяется: «Хорошему гостю хозяин рад!». А кто знает, откуда пошло такое приветствие – поклон?

Ребёнок: Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить – дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высоким был, чтоб меньше дуло по полу.

Воспитатель: У русского народа много разных традиций. Одна из них – проведение посиделок, которые начинались с Покрова (14 октября), с середины осени. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». «Покров- начало посиделкам, пряжа льна».

Беседа «Что такое посиделки?

- Это время проведения досуга.

- Себя показать да других посмотреть.

- На посиделки собиралась молодёжь попеть да поплясать.

- Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами.

- На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

- Ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Воспитатель: Верно, добавлю, что посиделки проходили поочерёдно, в каждой избе, обычно, большой, просторной. Еду, угощение несли сюда в складчину. Руководила посиделками хозяйка избы – сегодня ею буду я. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

Прошли сельскохозяйственные работы: пахота, посев, косьба, собран весь урожай, перекопаны огороды – теперь можно и повеселиться. «Кончил дело – гуляй смело».

Хороводная игра «Хороводная – огородная»

Воспитатель: Сегодня мы будем отмечать праздник русской рябинки, в народе его называют Пётр и Павел - рябинники. Рябина на Руси считается оберегом, её сажали у дома, вешали ветки над дверью в дом. Что такое Оберег? Как вы думаете? (от слова «беречь», «оберегать», бережно охранять, защищать; это предмет, в нашем случае - дерево рябины, которое нас защищает, оберегает).

- Давайте-ка, и мы тоже повесим веточку рябины под крышу детского сада, ведь он – наш родной дом.

А еще делали рябиновые бусы, они тоже приносили счастье, предохраняли детей от сглаза, порчи, исполняли заветное желание. Встанем в круг. Я буду вам надевать бусы, а вы мне на ушко говорить своё желание.

«Игра с бусами».

А что бы вы пожелали друг другу?

Воспитатель: Русский народ берёг родную землю, с нежностью обращался к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Прочтите ваши любимые стихи о рябине.

Дети читают:

Ты, рябинушка,

Раскудрявая,

Ты когда взошла?

Когда выросла?

Я весной взошла,

Летом выросла.

По зарям цвела,

Солнцем вызрела.

С вечера мою рябину дождичком мочило,

Со полуночи рябину ветром обдувает.

Ветер дует, солнце греет,

А моя рябинушка алеет.

Воспитатель: В старину говорили «С песней дело спорится».Будем кругом ходить – хороводы водить.

Хоровод «Рябинушка».

Воспитатель: На Руси после первых заморозков ягоды рябины становились более сладкими. Крестьянский праздник «Пётр и Павел – рябинники» - это День сбора рябины.

А какие приметы, связанные с рябиной вы знаете?

Приметы про рябину:

«Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая».

«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму».

Воспитатель: А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли часть ягод. Почему? Для кого? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами). Давайте, отправимся в лес, где послушаем, как поют лесные птицы и шепчутся деревья.

Закрыли глаза, представьте, вы в лесу. (Запись «Голоса леса, птиц»)

Рябинушка кудрявая

Стоит в лесу густом,

Красивая и стройная

В уборе золотом.

Рябинушка-красавица,

Ты очень хороша.

Украсила рябинушку

Осенняя пора.

 

Эмпатия:

Воспитатель: «Представьте себя каким-либо деревом. Вы не дети, а деревья. Кем ты видишь себя в воображении? Кто из девочек похож на тонкую рябинушку, берёзку кудрявую, ивушку плакучую, липу цветущую, черёмуху дущистую? А кто из мальчиков похож на могучий дуб, стройный тополь, раскидистый клён?

 

Воспитатель: Ну, что-то мы загрустила, милая рябинушка. Чем можно развеселить гостей? А давайте, частушки петь! Где песня льётся – там весело живётся!

Исполняются частушки:

 

Я рябинушку ломала,

Со рябины пала кисть,

Правой рученькой махала:

Приходи рябину есть.

Пойду в сад поотломаю

Красную рябинушку.

Завлеку – гулять не буду.

Пусть походит зимушку.

Пусть воробушки летают.

Пусть рябинушку клюют.

Отбивают ухожора,

Но едва ли отобьют.

 

Не от солнышка рябина

Кисти принавесила.

Не от радости девчонка

Голову повесила.

 

За деревней я гуляла,

Там Андрюшу видела.

Под рябиной сидел, плакал –

Курица обидела.

Воспитатель: На посиделках шутили, 2 ребёнка показывают диалог-шутку:

1-ый – Ты пирог ел?

2-ой – Нет, не ел!

1-ый – А вкусный был?

2-ой – Очень!

Воспитатель: А вот уж наши девушки готовы похвалиться вышитыми платками.

Танец с платками.

Воспитатель: Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки не обходились без игр, да считалок.

Игра «Охотник»

Дети стоят в кругу, водящий говорит считалку, показывая по порядку на каждого. На слова «Ты – охотник. Ой, беда!», Охотник кричит: «Разбегайся кто куда!»

Воспитатель: Слышите, кто-то шубуршится, кряхтит. Наверно, мы своим весельем кого-то потревожили.

Входит Домовёнок: Расшумелись, спать не даёте.

Воспитатель: Проходи, Домовёнок, проходи , родненький!

Домовёнок: Да у меня родни – только лапти одни.

Эй, топни, нога, да притопни, друга.

Ты не стой на пути, коли жизнь дорога.

Воспитатель: Ты же взрослый, Кузьма, детям хорошие манеры прививать надо, а ты даже не здороваешься.

Домовёнок: А что делать-то надо?

Дети: Надо поздороваться!

Домовёнок: Здравствуйте, дети, Я – домовёнок Кузя. Не забыли меня?

Дети: Нет, не забыли!

Домовёнок: А я вот что-то забыл, как тебя зовут? (указывает на ребёнка, тот отвечает). А тебя? (И т.д.) Нет, так не годится.

Давайте знакомиться дружно. Когда я три раза хлопну в ладоши, вы все вместе сразу назовите своё имя. Так и познакомимся (по команде все дети разом называют свои имена).

Домовёнок: Очень приятно было с вами познакомиться, дорогие дети! А почему вас так много сегодня собралось?

Дети: мы отмечаем праздник русской рябинки, веселимся на посиделках.

Домовёнок: Праздники я люблю, а больше всего песни да хороводы.

Хоровод «Бояре»

Домовёнок: А я вам принёс вкусную загадку о рябине и других лесных ягодах.

Проводится игра «Узнай ягоду- рябину по вкусу».

Дети: Рябинка, терпкая, горькая на вкус. Она содержит каротин, не уступает по содержанию каротина моркови, облепихе, петрушке. Содержит витамины С, Р, сорбит, дубильные вещества.

Домовёнок: Лекарственные, целительные свойства рябины люди знали всегда, посему и заготавливают рябиновый квас, слабительный и прохладительный. Спасибо, дети, я много узнал от вас, я тоже пью морс из лесных ягод. Вот и вам кувшинчик морса припас – пейте, здоровейте!

Дети: Спасибо, мы и сами попьём и гостям нальём. Пойдём с нами, Кузя, погуляем возле рябинки, да ягодок пособираем. Приходите в группу к нам на чаепитие!

Уходят под песню «На горе-то калина, под горою малина…»

Дети: «Кузя, а ты знаешь, что лесные ягоды не только вкусные, но и полезные, ими лечат людей»

Домовёнок: Ой, что-то у меня зубы разболелись, сердце забилось, в животе заурчало! Дайте мне таблетку!

Дети: Кузя, надо вести здоровый образ жизни, на печи не лежать, а по лесу ходить, свежим воздухом дышать, да полезные ягоды собирать!

Домовёнок: А что вы знаете о ягоде рябине?

Литература

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 4
Нина 27.01.2015 01:08 #
Очень грамотный и обьёмный проект.Очень рада что вы поделились.Спасибо
Галина 21.10.2015 12:16 #
Замечательный проект!!!
Ольга 05.04.2016 20:58 #
Молодец! Проведена большая работа, охвачены все области.Интересно! Творческих успехов Вам!
елена 21.11.2016 22:53 #
молодец!! очень понравилось!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 21981
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.