Проект «Юные бизнесмены родного города»

  сб., 05.06.2021

Авторы:

Чуписова Ирина Олеговна, воспитатель

Колганова Татьяна Юрьевна, воспитатель

Вантяева Галина Анатольевна, заместитель директора;

МАОУ СОШ2 СП г.Тобольск

Паспорт проекта

Наименование полное учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Наименование краткое

МАОУ СОШ №2

Руководитель

организации

Лукина Ирина Александровна

Адрес юридический

626109, Тюменская область, город Тобольск, улица Железнодорожная (микрорайон Иртышский), дом 5

 

Телефон (3456) 33-23-96, 332-332 Факс (3456) 33-23-96 E-mail sch-2tob@mail.ru

Адрес фактического проведения проекта

Здание №2 - 626109, Тюменская область, город Тобольск, улица Надежды (микрорайон Иртышский), дом 2

 

Телефон (3456) 33-23-95, E-mail madoy-ds21@yandex.ru

Сроки реализации

1          этап - организационно-подготовительный (сентябрь 2020 года)

2      этап - практический (октябрь 2020 - апрель 2021 года)

3        этап - контрольно-аналитический (апрель 2021года).

Проект повторяется ежегодно.

Руководитель проекта

Вантяева Галина Анатольевна- заместитель директора МАОУСОШ №2

Ответственные за разработку и реализацию проекта

Чуписова Ирина Олеговна -воспитатель

Проектная

группа

Чуписова Ирина Олеговна -воспитатель, Колганова Т.Ю-воспитатель,

Винокурова Л.Н.-воспитатель,

Чаркова Т.А-воспитатель,

Кашаева В.Н-воспитатель,

Сироткина Т.Г-воспитатель,

Коваленко О.А-воспитатель,

Киселева С.Н-воспитатель,

Шарапова Г.Н-воспитатель,

Зеленина В.А- музыкальный руководитель.

 Предполагаемый результат:

•             Адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

•             Знают и называют разные места и учреждения торговли родного города: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет- магазин;

•             Знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

•             Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер, пекарь и др.);

•             Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

•             Адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в природном окружении;

•             В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

•             Любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

•             Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

•             Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

•             С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

•             Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

•             Замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

•             Объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

•             Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

•             Переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

•             С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Цель проекта:

  • Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, любовь к родному городу в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Задачи проекта:

  1. Дать детям элементарные знания об экономике, познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличные деньги, аукцион, чек, спрос, предложение.
  2. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
  3. Привить детям навыки и привычки культурного поведения, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность и др.
  4. Формировать экономическое мышление.
  5. Сформировать у детей представления о рыночных отношениях.
  6. Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства.
  7. Создать условия для социальной адаптации детей к современным условиям жизни.
  8. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
  9. Формировать навыки взаимопомощи, сопереживания, определения и развития индивидуальных особенностей детей.
  10. Формировать у детей самооценку и уверенность в своих силах посредством работы в огороде, проведении экскурсий, аукционов.
  11. Формировать умения испытывать положительные эмоции от совместной трудовой деятельности.
  12. Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций с помощью взрослых и самостоятельно.

Актуальность проекта:

Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства. Граждане не умеют планировать свой бюджет, контролировать доходы и расходы, плохо разбираются в услугах, предлагаемых финансовыми организациями. Высокий уровень экономической грамотности снижает риски задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращает риски мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, что приводит к росту социальной и экономической стабильности в стране. Поэтому внедрение экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольного образования просто необходимы. По мнению Л.В. Стаховича, в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни; стремительно растёт доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте; это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от материального и социального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Проект «Юные бизнесмены родного города» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают основные экономические закономерности: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т. д.

В нашем проекте объединяются следующие аспекты: игровой, реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически значимый результат (собирают урожай, продают билеты на концерт и потом на эти деньги покупают что-то нужное, и т. д.) и интерактивный.

Проект «Юные бизнесмены родного города» является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности, и состоит из семи модулей и шести подпроектами: мини-пекарня «Медовик», кафе «Конек-Горбунок», рекламное агентство «Копилочка», туристическое агентство «Ремезов», студия дизайна «Цветик-семицветик», театральная студия «Кураж». Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста, рассчитан на ознакомление, расширение экономического кругозора ребенка на основе окружения в родном городе.

  • Рекламное агентство «Копилочка» (изготовление рекламной продукции на заказ. Художественный труд, изобразительная деятельность, развитие речи).
  • Студия дизайна «Цветик семицветик» изготовление поделок и продажа их на аукционе (художественный труд, изобразительная деятельность и др.);
  • Мини-пекарня «Медовик» (изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий и их продажа).
  • Кафе «Конек -Горбунок» (знакомство детей с профессиями, способами оплаты, правилами поведения в общественных местах).

•Туристическое агентство «Ремезов» (создание интерактивных экскурсий, знакомство с достопримечательностями родного города, приглашение интересных людей, организация экскурсий, получение денежного вознаграждения за проделанную работу).

•Театральная студия «Кураж» - подготовка (сценарий концерта, изготовление афиш, подготовка костюмов и декораций, продажа билетов).

Методы и формы проекта. Практико-ориентированные методы:

В процессе организации образовательной деятельности по изучению

основ финансовой грамотности используем как традиционные, классические

формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и

современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Краткая характеристика традиционных технологий:

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. В нашем проекте составлена и представлена картотека дидактических и практических игр по финансовой грамотности для детей 5-7. Тематика игр очень разнообразна: «Размен», «Кто как работает в городе Тобольске?», «Реклама чайника в городе Тобольске», «Магазин игрушек в городе Тобольске», «Бюджет моей семьи», «Совместные покупки», «Мини-банк в городе Тобольске», игра-праздник «Ярмарка в Тобольске», «Где что купить в городе Тобольске?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Магазин «Монетка» в Тобольске», «Кому, что нужно для работы». При проведении игровой, познавательной, образовательной деятельности используем интерактивный комплекс «Колибри»

  1. 2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) используются при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения - одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам : «Откуда берутся деньги и на что они тратятся», «История денег в Тобольске», «Как деньги попадают к нам в дом», «Как складывается стоимость товара, реклама», «Труд в городе Тобольске».
    3. В нашей организации оформлена тематическая зона по финасовой грамотности которая включает в себя стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, пособия: цифроград, банкомат «Сбербанк», магнитная числовая лесенка, демонстрационный материал «Денежная купюра», карточки для решения арифметических задач, фланелеграф.
    4. Для эффективной работы с семьей мы используем папки- передвижки: «Наша семья трудится на предприятиях города Тобольска», «Мы идем в магазин «Монетка»», «Мы планируем поездку», «Мы копим на отпуск». В папках-передвижках представлены ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

На основе проекта, реализуемым образовательным учреждением в 2020­2021 учебном году в части финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены.

Таблица 1. Перечень организации финансово-экономических понятий

Раздел

Понятия

Обоснование

1

Труд и продукт труда (товар) в городе Тобольске

Труд, работа, продукт труда, товар, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессия, предметы труда, деньги.

Понимание ребенком, что любой труд - это хорошо, сидеть без дела - плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение

поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар.

Деньги и цена (стоимость) товаров и услуг в Тобольске

Деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, торговля, зарплата, бюджет, доход.

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

 

Реклама в Тобольске: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Реклама, потребности, рекламировать, желание, возможность, подарок, СМИ, воздействие рекламы.

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какая реклама есть в Тобольске, какое влияние она может оказать на него.

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать:

действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

 

Полезные экономические навыки и

Бережливый,

хозяйственный,

экономный,

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные

 

привычки в быту у тоболяков.

расточительный, щедрый, добрый, частный, запасливый.

ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

 

Данный перечень понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.

Краткая характеристика современных технологий:

1.            Проектная         деятельность -позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов: «Источники дохода в городе Тобольске», «Деньги в моей семье», «Торговля в Тобольске».

2.            Ситуационные                задачи - обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняя такие ситуации, мы способствуем активизации у детей познавательного интереса, формирования определенного опыта.

Образовательные ситуации делятся на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей.

3.            Мастерская      -в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного

интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую

трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Эта работа более эффективна, если мы привлекаем к участию в ней родителей.

  1. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно­развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально­коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Викторины, проводимые нами: «Разумные траты Тоболяков», «Угадай профессию», «Угадай вид труда», «Что в Тобольске можно оплатить пластиковой картой».
  2. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Они успешно используются нами для закрепления пройденных понятий: труд, деньги, желания и потребности, торговля. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Театральная студия «Кураж» осуществила следующие постановки «Муха цокотуха», «Где живут денежки» и др.
  3. Моделирование. Считаем одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открыл перед нами ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром: студия дизайна «Цветик- семицветик».

Вся деятельность успешно проходит в интеграции, осуществляясь гармонично, объединяя различные предметы, внося целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

МАОУ СОШ №2 приобретены интерактивные панели «Колибри», которые включают в себя комплексы интерактивных развивающих игр, упражнений, блоков. Данные панели развивают у детей ориентирование в информационных потоках окружающего мира, овладение практическими навыками работы с информацией, развивают разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний по финансовой грамотности дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.

В целом проект можно использовать для экономического образования детей старшего дошкольного возраста, не только на занятиях, но и в режимных моментах.

Формы обучения экономическим понятиям.

  1. Самостоятельные игры детей - дидактические, сюжетно-ролевые, квест- игры.
  1. Комплексные тематические занятия.
  2. Труд (в природе, на огороде, дома, в группе детского сада и т. д.).
  3. Художественный труд.
  4. Развлечения (конкурсы, викторины и др).
  5. Инсценирование «экономических» ситуаций и сказок.

Используемые методы, приемы и средства обучения.

  1. Чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки).
  2. Логические и арифметические задачи-шутки (вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям).
  3. Практические методы (сбор семян, затем расфасовка и определение стоимости полученного продукта. Замешивание теста, изготовление продукции и др.)
  4. Беседы с людьми - представителями разных профессий нашего родного города.
  5. Экскурсии, интерактивные и виртуальные экскурсии - наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей.
  6. Сюжетно-ролевые игры (в семью, в магазин и др.).
  7. Дидактические игры (в соответствии с картотекой)

Работа с родителями.

Родители полноправные участники проекта. Они входят в творческую группу, помогают в организации и проведении мероприятий проекта.

  • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в ДОУ и семье;
  • Участие в работе по экономическому воспитанию детей в ДОУ (ярмарки, праздники, конкурсы);
  • Организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.
  • Анкетирование

Анкетирование для родителей

  1. Обсуждаете ли вы с ребенком бюджет семьи?
  2. Рассказываете ли вы ребенку о своей работе?
  3. Даете ли вы ребенку «карманные» деньги?
  4. Кем по профессии вы видите своего ребенка?
  5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Юные бизнесмены родного города».

Беседа с детьми

  1. Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
  2. Что тебе нравится делать?
  3. О чем ты мечтаешь?
  4. Если бы у тебя было много денег, что бы ты купил?

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми.

Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год.

Занятие проводится в помещениях групп детского сада, в музыкальном зале, на прогулочных участках в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования,

занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины,

сюжетно-ролевые игры, квест-игры и т. д., включают в себя:

  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Магазин», «Супермаркет», «Кафе», «Путешествие», «Ярмарка» и др.
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия
  • Игровые упражнения для развития математических способностей.

Педагоги и дети знакомятся с возможными видами предпринимательской деятельности (пекарня, кафе, магазин, ферма и т.д.) своего города, рассматривают каждый понравившийся вид отдельно: знакомятся с профессиями, средствами траты и зарабатывания денег, подыскивают вместе с родителями и педагогами материалы, костюмы,

оборудования и др. Проигрывают жизненные ситуации. В конце учебного года проводится итоговый проект в форме квест-игры «Юные бизнесмены нашего города», которая объединяет полученные знания и навыки и является своеобразным итогом проделанной работы.

Тематический план мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства Оборудование

Сроки

проведения

1

Входная

диагностика,

анкетирование

родителей

Беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение «Где что купить в городе Тобольске?», игра-соревнование «Мои домашние обязанности».

«Деньги в прошлом и в настоящем»- коллекция.

Сентябрь

2

Виды

предпринимател

ьской

деятельности. Труд в городе Тобольске

Беседа «Кто такой предприниматель и чем он может заниматься».

Деловая игра «Малый бизнес моего города».

Дидактическая игра «Я - предприниматель».

Тематическая игра «Кто как работает в городе Тобольске?».

Сентябрь

1

«Пекарня»

Беседа «Чем пекарня отличается от хлебозавода», дидактическая игра «Как заработать на пекарне?», интерактивная игра на панели «Колибри» - «Секретные ингредиенты»,

Октябрь

Модуль 1. Пекарня «Медовик»

1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий.

  1. Формировать экономическое мышление, проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

Использовать обобщенные способы решения задач. Игротека «Пекарня «Медовик».

Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию)

Модуль 2. Кафе «Конёк-горбунок»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Задачи:

  1. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность» (администратор, повар, официант бармен, музыкант, охранник, фотограф, полицейский).
  2. Закреплять правила поведения в общественных местах.
  3. Формировать умение вести диалог с партнерами по игре.
  4. Продолжать формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с игровыми правилами и взятой на себя ролью, договариваться, обсуждать действия всех играющих, соблюдать правила игры.
  5. Воспитывать   дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

1

«Кафе»

Интерактивная игра «Как открыть кафе?» картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, задействованных в кафе, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Ноябрь

2

 

Игротека «Кафе «Конёк-горбунок».

Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию)

 

Модуль 3. Рекламное агентство «Копилочка»

Цель: Формировать умение составлять рекламу о своём товаре Задачи:

  1. Расширять          знания об окружающей действительности. Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в рекламном агентстве.
  2. Осуществлять практический процесс создания рекламы, как необходимого условия реализации продуктов труда.
  3. Развивать художественно - эстетические навыки.
  4. Стимулировать            социальную активность дошкольников, в ходе совместной деятельности

                Рекламное Тематическая игра «Реклама чайника в городе Ноябрь

 

агентство.

Как

складывается

стоимость

товара,

реклама.

Тобольске», Дидактическая игра «Денежкин домик», лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.

 

2

Игротека «Рекламное агентство «Копилочка». Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию).

 

Модуль 4. Туристическое агентство «Ремезов»

  1. Продолжать     формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Учить детей самостоятельно пользоваться денежными единицами.
  2. Познакомить с историей денег в Тобольске через беседу со специалистом отделения № 017 Сбербанка России в городе Тобольске.

З.Закрепить полученные знания детей о профессиях туристического бизнеса.

  1. Формировать умение определять тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий.
  2. Формировать умение выполнять роли директора турагентства, менеджера по туризму, туроператора, кассира, туриста.
  3. Побуждать          детей более широко и творчески использовать в игре знания о странах мира. Совершенствовать умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом.
  4. Продолжать формировать у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.

1,

2

Туристическо е агентство. История денег в Тобольске

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

Составление интерактивных экскурсий - работа на базе интерактивного комплекса «Колибри».

 

3

Игротека «Туристическое агентство «Ремезов». Работа в театральной студии «Кураж» подготовка к итоговому мероприятию)

 

Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов).
  2. Учить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи.
  3. Продолжать формировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи
  4. Продолжать формировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения.
  5. Продолжать формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  6. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный

бюджет»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход» с использованием дидактического модуля «Банкомат», «Цифроград».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Январь

2

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет» с использованием дидактического модуля «Банкомат», «Цифроград».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию).

 

Модуль 6. студия дизайна «Цветик-семицветик»

  1. Расширение представлений об окружающем мире. Познакомить детей с профессиями: дизайнер, флорист, приемщик, заказчик, администратор.

2.Обогащение словарного запаса у детей (новые слова - дизайнер, интерьер, флорист, ландшафт).

  1. Закрепить знания о технологии работы с каталогом (цветы в интерьере, мебель, выбор ткани обивки и т. д.).
  2. Развивать творческое воображение, глазомер.
  3. Способствовать развитию творческого мышления.
  4. Формирование игровой деятельности: учить детей развивать сюжет игры; учить детей взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре; закреплять правила культуры общения (речевой этикет); воспитывать ответственность, активность, дружелюбие.          
    1. Дидактические игры «Чудо-профессии», «Цветик-семицветик», «Такие разные цветы», «Составь букет» и др. игра-праздник «Ярмарка в Тобольске»
    2. Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик- семицветик»
    3. Игротека «Студия дизайна «Цветик- семицветик».
    4. Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию).

Модуль 7. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир».
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира.
  3. Учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.
    1. Продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка.
    2. Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях.
  4. Продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо».
    1. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
  5. Воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом.
  6. Воспитывать культуру речевого общения.


1

Магазины

бывают

разные. Как

правильно

выбирать

товары в

магазине?

Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек в городе Тобольске», «Магазин «Монетка» в Тобольске», дидактические игры «Совместные покупки», «Выбираем важное», интерактивная экскурсия «Магазин «Магнит»».

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

март

3

«Магазин

«Детский

мир»

Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару».

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран, аудиозапись МПЗ песенка «Весёлые путешественники».

Работа в театральной студии «Кураж» (подготовка к итоговому мероприятию).

 

Модуль 7. Итоговый продукт «Юные бизнесмены нашего города».

Цели проекта:

• Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, любовь к родному городу в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Задачи проекта:

  1. Дать детям элементарные знания об экономике, познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличные деньги, аукцион, чек, спрос, предложение.
  2. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
    1. Привить детям навыки и привычки культурного поведения, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность и др.
    2. Формировать экономическое мышление.
    3. Сформировать у детей представления о рыночных отношениях.
    4. Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства.
    5. Создать условия для социальной адаптации детей к современным условиям жизни.
    6. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
    7. Формировать навыки взаимопомощи, сопереживания, определение и развитие индивидуальных особенностей детей.
    8. Формировать у детей самооценку и уверенность в своих силах посредством работы в огороде, проведения экскурсий, аукционов.
    9. Формировать умения испытывать положительные эмоции от совместной трудовой деятельности.
    10. Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций с помощью взрослых и самостоятельно.

«Юные

Квест-игра

апрель

бизнесмены

 

 

нашего

 

 

города»

 

 

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

 

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

8

Для эффективной работы с семьей мы используем папки-передвижки: «Наша семья трудится на предприятиях города Тобольска», «Мы идем в магазин «Монетка»», «Мы планируем поездку», «Мы копим на отпуск». В папках- передвижках представлены ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

в течение года

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008463, 0008464, 0008465 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 208
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.