«Как же осень, ты прекрасна!» проект в старшей группе

  чт., 30.12.2021

Составители:

Мясникова Елена Алексеевна,

Городовая Гузель Фирдависовна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели МАДОУ детский сад №158 города Тюмени

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,  вглядываться в нее и вслушиваться!» 

                                                                                      Сухомлинский В.А.

 

Актуальность:

Паспорт проекта «Как же осень, ты прекрасна!»  

Вид проекта:  творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители 

Актуальность:  В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир.

В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Формирование экологической грамотности дошкольников представляет решение следующих задач:

ü Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.

ü Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).

ü  Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

ü Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

ü  Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:

ü личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы.

ü постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

ü построением предметно- развивающей среды в группе и на участке;

ü активным участием родителей в воспитательном процессе.

Взаимодействие педагога и детей

Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой,  поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.

Ознакомление детей с первоначальными знаниями  экологической культуры происходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:

  • -Совместная деятельность вне занятий (художественно-эстетическая деятельность, художественная литература, прогулки, беседы, игры, рассматривание, заучивание, ситуации, развлечения)
  • -Самостоятельная деятельность (экспериментирование, моделирование, игры, рассматривание иллюстраций).
  • Для реализации проекта мной были использованы следующие методы:
  •  -Наглядный (наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин)
  • -Игровой (дидактические игры и упражнения, словесные игры)
  • -Метод моделирования (схемы и символы, проблемные ситуации)
  • -Практический метод (продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность).

Беседы: 

ü «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

ü «Почему опасно бегать с палками?»

ü «О пользе деревьев для человека».

ü «Осенние хлопоты человека».

ü «Деревья осенью»

ü  «Здравствуй осень золотая»

ü «Поздняя осень»

ü «Сколько красок у осени?»

Составление  творческих рассказов:

ü «Зайцы готовятся к зиме еще осенью».

ü «Как белка готовится к зиме?»,

ü  «Как еж встречает зиму?»

Составление рассказа по сюжетным картинкам

ü «Явления природы»

ü «Золотая осень» (рассказ по картине-пейзажу)

ü «Щедрая осень»

Художественное слово

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

П. Молчанов «Последний лист»;

Т. Домаренок «Осенняя сказка»;

Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;

Сладков «Осень на пороге»;

ü Чтение стихотворений

ü Загадки об осени.  

ü Считалочки.  

ü Пословицы

Изобразительная деятельность: 

- рисование

«Натюрморт «Яблоко на блюде»

Рисование « Золотая осень» (с помощью ватных палочек).

Рисование «Ветка рябины осенью»

- аппликация  

«Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево».

«Фрукты в вазе»,

- лепка

Лепка из соленого теста «Корзина с овощами»

Конструктивно-модельная деятельность: 

ü Конструирование из картона «Осень в лесу»,

ü  «Как шишки превратились в животных»;

Ручной труд (природный, подручный материал):

ü «Животные в лесу» из бросового материала

Музыкальная деятельность: 

ü Слушание песен разных композиторов об осени.

ü Слушание произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди «Времена года»

Подвижные игры:

ü  «Живое - неживое»,

ü «Паук и мухи»,

ü  «Стань другом природы»;

ü «Экологический светофор»;

ü  «Времена года»

Дидактические игры

ü «Одень дерево»,

ü «Опиши словами осень»,

ü «Осень в лесу»,

ü  «Вспомни и назови»,

ü «Один – много»,

ü «Будь внимательным!»,

ü  «Осенние деревья»,

ü «Подбери действие»,

ü «С какого дерева листок?»

Приложение №1

Конспект образовательной деятельности

В старшей группе (5-6 лет)

«Перелетные птицы»

Цель:

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах;
  • Побуждать детей к диалогу,совершенствовать навыки связной речи;
  • Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственным и множественном числе;

Ход занятия:

Звучит аудиозапись голоса птиц.

Воспитатель:

-Наступила осень. Время, когда природа готовится к долгому сну. Деревья сбрасывают листву. Животные запасают на зиму запасы. Насекомые забираются в щели под кору деревьев. Растения увядают. В лесу затихают голоса птиц. Лес замирает.

Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, почему в лесу не слышно пения птиц? Что происходит?

Дети птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

- Почему они улетают?

Дети становиться холодно и птицам не чего есть.

Воспитатель:

-Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Какие птицы улетают первыми?

Дети перечисляют птиц.

Воспитатель:

- Да вы, правильно назвали перелетных птицы. Но первыми улетают насекомоядные птицы. Почему?

Ответ детей нет насекомых.

Воспитатель:

- Правильно все насекомые попрятались от холода.

Ответ детей нет.

Воспитатель:

 - Как их отличить? Кто знает?

Воспитатель:

 - У насекомоядных птиц клюв-прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Кто вспомнит насекомоядных птиц? (ответы детей)

Воспитатель:

-Давайте рассмотрим этих птиц (скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка).

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети: Да, можно.

Воспитатель:

- Вторыми в путь собираются, как вы думаете какие птицы?

Дети….

Воспитатель:

- Вторыми улетают зерноядные птицы. И последними улетают водоплавающие.

Воспитатель:

 - Почему у гусей на лапках есть перепонки.

Дети, чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель:

- Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети (Опираясь на картинки, дети называют птиц)

Воспитатель:

 - А сейчас поиграем в игру.

Игра: «Четвертый лишний»

-ворона, соловей, голубь, воробей;

- ласточка, кукушка, соловей, синица;

- петух, курица, индюк, цапля;

-журавль, голубь, цапля, грач;

- чайка, гусь, утка, галка.

Воспитатель:

 - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Птицы летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

 У разных птиц свой порядок:  журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы орлы, ястребы, грифы, соколы компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети в тёплые страны.

Физкультурная минутка.

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Словесная игра «Какая стая» (с мячом)

Клин лебедей – лебединый.

Караван журавлей - журавлиный.

Стая уток-утиная.

Стая грачей-грачиная

Стая соловьев-соловьиная.

Стая голубей-голубиная.

Воспитатель:

-Разучим пальчиковую гимнастику.  

(Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах?

Приложение№2

 

Конспект образовательной деятельности

В старшей группе (5-6 лет)

«В гости к ежику»

Цель:

  • Закрепить знания детей о растениях и животных леса.
  • Закрепить правила поведения в природе.
  • Развивать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки, умение ориентироваться по карте-путеводителю.
  • Воспитывать любовь к природе.

В. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание, сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.

Как вы думаете, от кого это письмо? (предположения детей)

Верно, это наш знакомый ежик приглашает нас к себе в гости, в лес.

Ну что, ребята, примем приглашение ежика? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться в лесу.

Оденем шапки, куртки, резиновые сапоги, ведь на дворе осень. (имитируют движения).

Итак, отправляемся в путь…

Ход путешествия:

Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он лечил зверей разным настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей лесной поляне. А какие, мы сейчас узнаем.

Вопросы:

  1. Какое растение богато витамином «С»? (шиповник)
  2. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (подорожник).
  3. Какое растение сможет определить даже слепой? (крапиву).
  4. Какие растения используют для лечения простуды? (малину, липу, мать-и-мачеху).

(после каждого ответа на полянку вывешивают указанные растения).

Следующая остановка «Дары леса». Осенью в лесу появляется большое количество плодов. Давайте попробуем угадать, какие же дары преподносит нам лес, в который мы совершаем путешествие.

Дети делятся на 4 подгруппы, каждой достается «зашифрованное слово», которое они угадывают по первым звукам картинок.

Эти слова:гриб, орехи, желуди, шишки.

Молодцы! Вот, оказывается, как богат лес нашего друга ежика.

Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте-станция «Музыка леса».

Ребята, что можно услышать в лесу? (шелест листвы, журчание ручейков и, конечно же, пение птиц).

Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких-давайте отгадаем.

  1. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)
  2. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (соловей)
  3. Угадайте, что за птица света яркого боится? Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Кто это? (сова).

После каждой отгадки включается запись с голосом птицы и вывешивается картинка.

Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.

Наше путешествие в загадочный лес ежика продолжается. Да, да! Я недаром сказала «загадочный лес». Он полон загадок и чудес, и следующая остановка: «Чудеса без чудес».

Посмотрите, здесь лежат картинки с изображением животных, живущих в этом лесу, но они рассыпались, когда мы их соберем, мы узнаем, кто живет в этом лесу.

Дети делятся на подгруппы и собирают разрезные картинки.

Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с ежиком. А вот и он. (появляется игрушка ежика).

Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

  1. Не рубить живые деревья и кустарники.
  2. Не разводить костры под деревьями.
  3. Не оставлять мусор (банки и бумагу).
  4. Не рвать цветы.
  5. Не разорять гнезда птиц.
  6. Не брать домой детенышей лесных зверей.

Молодцы! Я уверена, что ежик не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природе. Он всегда будет рад видеть вас в своем лесу.

Давайте споем для ежика песню «С барабаном ходит ежик».

