Игропластика как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

  ср., 29.12.2021

Составитель:

Краева Елена Анатольевна

инструктор по физической культуре

МАДОУ ЦРР - детский сад города Тюмени

Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, здоровья, происходит формирование двигательных способностей, интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в воспитании физических качеств детей дошкольного возраста являются занятия физической культурой. Одним из таких качеств является гибкость.

Каждое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В тазобедренном, плечевом человек обладает большой подвижностью, а в голеностопном, коленном лучезапястном амплитуда движений ограничена связочным аппаратом и формой сустава. Чаще всего человек не часто использует максимальную подвижность и беря некоторую часть амплитуды движения сустава. Недостаточная подвижность в некоторых суставах ограничивает степень возможностей силы, негативно отражается на координационных и скоростных способностях. При определенных движениях, например, поднимании упавшего предмета на пол, гибкость человека играет главную роль. Педагоги не уделяют достаточного внимания роли гибкости в полноценном здоровье и жизнедеятельности детей дошкольного возраста по мере взросления. Однако, развитие гибкости играет важную роль для физического развития человека в целом и воспитания двигательных качеств в частности, так как данный процесс ограничен достаточно жесткими возрастными рамками.

Решения проблемы развития гибкости детей дошкольного возраста как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения методологических и методических условий, закономерностей совершенствования процесса развития как основы физической подготовленности. Проблема развития гибкости у старших дошкольников актуальна потому, что в традиционное физическое воспитание с использованием стандартных физических упражнений посредственно влияют на рассматриваемое физическое качество, сокращая уровень его развития.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме). Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения.

Занятия физическими упражнениями с элементами игропластики – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря физическим упражнениям - игропластики дети становятся бодрыми, гибкими, координированными, улучшается способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.

 Игропластика заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущему организму.   В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Уникальность игропластики заключается в том, что, базируясь на огромном арсенале движений, в работу вовлекаются и эффективно развиваются все мышцы и суставы организма. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ игропластики гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

Цель: Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные – развивать двигательные способности детей и физические качества (гибкость, координацию движений, силу, подвижность в суставах)

Оздоровительные – способствовать оптимизации роста и развития

опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку.

Воспитательная – воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1 Теоретические основы развития гибкости детей дошкольного возраста посредством игропластики

1.1 Гибкость как физическое качество и особенности его развития в дошкольном возрасте

Под гибкостью Е.А. Шакина понимает способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. На практике гибкость часто определяют способностью человека достичь определенного положения. Например, коснутся лбом коленей при выпрямленных ногах выполнить поперечный или продольный шпагат, способность встать из стойки на борцовский или гимнастический мост [44].

Развитие гибкости у дошкольников считается эффективным методом оздоровления организма, который способствует физическому развитию. Дошкольники очень часто гибкие от природы, но развивать гибкость у них очень важно. При отсутствии специальных занятий развитие гибкости у детей дошкольного возраста, его природные возможности ухудшатся и уровень физической подготовки заметно снизится.

Пластичные и гибкие дети, по мнению П.Р. Чудиновой, более ловкие и активные. При всей подвижности из-за эластичности мышц и их быстрого восстановления дошкольники меньше травмируются. Ребенок с хорошо развитой гибкостью при выполнении физических упражнений потратит энергии в разы меньше, чем сверстники, а, следовательно, меньше устанет [45, с.33].

Хорошая осанка играет большое значение в жизнедеятельности ребенка. Скелет является каркасом и опорой всех органов и мягких тканей. Поддержание и формирование правильной осанки является одной из важнейших задач физического воспитания. Упражнения на растяжку очень полезны для укрепления мышц и связочного аппарата. При растяжке в позвоночнике увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшая давление на заднюю продольную связку, сдавливание нервов, снимаются рефлекторные боли, происходит восстановление циркуляции лимфы, крови, оказывается воздействие на рецепторы мышц.

