"Вот моя деревня, вот мой дом родной" долгосрочный проект для детей 4-7 лет

  пн., 19.12.2022

Составители:

Гафурова Аминат Шамиловна воспитатель

Змановская Роза Джумаевна учитель- логопед

МБДОУ"ДС "Золотой ключик"

ЯНАО, Пуровский район, г Тарко -Сале

Цель: приобщение детей к историческим и духовным ценностям жителей деревни , воспитание уважения к   культурным традициям, обычаям и  быту   крестьян.    

Задачи развития:

  • Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям деревенских жителей
  • Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
  • Развитие творческого мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

Младший дошкольный возраст:

  • Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
  • Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.

Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Возраст детей – 4 - 7 лет.

Срок реализации проекта 2 года – 2022-2024гг.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (март - май 2022г.)

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – основной (май - июль – 2023г.)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.

III этап – итоговый (июль – сентябрь 2015г)

Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание на территории сада необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью крестьян

       оформление на участке детского сада деревенский двор; макет колодца. зеленого луга   (макеты  цветов, грибов) макетов домашних животных (Свинья, лошадь, кошка, бык); домашних птиц (петух, курица, цыплята гусь, гусыня, гусята, утка, селезень, утята, индюк, индюшка, индюшата)

2.  В рекреации детского сада: создание мини-музея «Русская изба»:

Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;

самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;

коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода);

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы, люлька

      3.  Подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.

Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций; создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»

Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее».

  1. Система работы по расширению представлений детей о жизни людей в деревне

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.

По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.

Основная задача проекта - отработать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступны ему: природа, труд людей, традиции, обычаи , культура общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерные для данной местности или донного края. Отбор соответствующего материала из литературы  по данной теме позволит  сформировать у дошкольников представления о жизни  и быте культуре, традиции жителей деревни,  В основу систематизации  знаний детей о жизни в деревне разделено на четыре основных раздела: мир природы, деятельность людей, культурный облик, обычаи родной деревни. В основу систематизации знаний детей о деревенском укладе жизни положена взаимосвязь между четырьмя разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает преобразование мира природы в культурный облик любого края.

Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной картине мира. Но и поможет овладеть культурологическими видением. Проникнуть вскрытую сущность многих явлений, понять  диалектику исторических событий.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в  том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего.  

Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности, - это слова А.С.Пушкина.

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.

 Именно это и побудило меня разработать проект:

  «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Перед собой поставила следующие задачи:

Углубить и конкретизировать представления детей о жизни людей в деревне

Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры (фольклор),

 народно – прикладное искусство, жителей деревни.  

Расширить представления о флоре и фауне.  

Воспитывать у детей уважительное отношение к людям живущих в деревнях

Дети, должны знать   историю деревенской национальной культуры, быта, традиции, обычаи  и уважительно относится жителям, к их быту, культуре, традициям.

Для реализации моего проекта необходимо было создать на участке детского сада и в рекреации ДОУ развивающую среду.

Я   учитывала   рекомендации педагога – психолога. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.

В связи с этим я решила широко использовать в своей работе наглядность. Для того чтобы дети могли увидеть домик в деревне сделала макеты бабушки и дедушки, макет свиньи, лошади, кошки, петуха, курицы, гуся с гусыней, утки с селезнем, индюка с индюшкой, так же макет колодца.

 Системная «паутинка» по проекту      

                                                          Актуальность

Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Давайте подумаем какие. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства. Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причина вымирания деревни и как ей выжить? Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Цена приспособленности крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве. Дополняя личными. Опираясь на наблюдения и свой опыт. Духовный мир крестьянина обогащал восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность. Трудолюбие и любовь к семье, в котором проводились трудовые и нравственные воспитание. В семье воспитывалось уважение друг к другу, взаимопомощь. Мы городские жители не имеем этнического лица. Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней.

 Без традиции и культуры нет ни одного народа – это часть общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как отечественную историю 

Как нам не хватает этого сейчас!

        Краткое описание основной идеи социального проекта

           «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

 Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что

пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой

планете Земля!

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их

радовало, а что тревожило?

Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

К сожалению, наши дети не знают, что земля с любовью одаривает своими плодами каждого, кто любит бережно трудиться. Очень важно формировать положительное отношение к труду на земле, начиная с детства, интереса к изучению традиций русской культуры, ознакомление с устройством и бытом русской избы, традициями русского народа, расширить кругозор. Воспитание любви к прекрасному, творчеству. Развитие познавательных способностей творческого мышления. Освоение и овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Быть хозяином своей земли – значит относиться к природе бережно, лечить нанесенные ей раны, жить заботами родной земли, животному миру.

Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался не нарушать их.

Активными участниками проекта являются дети, воспитатели и родители.

Данный проект станет трамплином для других образовательных учреждений города и района.

На участке детского сада имеется участок, здесь организовали огород и выращиваем картофель вместе с детьми и родителями посажена картошка, петрушка, укроп.

 Результаты работы картофельного огорода дал положительный результат.

Реализация поставленных задач осуществляется через содержание проекта, который включает: ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля.

Овладения правилами и приемами действий ручными инструментами за жизнью растений, применить посильное участие в сельхоз труде.

В рекреации ДОУ создан мини - музей детского сада для реализации проекта отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

 Ожидаемый результат

В результате проектной деятельности дошкольник должен знать представления о традициях, быте, культуре и  дикоративно- прикладном искусстве русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) понимать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека.

- сельхоз виды профессии

- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье

- правила безопасного поведения и гигиены при работе на участке

- уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, получать необходимую информацию об объекте деятельности используя литературу о растениях, знания местных климатических условий

- соблюдать последовательность   технологических операции при выращивании картофеля.

                                             Работа с родителями

Провести родительское собрание на нравственно - патриотические темы;

  открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

 вечера вопросов и ответов; Конкурс «Народная тряпичная кукла-оберег»» (Дети вместе с родителями делают  куклу.) - Выпуск для родителей папки-передвижки «Как приобщить ребенка к русской культуре», «Масленица», « Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей». Предложить родителям почитать детям следующие русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «, «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь» и др. Просмотр мультфильмов: «Домовенок Кузя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

проведение совместных учебных мероприятий: выставки, конкурсы рисунков, поделок, родительские семинары, анкетирование, консультации специалистов;

 информационные стенды для родителей, папки-передвижки,

 выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

 совместные экскурсии, совместные с родителями русские праздники

Практическая помощь в оформлении деревенского дворика

 Сбор и посадка семян на участке детского сада                    

Помощь в оформлении скотного двора

План работы по приобщению детей дошкольного возраста к быту, обычаям, культуре  и традициям деревенских жителей

Задачи: формирование экологической культуры детей

Расширение представлений о флоре и фауне.

Знакомство с жизнью и бытом крестьян, культурой деревенских жителей.

Основные направления нашей работы: 

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница» 
       Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. 
  Воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения , образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». 

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи. 
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое. 


2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек и т.п.). 
      В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством. 

      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. 

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 
4. Знакомство с русскими народными играми. 

        Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Формы организации детской деятельности:

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Игры, беседы, тематические экскурсии в мини – музей деревенский дворик, мини- музей «Русская изба» фото – видео съемки, иллюстрации, и.т.д.

            Планирование деятельности с детьми в мини- музее ДОУ

График работы в огороде детского сада

IV

Строки

Мероприятие

Ответственные

1

Март

Подготовка семян

Родители, дети

2

Апрель

Вспашка земли

Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители

3

Апрель

Беседа по технике безопасности

Воспитатели

4

Апрель

Викторина «Ручные инструменты»

Воспитатели

5

Май

Посадка семян картофеля, укропа, петрушки, моркови, свеклы, гороха

Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители

6

Май

Полив

Воспитатели и дети ст. группы

7

Июнь

Беседа по уходу за всходами

Воспитатели

8

Июнь

Полив

Воспитатели и дети подг. группы

9

Июль

Прополка

Воспитатели, дети и родители

10

Июль

Полив

Воспитатели и дети ст. группы

11

Август

Окучивание

Воспитатели, родители и дети ст. группы

12

Август

Полив

Воспитатели и дети подг. группы

13

Сентябрь

Уборка урожая

Воспитатели, родители и дети

14

Сентябрь

Отборка семян

Воспитатели, дети подг. группы

15

Октябрь

Подготовка овощей к зимнему хранению

Воспитатели и дети подг. группы

  Календарно-тематическое планирование

 

№ пп

Тема занятия

Программное содержание

1.

Просим в гости в Горницу

«Изба красна не углами , а пирогами»

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка).

- Познакомить детей кухонными принадлежностями (ухват, чугунок, сито, прялка, горшок, чугунок, самовар). традициями и обычаями русского народа.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, поговорками, новыми словами.

- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

2.

Хлеб – всему голова.

Хлеб на стол, и стол престол, а хлеба нет ни куска и стол доска

Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнёра, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать представления о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширять представления, знания детей о том, как растёт хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор..

 

 

 

«Русский народный костюм-хранитель истории»

 

По одёжке встречают, по уму провожают 

Познакомить с женской русской народной одеждой.

Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о национальных традиций, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре, воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство; воспитывать внимательное отношение к сверстникам; воспитывать нравственное отношение в коллективе. развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка.

6.

 

 «Знакомство с предметами обихода – прялкой и Золотое веретено»

Цели: познакомить детей с предметами русского обихода.

Веретено, прялка формировать представления об этнических особенностях русского

народного ткачества; прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм,  вызвать атмосферу радости от общения с прошлым; обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок.

7.

Деревенский скотный  дворик

Цель: Познакомить детей со скотным двором русской избы.

способствовать воспитанию любви к животным, бережному отношению к ним, желанию о них заботиться, развивать умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей. Развивать внимание  и память.

8.

Сердце матери лучше солнца греет.

Цель: формировать у детей представление о духовно-нравственных нормах. Расширять знания и представления детей о многогранном образе матери, развивать воображение и творческую активность детей.  Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими маму, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, воспитывать у детей чувство любви к самому близкому и родному человеку — маме, стремление ей помогать, радовать ее;

9

Знакомство с русскими народными старинными играми.

Цель: познакомить детей с русскими народными играми.

 расширить знания детей о русских народных играх; Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

10

11

Русский народный фольклор

Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки.

12

Бабушкин сундук

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми.

13

Знаешь ли ты сказки?

Развивать память, смекалку

14

Гончарные мастеровые

Обогатить и закрепить знания названий глиняной посуды. Вспомнить русские народные сказки.

15

Дикие животные

Закрепить знания названий диких животных и в каких русских народных сказках они встречаются

16

Что нам осень принесла?

Обогатить знания детей о народных приметах. Использовать песенки, загадки, пословицы.

17

Здравствуй, зимушка – зима

Рассказать о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок

18

 

Проказы старухи зимы Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе.

Заучивание заклички 

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем

Сядем в саночки – самокаточки

19

Русские народные инструменты

«Звончатые гусли», «Балалайка». «Баян»

Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом гусли.

1.  Дать представление о русском народных инструментах (его строении, звучании, принципах игры).

2.  Развивать познавательный интерес к народному творчеству, игре на русских народных инструментах.

3.  Пополнить словарный запас новыми словами (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли).

4.  Формировать у дошкольников любовь к народных культуре, истории.

20

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета Русских Народных Сказок «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк», «Колобок»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развернутые высказывания. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Разыгрывание сюжета Русских Народных Сказок «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк», «Колобок» Лиса - обманщица

21

Роспись полотенца

Рассказать о вышивке, как о виде искусства. закрепить знания детей о таком виде искусства; Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента; Соблюдать линию орнамента; Красиво сочетать цвета. Внести в активный словарь детей следующие слова: Холст, вышивка, орнамент. Дать возможность придумать свой узор.

22

Русский богатырь

Знакомство   с былиной

Вечер былин «Богатыри земли русской»

Дать понятие: былины – древние повести. сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании; ; обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины, старины, сказитель,  - развивать интерес к русскому народному творчеству; развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых. Воспитывать   чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам.

23

Самый главный самовар

Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей чтить и уважать традиции русского народа. повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет; формировать способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

24

Колокола. "Песня колокольчика"

 

Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания. формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

25

Русский фольклор.

Цель: познакомить с мудростью русского народа - загадками; показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских фольклористах.  способствовать развитию интереса к русской национальной культуре, народному творчеству; приобщение детей к истокам русской народной культуры; вызвать желание с помощью воспитателя придумать загадку; • обогащение словаря словами (народный фольклор, фольклористы).  Формировать умение слушать и участвовать в придумывании загадок; способствовать развитию любознательности, речи у детей; развивать внимание, память, мышление, творческие способности. 

26

Берёзонька кудрявая.

Цель: формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.

 дать представления о самом почитаемом дереве в России – Березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве. развивать коммуникативные навыки, навыки изобразительной деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

 

27

 

 

 

 

Русские песни и хороводы.

Цель: познакомить детей  с одним из жанров русского народного танца - хороводом и его разновидностями.

1. разучить русский хоровод с использованием различных фигур;

2. закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки;

3. развивать слуховое и зрительное внимание;

4. свободно ориентироваться в пространстве;

3. воспитывать эстетический вкус, возрождать интерес к народному наследию.

 

28

 

Встреча Нового года.

Снегурочка – внучка Деда

 Мороза.

 

Коляда – отворяй ворота Уродилась Коляда накануне

Цели: Рассказать о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками; Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Рассказ о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок.

29

 

Путешествие на златогривой чудо – тройке.

Цель: создание условий для знакомства детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). 

 создать условия для знакомства с историей палехского промысла его особенностям; закрепить умение слушать рассказы воспитателя, воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, гордость за русских мастеров, любовь к своей Родине.

 

30

Рождества.

Весёлое Рождество.

Цель: формирование основ духовно–нравственной личности дошкольника, воспитание интереса к православным праздникам и традициям русского народа. познакомить с историей возникновения праздника Рождество Христово,

расширять духовный мир детей; воспитывать в детях нравственные чувства: отзывчивость, желание делать добрые дела; создавать радостное настроение; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; воспитывать любовь и уважение к народной культуре.

31

 Широкая Масленица

Рассказ о русском народном празднике Масленица. Пение обрядовых песен

33

Русская матрёшка.

Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица»

Хороший город Городец

Городецкая роспись

Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Составление узоров на готовых формах

Закрепить знания о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм.

34

Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома.

Цели: Познакомить детей с видом народного промысла  хохломой.

Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла

Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из  каких материалов сделаны. Развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

35

 

   Гжель

 «Знакомство с Гжельской росписью» познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов. воспитывать интерес к народному декоративному искусству; 

36

Дымковская игрушеа

(роспись)

Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

 

37

Филимоновская  игрушка(роспись)

Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства. Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Учить раскрашивать вырезанные из бумаги шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы. Развивать воображение и творчество.  Воспитывать интерес и любовь к красоте окружающего мира, к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

38

Весна, весна, пойди сюда!

Закликание жаворонков

Пение заколочек о весне. Словесное упражнение: Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста.

39

Игры – хороводы на Руси

Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе

40

Игрушки наших бабушек.

Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках.

41

Праздник Пасха

Знакомство детей с праздником и его значении в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц.

42

Знакомство с колоколом

колоколом Рассказать детям о значении колоколов на Руси

43

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода.

 Вторая младшая группа

Первые посещения «избы» детьми младшего дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их назначениями, предназначением, способами действий с ними.

Для младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказочки. Начинать же знакомство малышей с фольклором надо с колыбельных песенок, так как дети не только слушают их, но и сами поют, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Кроме того детям этого возраста доступно восприятие частушек - коротких рифмованных песенок, в большинстве случаев состоящих из четырех строчек и исполняющихся полуговорком в характерной звонкой манере.

На ровне с «малыми фольклорными формами» используется народный календарь, который фиксирует в сознании детей сезонные изменения в природе, позволяет построить систему сенсорных праздников.

Уже в этом возрасте необходимо знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и начинать знакомство надо с народной игрушки, так как деревянная матрешка или глиняная свистулька помогут детям понять характер своего народа.

 Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказке «Репка».

К концу года дети должны:

-называть предметы ближайшего окружения, знать их назначение, уметь ими пользоваться;

-слушать, понимать и знать потешки, считалки, сказки;

-играть в народные игры;

-воспринимать и напевать песенки и частушки;

-отмечать сезонные изменения в природе;

-иметь представление о народной игрушке.

различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репка).

  Средняя группа

В средней группе дети продолжают знакомиться с предметами домашнего обихода, орудиями труда. В этом возрасте , наряду с предметами домашнего обихода, орудиями труда. В этом возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место уделяется народной сказке, пословицам , поговоркам , заклинкам.

Дети знакомятся с хороводными песнями , исполняют их в сочетании с движениями. Как и в младшем возрасте с народной игрушкой, народными промыслами, пополняют свои знания по этому вопросу на занятиях изобразительного искусства.

Народный календарь является канвой для познавательной работы, при ознакомлении с жизнью природы родного края.

Большое место уделяется народным играм , которые не только воспитывают, развивают детей, но и помогают понять характер русского человека.

В этом возрасте дети знакомятся не только с исполнением народных песенок, колыбельных и хороводных песен, но и с народными музыкальными инструментами, делают попытки игры на них.

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

К концу года дети должны:

-называть предметы быта и орудия труда , знать их название , уметь ими пользоваться ; -слушать понимать и знать потешки, сказки, заклички , пословицы и поговорки ; -играть в народные игры;

-воспринимать и исполнять песенки, частушки, хороводные песни ;

-знать и играть на народных музыкальных инструментах;

-иметь представление о народной игрушке;

-отмечать сезонные изменения в природе

знать о сезонных изменениях в природе, иметь представления о пользе природных витаминов.

Старшая группа.

Если в младшей и средней группах даются  только названия предметов и

показывается

их функциональное использование, то в старшей группе подчеркивается историческая преемственность с современными аналогиями (лучина -керосиновая лампа - электрическая лампа ; валек - чугунный утюг - электрический утюг). Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что внешне похожие предметы

имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин ). Продолжается знакомство с декоративно - прикладным искусством.

Дети старшего возраста знакомятся с русской лирической песней, демонстрируя , как в этом одном , из видов словесно-музыкального искусства , отражается жизнь русского человека, его горести и радости .

В работе с детьми большое внимание уделяется пословицам и поговоркам, легендам и былинам . Кроме более сложного фольклорного материала, используется и т акая форма работы как беседа.

Дети продолжают знакомиться с фольклорными и обрядовыми праздниками , участвовать в них и находить связь с изменениями в жизни родной природы .

Дети все больше знакомятся с народными играми не только хороводного, но и соревновательного характера.

Дети знакомятся с русской народной кухней, учатся готовить наиболее простые из

блюд.

Расширять представления детей о сезонных работах в саду и огороде, об орудиях труда.

 Систематизировать знания о том, из чего можно вырастить растение, о процессе посадки.

 Формировать практические навыки посадки растений, учить приемам посева семян и рассады.

Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.
 Закрепить знания о необходимых условиях роста растений.

 Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

К концу года дети должны:

-знать не только название предметов, показывать их функциональное использование, но и историческую преемственность с современными аналогами;

-использовать в активном словаре названия внешне похожих предметов;

-иметь представление о декоративном искусстве;

-слушать и понимать лирические песни

-иметь представление о фольклорных и обрядовых праздниках;

-знать не только хороводные игры, но и игры соревновательного характера;

-иметь представление о народной кухне.

 Знать о сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Подготовительная Группа

В подготовительной к школе группе дети не только продолжают знакомиться с предметами, их функциональном использовании , подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами , но и зависимостью использования предметов от образа жизни ( крестьяне - лучина , более богатые люди - свеча) , а также от места проживания ( в лесной местности - посуда деревянная , в местах богатых глиной - глиняная )•

В этом возрасте широко используется фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки,       пословицы , потешки , загадки ) . Большое внимание уделяется легендам и былинам. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте , красоте , правде . храбрости, трудолюбии, верности.

Детей подготовительной группы знакомят не только с колыбельными и лирическими песнями но , и плясовыми , хороводными , обрядовыми. Учатся исполнять несложные музыкальные произведения на шумовых музыкальных инструментах.

Закрепляют знания о видах декоративно-прикладного искусства, приобретают навыки ткачества и вышивки.

Все больше дети знакомятся с народными играми. Все полученные знания, умения и навыки дети могут использовать в фольклорных праздниках, участвуя в них, находя связь народного календаря с изменениями в жизни природы.

Кроме всего этого дети знакомятся с народной кухней, учатся готовить наиболее простые блюда русской кухни.

создать условия для развития трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста;

 создать условия для формирования понятий о сельскохозяйственном труде;

 познакомить с видами сельскохозяйственной техники;

 познакомить с профессиями сельскохозяйственной отрасли;

 формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями; 

 формировать интерес к исследовательской работе, агротехнологиям;

 развивать интерес к труду на земле;

 воспитывать уважение и чувство благодарности людям, работающим в сельском хозяйстве

 

К концу года дети должны:

-знать не только названия предметов, показывать их функциональное использование , историческую преемственность с современными аналогами , но и о зависимости предметов от образа жизни людей, а так же от места проживания ;

-знать стихи , потешки , пословицы , поговорки , сказки;

-иметь представление о различных видах декоративно-прикладного искусства в том числе о ткачестве и вышивке;

-слушать и понимать не только колыбельные, лирические и хороводные песни, но и трудовые и обрядовые;

-знать русские народные инструменты, исполнять несложные музыкальные инструменты;иметь представление о фольклорных праздниках , устанавливать связь между ними и изменениями в природе.

 имеет четкое представление о профессиях сельскохозяйственной отрасли;

различает и называет сельскохозяйственную технику;

 проявляет интерес к исследовательской работе;

сформировано положительное отношение, уважение и чувство благодарности к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Связь с педагогами в работе над проектом: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Специалисты

Содержание работы

Воспитатели

Игровая деятельность.

Социальное развитие.

Речь и речевое общение.

Познавательное развитие.

Природа.

Художественная литература.

Музыкальный руководитель.

Знакомство с национальным фольклором.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной для детей ясельной группы).

«Потешки расскажем и игры покажем».

Педагоги дополнительного образования ИЗО

Знакомство с народным творчеством.

Практическая работа по народно-прикладному искусству.

Руководитель по физическому воспитанию

Знакомство с русскими народными играми  Национальные виды спорта.Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.

Родители

Практическая помощь в оформлении национального уголка.

Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек.

Выставка совместных поделок. Из бросового материала

Фотовыставка «в деревне в гостях».

Конкурс «Деревенская кухня».

 

Основные направления работы

Цели и Задачи:   Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба».

Изучение быта   русского народа, развитие интереса к прошлому.

6 – 7 лет

Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы (вода, песок, снег, дождь, явления природы).

 

Расширять представления о растительном мире: луговые травы, Зверобой, василек синий полевой,
рябина, багульник, Иван-чай, одуванчик. подорожник. лопух и.т.д), животном мире (волк, лиса, заяц, , гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, метель, пурга).

Расширять и углублять представления о растительном ((береза, клен, тополь, дуб, ель, рябина, смородина, малина, сирень

животном мире (волки, медведи, зайцы, белки, бобры, лисы, кабаны, ежи, полевые мыши.),

Дать целостное представление об экосистеме «леса» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

 

БЫТ ЖИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

 

4 – 5  лет

5 – 6  лет

6 – 7 лет

Дать общее представление о жилище – избе; одежде (взрослой и детской).

Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: печь, люлька, чугунок, ухват. самовар

Дать представление о средствах передвижения (телеги, плот, паром, лодка).

Познакомить с русской национальной одеждой и её украшениями. (рубах, сарафан, косоворотка)

Учить различать элементы узора на национальной одежде: вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

 Расширять представления о предметах домашней утвари, орудием труда: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, самовар прялка веретено горшок ступа метла, серп, коса, молоток, топор,

 мотыга, борона.и.т.д

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА (ФОЛЬКЛОР).

 

4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить детей с колыбельными песенками,

потешками, сказками.

Продолжать знакомить с русским фольклором.

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.

Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях.

Знакомить со столицей нашей Родины. Москва, и их достопримечательностями.

Дать представление о геральдике. РФ,

Расширять и углублять знания о фольклоре рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами.

Знакомить с народными музыкальными инструментами (гусли, балалайка, свирель, баян). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

 

НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

 

4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить с образцами народно – прикладного искусства народных умельцев: детская игрушка –матрешка,

Аппликация из ткани, сукна.

Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.

Плетение из шерстяных ниток, бисера.

Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха.

Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.

Украшения и их символика.

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы с использованием наглядности;

 Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

 Экскурсии; Дидактические игры; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

 Использование народных игр, в том числе хороводов.интеллектуальная

 игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры;

выпуск тематических газет;

организация выставок;

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ- МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА» 

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

(3-4 лет)

№ п/п

Тема

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с деревней

Беседа, показ иллюстраций, фотографий

Октябрь

2.

Русские народные сказки

Занятие, дидактическая игра

Октябрь

3.

русский фольклор. «Из какой сказки?»

Беседа, музыкальное занятие, дидактическая игра

Ноябрь

4.

Моя деревня

Беседа, просмотр репродукций, иллюстраций

Декабрь

5.

Животный мир

Занятие, показ иллюстраций, картин

Декабрь

6.

Растительный мир

Экскурсия в краеведческий уголок, рассматривание альбома

Январь

7.

Колыбельные песни, частушки, потешки

Музыкальное занятие

Январь

8.

В гостях  в Горнице

Русские народные игры, физкультурное занятие

Февраль

9.

Чтение рассказа Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика

Беседа, показ изделий народного промысла

Февраль

10.

«Гуси -лебеди»

Игра – инсценировка

Март

11.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

Апрель

12.

В гостях на русской кухне

Развлечение

Апрель

13

Наш огород

Экскурсия в огород

май

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ - МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА» 

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

№ п/п

 

Тема

Формы работы

Сроки

1.

Знакомство с мини – музеем

«Русская изба»

Экскурсия

Октябрь

2.

Русские народные сказки

Инсценировка

Октябрь

3.

Русский фольклор

«Песни на завалинкке»

      Праздник

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, рассматривание фотографий

Декабрь

5.

Животный мир

Рассматривание картин и иллюстраций «Животные»

Декабрь

6.

Растительный мир

Дидактические игры

Январь

7.

Русский народный фольклор

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Игрища загадок

  загадки, потешки, считалки

Январь

9.

В гости к нам пришёл

 детские игры, физкультурное занятие

Февраль

10.

Уроки бабушки Арины

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

В гостях у сказки

Пальчиковый театр

Март

12.

Флора и фауна

    Экскурсия к краеведческий музей

Апрель

13.

Встреча праздник

    праздник (пасха)

Апрель

14.

Посещение огорода на участке ДОУ

        Экскурсия

Май

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ- МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА» 

                                                           ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

 

 

Тема

 

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с мини – музеем «Русская изба»

Беседа, показ иллюстраций, фотографий, экскурсия в русскую избу

сентябрь

2.

Русские народные сказки

Литературная викторина

Октябрь

3.

Русский  фольклор «Песни на завалинке»

Музыкальное занятие, театрализация

Ноябрь

4.

Моя деревня

Беседа, просмотр видеофильма

Декабрь

5.

Животный мир

Занятие, показ иллюстраций, картин, зарисовки

Декабрь

6.

Растительный мир

Рассматривание дидактических таблиц, опыты

Январь

7.

Фольклор

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Музыкальный калейдоскоп

Концерт для детей

Январь

9.

Мы смелые и ловкие

Атрибуты для подвижных игр:

 Русские народные игры , физкультурное занятие

Февраль

10.

Ремёсла

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

Игра -драматизация

Кукольный театр

Март

12.

Мой  огород

Экскурсия

Апрель

13.

Встреча – праздник

Праздник Пасха Встреча – праздник

Апрель

15.

Флора и фауна

Экскурсия

Май

  ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 

Для детей 4-5 лет

 

Для детей 5-6 лет

 

Для детей 6-7 лет

Макет жилища – Изба

 Иллюстрации деревни

Карта РФ

Игрушка Матрешка

Куклы в русском народном костюмах

Карта России

Куклы в русской народной одежде (взрослый и ребёнок)

Альбом «Мы Россияне»

Географический атлас

Люлька из бересты, кукла – младенец

Гербарий местных растений

Глобус

Ободки с русскими народнми узорами, кокошник

Книги русских  авторов

Альбом «Моя деревня»

Альбомы с фотографиями  растений и животных РФ

Фотоальбом «Наш любимый город»

Альбом «Животные »

Скорлупки ореховые, шишки, листочки, веточки, камешки и другой природный материал

Дидактические игры: «Животные леса», «Что растёт на лугу, а что растет в лесу», «Собери картинку»

Гербарий местных растений

Стаканчики, формочки для воды, снега, зеркальце

Режиссёрская игра «Изба»

Макет «Экосистема»

Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, ткань, бисер, леска, нитки, краски, пластилин и т.д

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  № п/п

 

Формы работы

 

 

Задачи

 

 детей 4-5 лет

 

детей 5-6 лет

 

детей 6-7 лет

1.

Круглый стол

Расширять представления родителей о культурных традициях русского народа

Россия – наш общий дом

Особенности русской кухни с

Адаптированная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

2.

Консультация

Вводить родителей в мир  русской культуры 

 Русский фольклор

Кто в меховом мешочке живёт? ( русские народные игрушки)

Узоры на снегу (искусство плетения домашних ковриков, аппликация из элементов русского узора)

3.

Родительское собрание

Формировать уважение к культурным традициям русского народа

Воспитание детей в русских семьях

Роль русской женщины в сохранении традиций и семьи

Семейный  этикет (нравственное воспитание)

4.

Музыкальная гостиная

Знакомить с многообразием песенной культуры русского , её художественными и психологическими особенностями

Исполнители русских народных песен

Предания старины глубокой (легенды русского народа)

У родного очага

5.

Совместные праздники

Приобщать родителей к основам русских  национальных традиций

В гостях в Горнице

В  деревню к бабушке

Вот моя деревня, вот мой дом родной

6.

Тематические стенды

Формировать представление о содержании понятия «Культура русского народа»

Деревенский двор

Из глубины веков

Народно – прикладное искусство. ремесла

7.

Фотостенды

Формировать у родителей эмоционально положительное отношение к русской  культуре

Войди в природу другом

Русский национальный костюм

Национальная интеллигенция

8.

Экскурсии

Приобщать к участию в патриотическом воспитании детей

В огород на участке ДОУ

В краеведческий музей

В Центр национальных культур

9.

Анкетирование

Сбор актуальной информации

Выявить уровень знаний родителей о русской и интерес к проблеме приобщения детей к русской  культуре

Что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении

Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к культуре русского народа

                         Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10. -- С. 349-352.

Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т. С., Васильевой, М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А./Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -- М.: Мозаика Синтез, 2014. -- 368 с.

Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения./ М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138с.

Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.-24с.

Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.

Измайлов, А.Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов . - Магнитогорск : Мир детства и образования, 2007. -319с.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009989,   0009990,

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1082
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.