Нам пора прощаться с ежиком. Скоро он впадет в спячку и проспит до весны.

Прощаются. Ежик уходит.

Продолжается работа по интересам. Предлагаются варианты.

  1. Зарисовать лес по впечатлениям. (красками, карандашами)
  2. Из природного материала составить композицию, букет.
  3. Из пластилина вылепить фигурки животных.
  4. Придумать рассказы, сказки о растениях леса.

 

Приложение №3

 Конспект образовательной деятельности (оригами)

В старшей группе (5-6 лет)

«На лесной полянке»

Цель:

  • Расширять представления детей о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды;
  • Учить создавать фигурку животного из одного листа бумаги путем неоднократного складывания бумаги;
  • Развивать у детей познавательный интерес к природе, умение дополнять работу за счет дорисовки деталей, использования природного материала;
  • Воспитывать любовь к природе, усидчивость, аккуратность.

Материал:

  • Серый (коричневый, синий) квадрат бумаги, размером 10х10см.
  • Засушенные травы, цветы, листья.
  • Плотный картон голубого (зеленого) цвета размер А4;
  • Игрушка еж.

Организационная часть:

На полочке стоит корзина с осенними листьями и шишками собрали ребята, когда были на экскурсии в осеннем лесу.

 Воспитатель незаметно берет два комочка бумаги и начинает шуршать.

В.  Ребята, слышите, кто-то шуршит, как вы думаете, кто это может быть? (предположения детей) Если дети не находят нужный ответ, педагог предлагает отгадать загадку:

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это…

Д.  Ежик.  (появляется игрушка ежик).

В.  Как же ты попал сюда, ежик?

В. От имени ежика: Я искал своих друзей и нечаянно забрался к вам в корзинку, вот так и приехал в корзине в ваш детский сад.

В.  Ребята, смотрите какие у ежика колючки, как вы думаете, зачем они ему? (ответы детей)

Еж. (обобщает ответы детей). Верно. Как же мне без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернусьяв колючий клубок, попробуй-ка, съешь меня! Еще иголки помогают мне переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у меня короткие, ими я ничего и взять-то не могу, с их помощью я только передвигаюсь. У меня острые зубы, но во рту тоже много не унесешь, поэтому иголки меня выручают. С их помощью я и жилище свое обустраиваю на зиму.

Вот послушайте, как я это делаю:

Загорелись, как пожар, на рябине кисти,

Катится навстречу шар из осенних листьев.

Ты его не узнаешь? Приглядись-ка-это еж!

Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал на свои иголки.

Их несет к себе домой, стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.

Еж. А чтобы не спать голодным долгую зиму, я стараюсь летом наесться впрок и накопить подкожный жирок. А вы знаете, чем я люблю лакомиться?

Д.  Ты любишь грибы, а еще ты ловишь мышей.

В.  Вы правы. А еще я ловлю разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей, я избавляю лес от многих вредителей.

В. Ребята, как зовут детенышей ежа?

Д.  Ежата.

В.  Весной в гнезде ежа, которое он устраивает где-нибудь под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, а если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи-родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?

Физкультурная пауза:

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим,

На пенечках посидим.

А потом все дружно спляшем,

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились

И домой заторопились.

В. Что ты, ежик, такой расстроенный, тебе не понравилось играть с ребятами?

Еж. Понравилось, но я скучаю по своим друзьям-ежикам.

Практическая часть:

Воспитатель предлагает детям изготовить ежей из бумаги, способом оригами. (друзей для ежика).

Дети с воспитателем рассматривают схему изготовления поделки, приступают к ее изготовлению.

  1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам «книжкой»
  2. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.
  3. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.
  4. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.
  5. Согните вверху уголок первого слоя от себя, вогните внутрь угол от края. Переверните деталь.
  6. Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за угол-носик.
  7. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке.

В. Вот сколько новых друзей у тебя, ежик, появилось. Давайте все вместе поиграем

Физкультурная пауза:

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал, не спеша,

Тихо листьями шурша.

А на встречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

Заключительная часть:

В. Давайте сделаем большую лесную полянку и посадим туда наших ежиков. (дети создают коллективную работу «На лесной полянке», используя листья, привезенные из леса).

Во второй половине дня дети (вместе с ежиком) смотрят мультфильм «Ежик в тумане».

Утром воспитатель сообщает детям, что отвезла ежика обратно в лес, так как он очень соскучился по своему дому.

Ежик просил передать, что очень рад знакомству с ними и передал в подарок игру-лото «Лесные жители».

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0008830, 0008831,0008832

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 121
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.