«Чудеса тепличные» познавательно-исследовательский проект |
чт., 22.12.2022 |
Составители:
Ахмерова Лариса Семеновна,
Щербина Любовь Александровна
воспитатели МБДОУ "Детский сад "Северная сказка"
г Новый Уренгой
Вид проекта: познавательно – исследовательский;
Продолжительность: долгосрочный;
Участники исследовательской деятельности: дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников;
Место проведения: экологическая студия
Объект исследования: овощные культуры болгарского перца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, зелени укропа, пшеницы;
Материал и оборудование: 2 биолаборатории, грунт для посадки, вода, семена и корневая рассада овощных культур (томата, перца сладкого, огурцов, , укропа, гороха, фасоли. свеклы, картофеля); садово-огородный инвентарь: лейки для полива, ведерки, лопатки, грабли для рыхления почвы, муляжи овощей для игр и рассматривания, коллекция семян огородных культур, схема алгоритм трудовой деятельности;
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, трудовая, продуктивные виды деятельности, ведение дневника наблюдений;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
Актуальность: важной задачей экологического воспитания сегодня является воспитание экологически грамотного человека с раннего детства.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности детей не очень тесно общаются с природой. Не все из них имеют возможность увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе знакомства с окружающим миром позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.
Проект даст детям непосредственную возможность увидеть, как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем они полезны, как используются в пищу.
Умение самим увидеть посадку определенных овощных культур, ухаживать за ними, понаблюдать, как быстро и в какую форму превращаются недавние семена и рассада поможет детям почувствовать сопричастность с природой, позволит приобрести первые полезные трудовые навыки, положить начало формированию отношения к земле как богатству страны, заложить основы любви к ней и к труду. Главное, выращенный и собранный урожай даст возможность употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: формирование знания детей о посадке и уходе за некоторыми огородными культурами в условиях умной теплицы.
Задачи:
- Ø познакомить детей среднего дошкольного возраста с процессом выращивания огородных культур томата, перца болгарского, огурца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, укропа.
- Ø познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени - укропа;
- Ø развивать у детей познавательную активность, желание участвовать в трудовой деятельности, формировать трудовые навыки;
- Ø формировать представления о внешнем виде вышеуказанных огородных культур, особенностях их внешнего строения, различать семена и рассаду;
- Ø побудить у детей интерес к конкретном объектам - огородным культурам, через стихи, загадки, исследовательскую деятельность;
- Ø формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста данных культур, изучение системы подачи влаги, света и тепла с помощью датчиков в умной теплице;
- Ø формировать умение наблюдать за изменениями роста огородных культур в условиях теплицы, учить детей ежедневно ухаживать за огородными культурами в условиях теплицы и видеть результат своего труда;
- Ø способствовать экологическому просвещению родителей и развитию партнерских отношений с семьями воспитанников через привлечение к участию в проекте;
- Ø воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к окружающему миру природы и ее объектам.
Ожидаемые результаты:
- Ø дети узнают о том, что овощные культуры являются источником витаминов;
- Ø дети познакомятся с процессом посадки томата, болгарского перца, огурца, петрушки, салата листового, укропа в открытый грунт теплицы и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при их выращивании;
- Ø у детей сформируются знания и представления о росте овощных культур в условиях умной теплицы;
- Ø у детей обогатится словарный запас за счёт новых слов;
- Ø дети познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами об овощных культурах томата, огурца, перца, укропа, петрушки, лука;
- Ø дети узнают, где и в каких целях используются плоды овощных культур;
- Ø активная помощь родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
План реализации проектной деятельности:
Этап |
Название мероприятия |
Неделя месяца |
1 Подготовительный |
|
|
АПРЕЛЬ |
||
|
-знакомство детей и родителей с идеей проекта и биолабороторией; |
3 |
-подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах и зелени; |
3-4 |
|
-подбор консультаций и рекомендации для родителей; |
3 |
|
-разработка плана проекта; |
3 |
|
-подбор иллюстративного и демонстрационного материала о томате, огурце, болгарском перце, укропе, петрушке, фасоли, горохе, пшенице; |
3-4 |
|
подготовка ящиков с грунтом, инвентаря для высадки семян и рассады; |
4 |
|
-подготовка посадочного материала (семена укропа, огурцов, томатов, болгарского перца, фасоли, гороха, пшеницы, клубни картофеля и свеклы ); |
4 |
|
|
МАЙ |
|
|
-создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты»; |
1 |
-оформление коллекции семян овощных культур и рассматривание; |
1 |
|
-изготовление атрибутов к драматизации сказки «Репка», «Пых»; |
3 |
|
-консультации для родителей «Лук от семи недуг»; |
4 |
|
2- Основной |
-рассматривание и изучение посадочного материала, коллекции овощных культур, знакомство с биолабороторией «Умная теплица»; |
2 |
-беседа «Что нужно растениям для роста?»; |
3 |
|
-загадывание загадок об овощных культурах; |
3 |
|
-совместная трудовая деятельность: посадка семян огурца, томата, гороха, фасоли, укропа, пшеницы; |
3 |
|
-двигательная деятельность «Вкусный обед» |
3 |
|
-изобразительная деятельность (рисование) «Лук от семи недуг» ; |
4 |
|
-совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив в воды в бочонок биолаборатории, рыхление по мере необходимости); |
На протяжении всего времени проекта |
|
-рассматривание коллекции семян огородных культур; |
4 |
|
-подвижная игра «Мыши в кладовой»; |
4 |
|
-чтение белорусской сказки «Пых»; |
4 |
|
-дидактическая игра «Чудесный мешочек»; |
5 |
|
-аппликация (коллективная работа) «Веселая грядка»; |
5 |
|
-дидактическая игра «Большой – маленький»; |
5 |
|
|
-консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей»; |
5 |
|
ИЮНЬ |
|
|
-чтение стихотворений об овощных культурах; |
1 |
беседа «Овощи с огорода»; |
1 |
|
-дидактическая игра «Посадили огурец, вырос славный молодец»; |
1 |
|
-театральное представление по белорусской сказке «Пых»; |
2 |
|
-подвижная игра на участке группы «Зайцы и капуста»; |
2 |
|
-рисование «Огурец»; |
2 |
|
-настольные игры домино «Овощи и фрукты»; |
3 |
|
-аппликация «Тарелка с овощами»; |
3 |
|
-лепка «Заюшкин огород»; |
4 |
|
-подвижная игра «Вершки и корешки»; |
|
|
консультация для родителей «О пользе свекольного сока»; |
4 |
|
-прием в пищу продуктов выращенного в теплице урожая (салата из свежих огурцов, помидор, перца и зелени); |
По мере созревания |
|
|
ИЮЛЬ |
|
|
-беседа «От моркови больше крови»; |
1 |
-опытно-экспериментальная деятельность «Сравни на вкус»; |
1 |
|
-рассказывание русской народной сказки «Репка»; |
1 |
|
-дидактическая игра «Какого овоща не стало?»; |
2 |
|
-музыкальная игра «Во саду ли, в огороде»; |
2 |
|
-лепка «Кабачок- круглый бочок»; |
2 |
|
-рисование «Угостим зайчика морковкой»; |
3 |
|
-сбор урожая огурцов в теплице, рассматривание плодов; |
3 |
|
-подвижная игра на участке группы «Найди овощ»; |
3 |
|
-аппликация (коллективная работа) «Приглашаем в огород –посмотрите ,что растет» |
4 |
|
-дидактическая игра «Разложи по порядку» |
4 |
|
настольная игра- разрезные картинки «Фрукты, овощи» |
4 |
|
-подвижная игра на участке группы «Донеси овощ до корзинки |
5 |
|
-консультация для родителей «Польза овощей» |
5 |
|
|
АВГУСТ |
|
|
-беседа «В каких овощах больше пользы, в сырых или отарных?»; |
1 |
-рисование «Урожай овощей»; |
1 |
|
-театральное представление по русской народной по сказке «Репка»; |
1 |
|
-дидактическая игра «Поварята»; |
2 |
|
-сбор урожая томатов и огурцов, рассматривание плодов |
2 |
|
-лепка «Помидор и огурец» |
2 |
|
-подвижная игра «Собери урожай»; |
3 |
|
-аппликация «Репка»; |
3 |
|
-развлечение «Веселый огород»; |
3 |
|
-рисование «Репка»; |
4 |
|
-подвижная игра на участке «Овощи или фрукты»; |
4 |
|
-наблюдение за подготовкой грунта теплицы к зимнему периоду; |
4 |
|
СЕНТЯБРЬ |
|
|
|
-конкурс поделок «Чудо- овощ»; |
1 |
3 Заключительный |
-анализ результативности проекта; |
1 |
|
-презентация продукта детской творческой деятельности по теме проекта (рисования, лепки, аппликации) для родителей; |
2 |
-презентация итоговых результатов проекта для родителей и заинтересованных лиц (презентация); |
2 |
В процессе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- Ø проектная деятельность помогла формированию у детей интереса к огородным культурам, исследовательской деятельности с огородными культурами;
- Ø способствовала приобретению дополнительных знаний о пользе, многообразии и выращивании огородных культур;
- Ø способствовал формированию уважительного отношения к труду людей;
- Ø способствовал развитию заинтересованности родителей и их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников.
В проекте приняли участие дети группы «Звездочки», родители, педагоги группы.
Дошкольники обогатили свои представления о многообразии, способах посадки и выращивания различных огородных культур в биолаборатории. Дети узнали о лекарственных свойствах огородной зелени: укропа.
В период реализации проекта дошкольники вместе с родителями принимали участие в посадке лука и зелени в домашних условиях. Совместно с педагогами дошкольники наблюдали за ростом и развитием культур, посаженных в умной теплице. Вместе с родителями дошкольники посетили овощной магазин и познакомились с видами огородных культур на прилавке магазина. Также дети принимали участие в совместном с родителями приготовлении овощных блюд и салатов в условиях семьи.
В процессе осуществления проекта была изготовлена коллекция семян огородных культур, благодаря чему дошкольники узнали и увидели, каких видов и сортов они бывают.
Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями способствовала развитию у детей познавательного интереса, формированию новых экологических знаний. Реализация проекта способствовала закреплению навыков заботливого отношения дошкольников среднего дошкольного возраста к окружающему миру природы и ее объектам.
Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в дошкольном учреждении, компетентности в вопросах экологического просвещения.
Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития, 2013.
- Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
- Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Николаева С.Н.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2016.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика - Синтез, 2006.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010018, Серия А № 0010019
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf