Проект в старшей группе «Пшеница» |
сб., 05.02.2022 |
Авторы:
Низамова Лейсан Мадехатовна,
Гусейнова Зумруд Бекбулатовна
воспитатели МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, г. Новый Уренгой
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – познавательный
Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой
Срок реализации: сентябрь.
Возраст детей: старшая группа
Участники: дети, родители, педагоги.
Актуальность:
Известно, что именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек - часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей любовь к Родине, её традициям и обычаям, уважение к людям труда, любовь к природе родного края. К сожалению, иногда приходится наблюдать то, как равнодушно, а порой и пренебрежительно дети относятся к хлебу. Они встречаются с ним ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Но нельзя забывать, что воспитание уважительного отношения к хлебу насущному – это одна из ступеней духовно-нравственного становления наших детей
Участие детей в проекте «Пшеница» позволит максимально обогатить знания и представления детей об этой культуре, почувствовать красоту и щедрость родной земли, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность.
Цель проекта: Познакомить детей со злаковыми растениями (пшеницей), ее изделиями, процессом выращивания и изготовления хлеба, формировать основы экологической культуры у детей через различные виды деятельности, бережное отношение к хлебу.
Задачи проекта:
- формировать представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска, приготовления муки и пр.
- развивать и обогащать знания детей о хлебе, труде людей разных профессий;
- развивать речь, коммуникативные способности, творчество, воображение, моторику рук;
- воспитывать у детей чувства уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу, природе родного края в целом, и рационального вмешательства человека в природу;
- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие, любовь к русским традициям;
- способствовать интересному времяпровождению детей и взрослых
С учетом принципов и интеграции образовательных областей был разработан план практической деятельности реализации познавательно-исследовательского проекта «Пшеница».
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- беседы, игры,
- чтение художественной литературы
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, оповещение родителей о реализации проекта с предложением к участию;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Основной этап:
- Беседы с детьми: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Бережное отношение к хлебу»
Цель: Познакомить детей с тем, что пшеница это злаковая культура, из которой получают муку. Учить бережно относиться к хлебу, как результату чужого труда.
«Вершки – корешки»
Цель: учить детей составлять целое из частей.
«Кто хлеб выращивает», «Какие машины помогают людям»
Цель: познакомить с техникой, которая работает на полях, профессиями людей которые выращивают и производят хлеб.
Беседа: «Что такое солома и для чего она нужна»
Цель: Познакомить детей с соломой, как продуктом пшеницы, для чего она нужна людям и животным, что можно из нее сделать.
Беседа: «Откуда берут манную кашу?»
Цель: Обогатить знания детей о том, что манная крупа – это продукт пшеницы.
2. Рассматривание колосков пшеницы.
Цель: обогатить наглядные представления детей о колоске и пшенице, развитие тактильных ощущений.
Рассматривание сюжетных картинок «Откуда хлеб пришел?
Цель: Развитие связной речи и последовательности рассказа.
3. П/и «Чье зерно скорее соберется?»
Цель: ознакомление с названием зерен растений: овес, пшеница, развитие ловкости детей.
Хороводная игра: «Каравай»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность
Дид. игры: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Чудесный слоник» (узнай на ощупь)
Цель: развитие тактильных ощущений.
П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Д/и «Назови профессию»
Цель: закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Ди «Разложи блинчики»
Цель: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
4. Чтение художественной литературы
р.н.сказка «Колобок»,; укр.н. сказка, «Колосок», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Чтение и разучивание стихов о хлебе, отгадывание задок
Чтение М. Глинская «Хлеб»
5. Экспериментальная деятельность
«Посадка зерен пшеницы»
«Получение пшеничной крупы»
«Получение ржаной муки»
«Получение клейстера»
«Соленое тесто»
6. Материал для самостоятельной детской деятельности
Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» (продукты из пшеницы)
Цель: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание. Закреплять знаний детей изделий из пшеницы.
Обведение и штриховка трафаретов «Крендельки - бараночки».
Цель: Закрепление навыка закрашивания в контуре, развитие цветовосприятия.
Пополнение развивающей среды атрибутами к с/р играм «Пекари», «Хлебный магазин».
Цель: Развитие игрового сюжета, диалогической речи детей, умения соблюдать последовательность действий. Воспитывать уважение к разным профессиям.
7. Просмотр презентаций:
Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»
Цель: Расширить представления о том, откуда появляются хлебобулочные изделия.
8. Художественное творчество:
Лепка: «Колосок»
Аппликация: «Лебеди»
Рисование: «Пшеничное поле»
Лепка: «Хлебница»
Аппликация: «Хлебная машина»
Лепка «Кондитерские изделия» (Соленое тесто)
9. Конструирование из строительного материала:
«Грузовые машины»
Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал
«Зернохранилище», «Хлебный магазин»(домик)
Цель: учить детей строить по образцу, развивать воображение, фантазию.
Заключительным этапом нашего проекта стало выпечка печенья из песочного теста.
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
Как вырастить хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентации о том как выращивают хлеб.
Узнали, сколько интересного можно сделать, используя колоски пшеницы и пшеничную солому.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Литература
- Абрамов Ф.А. «О хлебе насущном и хлебе духовном»; Москва 2014 г.
- Алмазов Б. Наш хлеб;- Л.; 2009
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»; г. Воронеж 2006
- «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с
- Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
- Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008926-0008927
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf