Цифры рядом с нами

  пт., 23.12.2022

Авторы:

Бондарь Анна Александровна, учитель-дефектолог

Лайкова Наталья Леонидовна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

Введение  

Тип проекта: информационный.

Срок проведения: октябрь - ноябрь 2022 года.

Авторы проекта: Бондарь Анна Александровна, учитель-дефектолог;  Лайкова Наталья Леонидовна, воспитатель МАДОУд/с№87 города Тюмени

Участники проекта: дети 5-6 лет группы с ЗПР и их родители; учитель-дефектолог Бондарь Анна Александровна; Лайкова Наталья Леонидовна, воспитатель МАДОУ №87 г. Тюмень

Цель проекта: Развитие познавательного интереса, мыслительных операций, речи и творческих способностей детей с ЗПР при формировании представлений о графическом образе цифры.

Образовательные задачи:

- закреплять представления о графическом образе цифры и её графическом воспроизведении;

-узнавать цифру визуально в печатном, письменном виде и в различных стилизованных видах (контурные изображения, номера автомобилей, цифры на автобусе, доме, двери, электронном табло и т.п.); узнавать цифру двигательно-осязательно путём ощупывания, обведения по контуру (объёмные цифры, из пластмассы и дерева, цифры из наждачной бумаги, фетра, бархата)

- активизировать словарь детей по теме (пространственные понятия и предлоги до, после, между, посередине, за, следующий), использовать в речи логико-грамматические конструкции;

- применение знаний о цифре детьми с ЗПР в повседневной жизни.

Воспитательные задачи:

-развивать кругозор детей, интерес к художественному слову, воспитывать чувства сопереживания, гордости за поступки героев художественных произведений.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать память, внимание, мышление, воображение; стимулировать желание детей и родителей собирать дополнительную информацию, оценивать полученные результаты.

Актуальность:

Большинство детей с ЗПР показывают существенные недостатки в освоении образа цифры. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Следует помнить, что цифра-понятие вторичное. Т.к. цифра- это система знаков для записи чисел, их графическое обозначение. Первичным же является формирование счётных навыков и этот процесс с различением цифр  обычно связан не одномоментно.

Актуальность  темы обусловлена несколькими обстоятельствами:

во-первых, вопросы методики  изучения цифры  с детьми  в условиях коррекционно-развивающего обучения разработаны недостаточно полно;

во-вторых, совершенствование коррекционно-развивающих приёмов по данной теме позволяет учитывать индивидуальные возможности восприятия и анализа учебного материала конкретным ребенком;

в-третьих, от состояния знаний в области цифры существенным образом зависит успешность выполнения устных и письменных действий  в разделе знакомства с арифметической задачей;

в-четвёртых, изучение цифр способствует формированию общих интеллектуальных умений детей с ЗПР.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Дети:

формирование  представления о числовом ряде и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда;

формирование  прочного графического образа цифры;

активизация словаря пространственных представлений и предлогов;

развитие мелкой моторики у детей;

 развитие эмоционально-коммуникативной сферы;

 применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы;

умение детей самостоятельно использовать на практике полученные знания в разных видах деятельности;

 положительная динамика мониторинга по ФЭМП.

Педагоги:

 повышение уровня профессионального мастерства педагога в рамках коррекционно-развивающей работы по формированию графического образа цифры у детей с задержкой психического развития;

накопление  дидактического материала и расширение  в группе математической развивающей среды;

раскрытие творческих способностей и оригинальности мышления у педагогов.

Родители:

повышение компетенции и активизация интереса родителей формированию графического образа цифры у детей;

 приобретение и накопление нового опыта и радости общения со своим ребенком;

вовлечение родителей в единое пространство «семья — детский сад».

Основная часть

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития в вопросе знакомства с цифрами   носит комплексный характер, проходит через все виды детской деятельности и осуществляться в ходе режимных моментов. Непременным условием  работы в рамках проекта является взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

Участники

Содержание проектной деятельности

Срок

Предполагаемый

результат

1 этап - подготовительный

Формы работы

Учитель-дефектолог, воспитатели

Корректировка перспективного планирования по знакомству  с цифрой и формированию графических навыков Подборка инструментария, атрибутов для игр.

1 неделя октября

Обогащение предметно – развивающей среды по теме проекта, изготовление пособий и атрибутов.

Родители

Прогулки по улицам города, в магазин.

Информирование родителей о предстоящем проекте.

2 этап - основной

                                                                    Формы работы

Учитель-дефектолог

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

Работа с детьми. Сбор информации, где встречаются цифры и числа (на улице, дома, в магазине). Работа с дидактическим познавательным материалом. Занятие «Стоит в поле теремок». Отгадывание загадок, заучивание пословиц с детьми, где упоминаются цифры.

Беседы с детьми по фото: «Цифры на моей двери»,  «Автомобильный номер» и т.п.

Работа с родителями. Мастер-класс для родителей  «Цифры с нами».

Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»

Занимательный материал, такой как "Задумай число, покажи цифру", "Цифра, как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?", таблицы Шульте.

октябрь-ноябрь

 

Формирование представлений у детей о числовом ряде и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда.

Соотнесение результатов счёта с количеством и цифрой. Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Развитие логического и творческого мышления.

Воспитатели

Социально-коммуникативное развитие

Драматизация сказок: «Теремок», «Три поросёнка», чтение русских народных сказок.

Познавательное развитие

Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование, лепка и украшение цифр.

Развитие творческих способностей детей при закреплении образа цифры через совместное с педагогом комбинирование приёмов рисования, лепки, аппликации.

Родители

Заучивание считалок, загадок, решение логических задач (дома). Домашняя игротека (подбор игр на закрепление цифр). Изготовление цифр из разных материалов для игры «Угадай на ощупь».

Накопление нового опыта в развитии познавательной активности детей.

3 этап – заключительный

                                               Формы работы

Учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение эффективности внедрения технологии; разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.

Комплексное итоговое занятие      

«Сказка с цифрами «Три поросёнка».

Математические пособия: «Числовой поезд», «Соседи по вагончику», «Умная ёлочка».

Изготовление и игры с лэпбуком «Цифры».

4 неделя ноября

 

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики в части работы с числом и цифрой и формировании словаря понятий(«перед», «между», «посередине», «после», «следующий»).

Воспитатели

Родители

Создание панно: «Такие разные цифры» (блёстки, наждачная бумага, фетр, бархат, бусинки, проволока и др.).

Повышение уровня профессионального мастерства педагога и расширение  в группе математической развивающей среды.

Вовлечение родителей в единое пространство «семья — детский сад».

Вывод

Результаты промежуточного мониторинга психолого-педагогической диагностики (январь месяц)  представлены в таблицах. Критерии эффективности реализации проекта подразделяются на количественные и качественные:

-количественные: количество проведенных мероприятий с дошкольниками с ЗПР, количество детей, принимающих участие в мероприятиях, положительная динамика в усвоении элементарных  математических представлений в части знакомства с цифрами по результатам психолого-педагогической диагностики познавательных процессов под редакцией Е.А. Стребелевой, (см. таблицу №1)

- качественные: уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями, уровень удовлетворенности специалистов. (см. таблицу №2)

Показатели количественных критериев эффективности

Таблица №1

Количество усвоенных знаний дошкольниками с ЗПР в %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

85 % - 100%

41% - 84%

Менее 40 %

Достаточные представления о числовом ряде (в пределах 3) и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда.

Прочный графический образ  цифры.

Достаточный словарь пространственных представлений и предлогов.

Достаточный уровень развития мелкой моторики.

Имеются представления о числовом ряде (в пределах 3) и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда, а также её графическом образе. Ребёнок знаком со словарём пространственных представлений и предлогов.

Уровень развития мелкой моторики на промежуточном этапе активизации.

Нет представлений о числовом ряде (в пределах 3) и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда, а также её графическом образе. Ребёнок не знаком со словарём пространственных представлений и предлогов.

Мелкая моторика не развита.

 

Начало проекта-1 человек

Начало проекта-2 человека

Начало проекта –10 человек

Конец проекта – 5 человек

Конец проекта – 5 человек

Конец проекта – 3 человека

Показатели качественных критериев эффективности

Таблица №2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями

                  10 человек

3 человек

0 человек

Уровень удовлетворенности специалистов проведенными мероприятиями

3 человека

1 человек

0 человек

Результат проекта.

Таким образом, по завершению работы в рамках краткосрочного проекта по формированию графического образа цифры у детей с задержкой психического развития и  по итогам промежуточной  диагностики можно сделать следующие выводы:

Количество усвоенных знаний дошкольниками с ЗПР:

В начале проекта-1 человек (8%)на высоком уровне, 2 человека (15%)- на среднем уровне, 10 человек (77%)- на низком уровне. Показатели к концу проектной деятельности:  5 человек (38%) на высоком уровне, 5 человека (38%)- на среднем уровне, 3 человек (24%)- на низком уровне. Уровень знаний и представлений о цифрах повысился  у 9 детей, что составляет  70% от общего количества детей, участвующих в проекте.

Следует обратить внимание на положительный отклик и оценку со стороны родителей и педагогов, принимающих участие в проекте.  Их оценка отражена в уровнях удовлетворённости проведёнными мероприятиями. Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, творчество, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Накопленные дидактические материалы и  практический опыт работы в образовательном процессе по теме проекта позволяют  в дальнейшем продолжать и расширять индивидуальную коррекционно-развивающую работу в подготовительной к школе группе у детей с ЗПР.

Список используемых источников:

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. /Под общей

ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003 — 96 с.

  1. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/автор-составитель Т.В. Гулидова.- Волгоград:Учитель.-135с.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал материал для обследования детей»; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010027, Серия А № 0010028

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 739
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.