Дети, активно выполняющие упражнения на развитие гибкости, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которая достигается за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

У дошкольников, по мнению И.А. Рябковой, гибкость необходимо начинать развивать с раннего детства. В два-три года детям выполнять упражнения на растяжку легче, чем в старшем возрасте. При занятиях с ребенком с рождения, к младшему школьном возрасту он не утратит заложенной генетически природной гибкости. От природы в своем большинстве девочки отличаются повышенной гибкостью. Это связано с повышенным количеством содержания в мышцах коллагена и эластина их организма. Дошкольники, однако, независимо от пола пластичны настолько, насколько это заложено природой. Например, если мама мальчика способна сесть на поперечный и продольный шпагат без занятий гимнастикой, то и он обладает повышенной пластичностью. Вместе с этим, дети, не гибкие от природы, при целенаправленной работе по развитию гибкости также могут добиться позитивных результатов. Для эффективной растяжки важно разминкой подготовить тело для повышения температуры в мышцах [30].

Развитие гибкости, по мнению Э.Я. Степаненковой, тесно связано с развитием мышечной силы. Однако, вызываемая массированным применением силовых упражнений гипертрофия мышц может привести к ограничению размаха движений. Без укрепления мышечно-связочного аппарата форсирование развития гибкости у детей дошкольного возраста может вызвать нарушение осанки, перерастяжение мышечных волокон и связок, необратимые деформации суставных структур. Следовательно, в работе с детьми дошкольного возраста для гармоничного развития важно оптимальное сочетание упражнений на развитие гибкости с другими упражнениями [31].

Достаточной степенью развития гибкости считается успешное выполнение комплекса упражнений на выявление максимального размаха при нормальной подвижности в суставах, особенно позвоночного столба, в плечевых и тазобедренных.

Развитие гибкости наиболее эффективно при использовании физических упражнений, которые учат детей дошкольного возраста ощущать мышцы рук, ног, туловища, шеи, чувствовать ответственность свое здоровье и за красоту движений.

Т. Ханна утверждает, социальная роль ребенка повышается, когда он учится говорить свободно, раскрепощенно владеть своим телом. Правильное использование соматических и стретчинговых упражнений дает ребенку физическое и психическое здоровье, помогает реализовать индивидуальные возможности, совершенствоваться, стать независимым, свободным, уверенным в себе [41].

Гибкое тело позволяет дошкольнику повысить двигательные возможности, улучшить спортивные результаты и в целом в жизни. Уровень гибкости зависит от показателей быстроты, силы и координации. Ритм выполнения физических упражнений играет важную роль и позволяет поддерживать возбудимость мышц. Это положительно сказывается на эластичности мышц и связок.

Для активизации деятельности вегетативных органов выполнять упражнения на развитие гибкости необходимо в хорошем расположении духа. Положительный настрой является залогом увеличения частоты сердечных сокращений и повышенного газообмена. Дети, которые выполняют упражнения с удовольствием, могут достичь результатов гораздо быстрее, чем те дети, которых заставляют работать.

Методика развития гибкости у детей дошкольного возраста, по мнению М.Л. Журавина, должна учитывать их возрастные особенности. Процесс окостенения длинных костей у детей начинается в четыре года и продолжается до семи лет. Повышенные силовые нагрузки не оправдываются и отрицательно влияют на развитие гибкости. В этом же возрастном периоде формируется изгиб позвоночного столба, поэтому проблемы с осанкой у детей - нередкое явление. Следовательно, для решения проблемы необходимо использовать соответствующие упражнения [9].

Мышцы детей пяти-шести лет развиваются неравномерно, поэтому важно использовать упражнения для укрепления мышц сгибателей или разгибателей. Методику выполнения упражнений из-за повышенной утомляемости при активном расходовании свей энергии у детей дошкольного возраста строят таким образом, чтобы при нагрузках небольшого объема присутствовали обязательные паузы для отдыха.

        Именно в период 5- 6 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения осваиваются без специального инструктажа.

          Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 5-6 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий. В движениях ребенка 5-6 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

         В 5- 6 лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. К шести годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается

        Важным в реализации системы физического воспитания детей является знание их личностных качеств, физического и психического здоровья, стойкости нервной системы к различным видам раздражений, выносливости, интересов и возможностей. Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно в нужном направлении влиять на его развитие. Нормальное умственное и физическое развитие ребенка возможно при условии обеспечения оптимального двигательного режима. Это особенно важно для детей 5 - 6 лет, так как необходимость активного двигательного режима у детей обусловлена анатомо-физиологическими, психологическими и социальными закономерностями. Именно для этого возраста характерны интенсивный рост и становление основных органов и функций организма. [9].

В дошкольном возрасте двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от двигательного опыта. Внимание дошкольников неустойчиво, поэтому для активизации интереса к развитию гибкости необходимо использовать яркий дидактический материал.

Дошкольники, по мнению Е.А. Чайковской, способны справиться практически с любыми упражнениями на гибкость и растягивание, если события не форсировать. Упражнения на развитие гибкости важно проводить в совокупности с умеренными физическими нагрузками, способствующими укреплению мышц и связок, исключающие травмы [46].

Методика развития гибкости должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Не всем приятны ощущения растяжки, стретчинга, что приводит к снижению работоспособности и нарушению техники выполнения упражнений. С целью исключения таких неприятных моментов важно подбирать доступные и регулярные упражнения. На личном примере показать правильность выполнения упражнения является лучшим способом объяснения. Амплитуду увеличивать нужно систематично и постепенно.

Таким образом, понятие «гибкость» характеризует возможность выполнять упражнения с большой амплитудой. Также под гибкостью подразумевается подвижность суставов позвоночного столба, который окружен мышечно-связочным аппаратом. Подвижность в суставах обуславливает возможность выполнять движения в суставах с определённой амплитудой. Дети дошкольного возраста очень гибкие и пластичные и развитие гибкости наиболее эффективно в данном возрасте.

1.2 Влияние игропластики на развитие гибкости

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме). Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения.

Занятия физическими упражнениями с элементами игропластики – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря физическим упражнениям - игропластики дети становятся бодрыми, гибкими, координированными, улучшается способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.

 Игропластика заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущему организму.   В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Уникальность игропластики заключается в том, что, базируясь на огромном арсенале движений, в работу вовлекаются и эффективно развиваются все мышцы и суставы организма. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ игропластики гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность осуществляется средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды.         

Упражнения на развитие групп мышц детей дошкольного возраста носят понятные названия животных, имитации их движений. Познание детьми техники движений танцевальных и спортивных упражнений, игр, театрализованной деятельности начинается с подражания образу. Образно-подражательные движения развивают двигательную, творческую деятельность, мышление, внимание, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве.

Занятия можно превратить в увлекательную игру-сказку с персонажами. Каждое упражнение повторяется три-четыре раза. Можно рассказывать сказку и одновременно разыгрывать её с использованием третчинговых упражнений. Игра может состоять из фрагментов с вплетением стимуляции точек стопы, прыжков, упражнений на статическую растяжку мышц, расслабление для восстановления дыхания.

Таким образом, в дошкольном возрасте использование игропластики эффективно в развитии гибкости детей.

1.3 Изучение уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста в начале учебного года мы использовали методику «Диагностика уровня развития гибкости» автор С.Л. Слуцкая.

Диагностика заключалась в выполнении трех упражнений на гибкость, в ходе которых изучалась степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободный наклон характеризует хорошую гибкость корпуса.

1. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (определение гибкости тела вперед).

Дети садились на ковер таким образом, чтобы пятки находились у края коврика, ноги лежат прямые на ширине плеч и прижаты к коврику. У края коврика между ступнями ног лежит кубик. Необходимо наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени поднимать нельзя, ноги должны быть прямыми. Измеряется расстояние от линии пяток до грани кубика.

Анализ результатов:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 8-11 см.

Средний уровень (2 балла) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 4-7 см.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 3 см и меньше.

2. Упражнение «Коробка с карандашами»

Исходное положение - ребенок садится в позу «прямого угла». Руки поднимает вверх, ладони вперед. Не сгибая ног, нужно нагнуться таким образом, чтобы прямыми руками достать пальцы ног, а грудью коснуться ног. Важно задержаться нужное время и затем медленно вернуться в исходное положение.

Анализ результатов:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно выполнил упражнение.

Средний уровень (2 балла) – ребенок выполнил упражнение не смог дотронуться грудью до ног или не достал немного пальцы ног.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок слабо или совсем не справился с упражнением.

3. Упражнение «Кольцо» (определение гибкости тела назад).

Исходное положение - ребенок лежит на животе, поднимает спину, отводит плечи назад, руки упираются в пол. В это же время, сгибая ноги в коленях, старается достать пальцами ног до макушки.

Анализ результатов:

Высокий уровень (3 балл) – у ребенка наблюдается максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

Средний уровень (2 балл) – у ребенка наблюдается средняя подвижность позвоночника.

Низкий уровень (1 балл) – у ребенка наблюдается упражнения на гибкость вызывают затруднения.

Результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой на констатирующем этапе

Уровень

Количество детей

Процент

Высокий

7

32%

Средний

7

32%

Низкий

8

36%

 Графические полученные результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой

Рисунок 1 – Результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой

Таким образом, высокий уровень показали 32% дошкольников, столько же детей показали средний уровень. Низкий уровень развития гибкости выявлен у 36% детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня развития гибкости у старших дошкольников нами был разработан план работы с детьми по развитию гибкости посредством игропластики.

 Таблица 2– План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию гибкости посредством игропластики.

месяц

№ п/п

 

Тема

 

Задачи

 

 

Литература

сентябрь

1-2 неделя

Вводное. Знакомство. «Растем, играя»

Познакомить детей с правилами поведения на занятиях, с использованием гимнастического коврика; развивать чувство равновесия. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму. Закреплять навык общения детей друг с другом и с взрослыми

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

сентябрь

3-4

«Я расту. Что я знаю о себе»

Формировать эмоционально-положитель­ное отношение и интерес к движениям, познавать себя , уметь видеть и понимать другого человека. Дать понятие о правильной осанке.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

октябрь

1-2

«Путешествие на луг»

Продолжать формировать правильную осанку; развивать подражательные движения, образное мышление. Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

октябрь

3-4 неделя

«Просто сделай это»

Продолжать формировать правильную осанку; развивать гибкость поддерживать интерес детей к занятиям.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Ноябрь

1-2 неделя

«Прогулка на паровозе».

Развивать двигательные способности в играх, быстроту реакции; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать умение выполнять правила поведения в общественном транспорте

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Ноябрь

3-4 неделя

«Котята»

Познакомить детей с образом котят, укреплять мышцы живота, рук, ног, во время упражнений;

развивать моторику рук;

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Ноябрь

5 неделя

«Собачка Бобик»

Укреплять здоровье детей;

формировать правильную осанку, повышать интерес к двигательным действиям. Развивать образное мышление.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Декабрь

1-2 неделя

«Наши любимые животные»

Закрепление пройденного материала. Формировать правильную осанку,

развивать воображение.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Декабрь

3-4 неделя

«За здоровьем в зимний лес»

Развивать подвижность в выполнении физических упражнениях; развивать воображение, эмоционально- волевые процессы с помощью движений под музыку;

закреплять  представления о «чистом и грязном» воздухе ,совершенствовать навыки основных видов движений;

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Январь

3-4 неделя

«У бабушки в деревне»

Укреплять здоровье детей;

формировать правильную осанку, развивать умение правильно выполнять разновидность гимнастики, способствовать развитию творчества, инициативы, самовыражения. Создавать благоприятные условия для разнообразной деятельности для физических упражнений;

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Январь

5 неделя, февраль

1 неделя

«Зимнее путешествие Колобка»

Укреплять здоровье детей;

активизировать имеющие знания и умения детей;  формировать представление о ценности здоровья; желание вести здоровый образ жизни;  способствовать закаливанию детского организма.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Февраль2 неделя

«Котята учатся прыгать»

Улучшать координацию движений, чувство равновесия; способствовать развитию творчества, формировать умения имитировать движения животных.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Февраль

3-4 неделя

«Змея»

Формировать правильную осанку; развивать гибкость, растяжку; развивать образное мышление;

познакомить детей с образом змеи.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Март

1-2 неделя

Тема: «Ловкие зверята»

 

Развивать подвижность  , умение владеть своим телом; укреплять мышцы ног, бедра, живота;

формировать правильную осанку; развивать творческое мышление,двигательную память.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Март 3-4 неделя

« Весной на речке»

Укреплять мышцы живота и спины; укреплять мышцы ног, плечевого пояса; улучшать гибкость позвоночника и подвижность плечевых суставов; способствовать развитию творчества, инициативы; воспитывать выносливость и старательность.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Апрель

1-2 неделя

«На болоте»

Укреплять здоровье детей;

развивать навыки совместных взаимодействий в ходе выполнения движений и упражнений улучшать координацию движений, чувство равновесия; способствовать развитию творчества.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

Апрель

3 -4неделя

«Приветствие солнцу»

Формировать правильную осанку, учить осознавать свое тело; развивать правильное дыхание, повышать самооценку детей.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Май

2- 3 неделя

«Путешествие в сказку»

 

Формировать  правильную осанку; укреплять здоровье детей; поддерживать интерес детей к занятиям.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Май

4 неделя

«В весеннем лесу»

 

-                     Формировать навыки пластичности движений; развивать воображение;

-                     развивать чувство товарищества.

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

Май

5 неделя

«Весенние радости» (итоговое)

Закреплять пройденный в период первого года обучения материал;

формирование правильной осанки; укрепление здоровья детей, вести ЗОЖ.

 

Программа

«Здоровье»  В. Г. Алямовской

Методическое пособие Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг».

 

 Также, была создана картотека упражнений по-игровому стретчингу и йоге, которая использовалась на занятиях по физической культуре и режимных моментах. В комплекс упражнений мы включили «упражнения для мышц живота путем прогиба назад, для мышц спины путем наклона вперед, для укрепления позвоночника путем его поворотов, для укрепления мышц спины и тазового пояса, для укрепления мышц ног, упражнения для развития стоп, упражнение для развития плечевого пояса, на равновесие».

В своей работы мы придерживались следующих принципов:

- систематичности;

- доступности и индивидуализации;

- сознательности и активности;

- повторяемости материала;

- постепенного повышения требований;

- наглядности.

Использовались следующие методы обучения:

- игровой метод;

- словесный метод;

- метод показа;

- импровизационный метод;

- музыкальное сопровождение как методический прием;

- концентрический метод.

Утренняя гимнастика проводилась через разнообразные формы: на литературном и танцевальном материале, круговой тренировке, в форме оздоровительного бега и подвижных игр. Такая работа была направлена на более эффективную реализацию двигательной активности детей дошкольного возраста, повышение уровня их эмоционального и физического развития. Веселые сказочные персонажи, необычные игры-забавы, аттракционы, красочные атрибуты (обручи, шары, флажки, ленты), тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствовали созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься стретчинговыми упражнениями.

Для выявления эффективности использования игропластики была проведена повторная диагностика (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты повторной диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой.

Уровень

Количество детей

Процент

Высокий

11

51%

Средний

10

45%

Низкий

1

4%

 Графические сравнительные результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительные результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста

Итак, высокий уровень развития гибкости показали 51% дошкольников, что на 19% выше, чем в первичном диагностировании. Средний уровень отмечен у 45% детей, что на 13% выше, чем в первичном диагностировании. Низкий уровень показали 4% детей, что на 32% меньше, чем в первичном диагностировании.

Таким образом, отмечается положительная динамика. Использование игропластики в занятиях по физической культуре и режимных моментах положительно влияет на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Конспект основной части конкурсного занятия

ФИО: Краева Елена Анатольевна

Тема: Тема: «Просто сделай это» (обучение технике двигательного действия в избранном виде спорта или прикладного упражнения)

Возраст занимающихся: старшая группа (5-6 лет)

Цель: Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игропластики.

Задачи:

Образовательные – развивать двигательные способности детей и физические качества (гибкость, координацию движений, силу, подвижность в суставах)

Оздоровительные – способствовать оптимизации роста и развития

опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку.

Воспитательная – воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Инвентарь: йога-ремни (по количеству детей), гимнастический коврик (по количеству детей), блоки для йоги.

Содержание

Объем работы

Интенсивность работы

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1. Построение в 1 шеренгу,

приветствие.)

 

2.Ходьба обычная,

-ходьба с перешагиванием через блоки,

-ходьба «змейкой» между блоками

 

-на носках

- на пятках

3. Легкий бег

4.Танцевальные шаги (подскоки, галоп)

 

5. Ходьба обычная,

Построение в зале в рассыпную.

О.Р.У с йога ремнем

1).И.п. -о.с. накидываем петлю из ремня на предплечье, руки вперед

1-руки вверх;

2-руки вниз

2).И.п. - ноги на ширине

плеч, ремень руках перед

грудью.

1-поворот туловища вправо,

развести руки в стороны,

2-и.п.

3-поворот в левую сторону.

4-и.п.

3) «Поза героя».

И.п. – о.с .петля на предплечьях, руки вверх

1-выпад на правой ноге, руки вверху,2-и.п.3-выпад на левую ногу,4-и.п.

4) «Ласточка»

И.п. -стоя на ремне правой ногой, руками натянуть ремень с обеих сторон

1-,ногу с ремнем отводим назад, туловище наклоняем вперед ; 2-и.п.

3-левую ногу с ремнем отводим назад, наклоняем туловище вперед; 4-и.п.

5).И.п. - сед ноги с крестно,

ремень в прямых руках вверху1-наклон в правую сторону;2-и.п.3-наклон в левую сторону;4-и.п.

6).И.п.- лежа на спине, правая нога в петле, ремень в руках;

1-медленно тянем ремень к груди; 2- и.п

3- левоя нога в петле, медленно тянем ремень к груди

4-и.п.

7). И.п. - о.с

1-прыжки через ремень

 

 

8). Ходьба по залу

**

ОВД

Элементы игрового стретчинга

1 задание; «Пошли гулять»

И.п.- сидя, ноги вместе,

руки на поясе.

1-вытянуть носки,

2-тянуть носки на себя

-поочередное поднимание и

опускание носков ног

2 задание; Книжка;

И.п.- сидя, ноги вместе,

руки вверх.

1-наклон вперед, руками

коснуться носков ног.

2-и.п.

3 задание «Птица»

И.п.- сидя на коврике, ноги

врозь, руки в стороны.

1-наклон вперед, руками

стараемся достать, но носков

ног.

2.и.п.

4 задание: «Бабочка»

И.п.- сед согнув ноги,

колени в стороны, пятки

вместе.1,2,3,4 - давим на колени руками

5 задание «Ежик»

И.п.-упор присев,

1-перекат назад в группировке

2 – и.п.

***

Подвижная игра

«Сделай фигуру»

Бег в свободном

направлении по залу с

остановкой по сигналу.

 

Контрольные упражнения

«Парная лодка»

«Одиночная лодка»

 

1 мин

 

 

1 мин

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

1мин

 

0,5ск

 

 

 

8раз

 

 

 

 

 

 

 

8раз

 

 

 

 

 

8раз

 

 

 

 

8раз

 

 

 

 

 

4раза

 

4раза

 

 

8раз

 

 

 

 

 

 

 

4раза

4раза

 

 

 

16раз

 

 

 

30сек

 

 

 

 

30сек

 

 

 

 

 

 

8раз по 5сек

 

 

 

 

 

8раз по 5сек

 

 

 

 

 

 

8раз

 

 

 

 

 

8раз

 

95

 

 

120

 

 

 

 

 

140

 

170

180

 

 

140

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

145

 

 

 

 

150

 

 

 

 

140

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

160

 

 

 

140

 

 

150

 

 

 

 

 

150

 

 

 

150

 

 

 

 

 

150

 

Пятки вместе,

носки врозь, руки вдоль туловища.

Спину держать прямо

 

 

 

 

 

 

 

Спина прямая, руки на пояс, тянуть носок

Восстанавливаем дыхание

 

Занимающиеся, по ходу движения берут йога-ремни, коврики

 

 

 

Руки вверх, ремень в прямых руках спина прямая

 

Ремень в правой

руке.

 

 

 

 

Делаем вдох

Делаем выдох

Руки прямые, ремень растянуть

 

 

 

 

Сохраняем равновесие

 

 

 

Спину держать прямо

 

 

 

 

 

Ногу в колени не сгибать

 

 

 

 

Ремни расположены по кругу (как лучи солнца)

Во время ходьбы, дети кладут ремни в корзину

 

 

 

Голову держать прямо

 

 

 

 

 

Колени не сгибать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спина прямая

 

Ноги прямые

 

 

Колени подтянуть к плечам, локти прижаты к туловищу

 

По команде -

Сделай фигуру!

Дети

выполняют

упражнения на

гибкость,

которые

выполняли на

занятии.

Дети выполняют упражнения парная лодка,

одиночная лодка

 

Заключительная част

 

 

 

 

 

 

Упражнение на релаксацию

Массаж спины (массажными шариками)

«Наши спинки все устали,

Мы, не зря их напрягали.

Массажеры все возьмём,

Их массировать начнём!».

 

Ребята, как вы думаете, что нам помогло выполнить эти упражнения? Есть один очень интересный факт, если регулярно заниматься спортом, в течении всего дня будет хорошее настроение!

.

1раз

 

Чтобы мышцы не болели на следующий день, выполним массаж спины.

 

 

 

Обязательным условием, которого мы придерживались в работе над развитием гибкости, являлась обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание. Движение выполнялось качественнее и лучше, если мышечно-связочный аппарат был хорошо подготовлен, сокращая риски растяжения, разрывов сухожилий и мышц.

Упражнения игровой пластики выполнялись в состоянии расслабленности мышц. Важна была концентрация внимания на той части тела, которая в данный момент растягивалась. Дыхание должно быть ровным, задерживать его нельзя.

При выполнении упражнений мы придерживались правилу «ровной спины». Нужно следить за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает процесс развития гибкости. Растяжка выполнялась симметрично для обеих сторон тела. Также следовали принципу «от простого к сложному», начиная от самых простых и легких упражнений, постепенно переходя к более сложным.

Важную роль играет мотивация детей к деятельности, мы предложили ребятам небольшой эксперимент.

Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная и проводилось обычно в течение 35 минут.

В вводной части дети выполняли упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, ориентации в пространстве, координации движений, развития внимания. В работе с детьми обращали внимание не только на то, как разогреты мышцы и суставы, но и на настроение, эмоциональную подготовке к предстоящему занятию. Также, в ходе вводной части мы используем блоки для йоги, что позволяет разнообразить вводную часть, создать интерес для детей к деятельности и усилить эффект выполнения основных видов движения.

Во второй основной части занятие переходит непосредственно к упражнениям с элементами йоги и игрового стретчинга с использованием йога ремней.

В третьей заключительной дошкольники восстанавливают и укрепляют организм после физической нагрузки. В ходе выполнения упражнений учили детей дышать носом, правильно выполнять одновременно с движениями вдох и выдох. Упражнения на релаксацию включено в занятие для того, чтобы дети учились снимать напряжение мышц после физической нагрузки.

Эффективность упражнений на подражание животным, предметам заключается в частой и разнообразной смене двигательной деятельности из разных положений. Такая работа дает хорошую нагрузку на все группы мышц. Сочетание статических и динамических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата и является эффективными в развитии выносливости, гибкости, пластики.

Заключение

В перспективе   да планируется продолжать работу в данном направлении, расширяя предметно-развивающую среду, а также расширяя картотеку упражнений, возможных для использования в работе с детьми дошкольного возраста. В частности, предполагается использование нового спортивного оборудования. Дополнительный инвентарь интересен детям, что очень важно в тренировочном процессе. Так же планируем поиск новых источников литературы для формирования плана работы с детьми по развитию гибкост

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- ИСТОЧНИКОВ

  1. Андерсон, Б.А. Растяжка для каждого. Стренчинг / пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск: Попурри, 2002. – 224 с.
  2. Аркаев, Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировке в художественной гимнастике / Л.Я. Аркаев, Н.И. Кузьмина, Т.С. Лисицкая. – М., 1999. – 238 с.
  3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
  4. Бирюк, Е.В. Педагогические перспективы достижения надежности исполнения программ в художественной гимнастике / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. – Киев, 1999. – 189 с.
  5. Борисова, В.В., Шестакова Т.А. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников. – М.: Тула, 2011. – 87 с.
  6. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учеб.-метод. пособие по програмне «Ритмическая мозаика». – СПб., 1999. – 111 с.
  7. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург: Высшая школа, 2004. – 192 с.
  8. Жданов, С.И. Теоретические основы физической культуры: учебно-методическое пособие / С. И. Жданов. – Орск: ОГТИ, 2010. – 147 с.
  9. Журавин, М.Л. Гимнастика / М.Л. Журавин. – М.: Академия, 2010. – 448 с.
  10. Карпенко, Л.А. Методика тренировки занимающихся художественной гимнастикой / Л.АА. Карпенко. – Л.: ГДОИФК, 1991. – 216 с.
  11. Клочева, И.А. Стретчинг. Учебно-методическое пособие / И.А. Клочева. – Новодвинск. – 2015. – 45 с.
  12. Константинова, А.И. Игровой стретчинг / Константинова А.И. – СПб.: Аллегро, 2004. – 133 с.
  13. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А.И. Кравчук. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 228 с.
  14. Логинова, В.И. Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.Н. Бабаевой, А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244с.
  15. Лях, В.И. Гибкость и методика ее развития / В.И. Лях // Физкультура в школе. –1999. – №1. – С.25–26.
  16. Манько, Л.Г. Целенаправленное развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет с использованием сопряжённой физико-технической подготовки / Л.Г. Манько // Материалы итоговой науч.-практ. конф. проф.-препод. состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2013. – С. 67-68.
  17. Миллер, Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время года / Э.Б. Миллер, К. Блекман; пер. с англ. Е. Богдановой. – М.: ГРАНД-ФАИР, 2009. – 204 с.
  18. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
  19. Москаленко, Е.А. Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы, влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 125-128.
  20. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях концентрированного обучения двигательным действиям/ М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 244-249.
  21. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми / А.Г. Назарова. – Спб., 2010. – 35 с.
  22. Никитюк, Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста / Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 7. – С.5-7.
  23. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 373 с.
  24. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2006. – С.93-294.
  25. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 112с.
  26. Пимонова, Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Пимонова. – М., 2000. – 25 с.
  27. Плешкань, А.В. Планирование тренировочных нагрузок на гимнасток высокой квалификации в соревновательном периоде / А.В. Плешкань, В.М. Бастиан. – Краснодар: КрГИФК, 1999. – 225 с.
  28. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей работающих с детьми 5-6, 6-7 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  29. Правдов, М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Автореф. дис. канд. пед. наук / М.А. Правдов. СПб., 1992. – 289 с.
  30. Рябкова, И.А. Гибкость – как физическое качество и методика её развития [Электронный ресурс] / И.А. Рябкова. – Режим доступа: http:/ /nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/12/20/gibkost-kak-fizicheskoe -kachestvo-i-metodika-eyo. – 12.02.2019.
  31. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка / Э.Я. Степаненкова. – М: Академия, 2006. – 368 с.
  32. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физической культуры / под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 243с.
  33. Стретчинг: методические рекомендации / сост. С.Ю. Червоткина, Э.Р. Антонова, Л.Б. Фомина. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. – 90 с.
  34. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978. – 242 с.
  35. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
  36. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / Сиб. федер. ун-т; сост. В.М. Гелецкий. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 342 с.
  37. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов. / Сост. Ф.П.Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480с.
  38. Фарфель, В.С. Физиология спорта. Очерки (сборник) / В.С. Фарфель. – М., 2001. – 253 с.
  39. Фирилева, Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 352 с.
  40. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке / В.Г. Фролов. – М.: Просвещение, 1996. – 157 с.
  41. Ханна, Т. Соматика: Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем / Т. Ханна. – М., 2012. – 189 с.
  42. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
  43. Хрипкова, Л.Т. Возрастная физиология / Л.Т. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1998. – 231 с.
  44. Художественная гимнастика. Учебная программа. – М.: Федерация художественной гимнастики, 1991. – 121 с.
  45. Цыбиз, Г.Г. Изменения гибкости при различных физических нагрузок / Г.Г. Цыбиз // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2004. – № 4. – С. 89-96.
  46. Чайковская, Е. А. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни / Е.А. Чайковская // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 622-625.
  47. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей / П.Р. Чудинова // Физическая культура в школе. – 1994. – №5. – С.33-35.
  48. Шакина, Е.А. Определение гибкости / Е.А. Шакина // Физическая культура в школе. – 1994. – № 7. – С.42-46.
  49. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: Ушверспэцкае, 1998. – 218 с.
  50. Шпак В.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы / В.Г. Шпак. – Витебск: Изд-во ВГУ, 1997. – 224 с.

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008820

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 71
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.