"Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок" |
пн., 31.05.2021 |
Автор проекта:
Файзуллина Наталья Петровна
старший воспитатель
МАДОУ детский сад №100 города Тюмени
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности
в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.
Л.С. Выготский
Стимулом для создания проекта стала необходимость дополнения и обновления развивающей среды группы пособиями для активной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики она обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формирования представлений о труде взрослых, а также основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Автор проекта: старший воспитатель Файзуллина Наталья Петровна
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети затрудняются передавать эмоциональное состояние героев сказок, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Актуальность: детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам.
Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
«Сказочное времечко-
Времечко желанное.
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Королевство сказочное
Чудесами славится.
Публика, внимание!
Сказка начинается!»
Цель проекта: воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира; формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки.
Задачи проекта:
Для детей:
- проявлять интерес к процессу чтения, рассказывания сказок, как жанру художественного слова; формировать интерес к театральным играм;
- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
- учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок;
- совершенствовать диалогическую речь детей, расширять словарный запас детей;
- формировать умение видеть отрицательное в поступках героев и одобрять действия того, кто поступил справедливо;
- совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
- реализовывать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Для педагогов:
- систематизировать информацию по теме;
- дополнить развивающие центры (театральный уголок, развития речи, книжный уголок);
- обобщить опыт работы.
Для родителей:
- привлечь родителей к ознакомлению детей с жанрами художественного слова;
- заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для социальных партнеров:
- вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр спектаклей по сказкам в театрах;
- воспитывать активных читателей библиотеки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- совместный с родителями игровой досуг;
- выпуск буклета.
Продукты проекта:
Для детей:
- декорации к сказкам;
- рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
- придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
- драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
Для педагогов:
- изготовление Платочного театра по сказке «Колобок»;
- изготовление настольного театра по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
- дидактические игры по сказкам;
- презентация проекта.
Для родителей:
- выставка рисунков «Мои любимые сказки».
Для социальных партнеров:
- выставка в детской библиотеке «Радуга» детских рисунков.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- развитие интереса к русскому фольклору;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- развитие способности решать жизненные задачи (проблемы), иметь первичные представления о моральных нормах поведения;
- организованная образовательная деятельность по сказке «Теремок» для детей 2 младшей группы.
Для педагогов:
- обобщение опыта работы по теме: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
- открытая интегрированная организованная образовательная деятельность «В гости к сказкам мы идем»;
Для родителей:
- развитие навыков взаимодействия с ребенком;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Для социальных партнеров:
- тесное сотрудничество с дошкольным учреждением и родителями воспитанников.
Обеспечение:
сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, рисунки к сказкам, фотографии, аудиозаписи сказок, методическая литература, разные виды театров.
Предварительная работа:
- педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “ Жихарка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка””, “Волк и семеро козлят”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”, и т.п;
- знакомство с театральным искусством, с видами театра.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Здоровье |
Физическая культура |
Социализация |
Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и медведь». |
Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы» Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки |
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок», «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая игра «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка». Кубики «Сложи сказку». |
Труд |
Безопасность |
Познание |
Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки». Уборка рабочего места после окончания деятельности.
|
Беседа на тему: «Что было бы, если бы». Беседа - рассуждение «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят», «Ребенок один дома». По сказке «Колобок» - «Ребенок и чужой», «Ребенок на улицах города». |
Проблема: Зачем нужна сказка? Тематические пазлы. Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций. Презентация для детей «В гостях у сказки». Игры со строительным материалом «Дом для поросят», «Теремок». |
Коммуникация |
Чтение художественной литературы |
Художественное творчество |
Вступительная беседа о сказках «Откуда сказка пришла?». Игра «Из какой сказки отрывок?» Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе. Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. Дидактические игры: «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку». |
Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». Отгадывание загадок. Выставка книг: «Сказка к нам приходит». |
Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам художника Ю.Васнецова. |
Музыка |
|
Режимные моменты |
Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д. |
|
Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам. |
МЕТОД ПРОЕКТА
ВЫБОР ТЕМЫ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема: «Сказка»
что вы знаете |
что вы хотите узнать |
как можно узнать об этом |
сказки живут в книжках |
как сказку «оживить» (показать) |
спросить у мамы, у воспитателя, у старших детей |
сказки бывают веселые и грустные |
как можно показать веселого или грустного героя сказки |
сходить в театр кукол;
|
их смотрят в театре и по телевизору |
кто показывает сказки |
почитать с родителями в интернете; |
|
какие театры есть в нашем городе |
поиграть с воспитателем в сказку; |
|
|
посмотреть, как взрослые играют в сказку |
СБОР СВЕДЕНИЙ
1. Работа в книжном уголке группы.
2. Беседы с детьми о прочитанных произведениях.
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в альбоме «Профессии», «Любимые сказки».
4. Экскурсия в театр, библиотеку.
5. Анкетирование родителей.
6. Внесение энциклопедий.
7. Презентация «Театр»
8. Встреча с актером театра.
9. Коллекция театральной атрибутики (афиши, программки, билеты).
ВЫБОР ПРОЕКТА
- декорации к сказкам;
- рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
- придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
- драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Этапы проекта |
Действия педагогов |
Действия детей |
Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: Зачем нужна сказка? |
Планирование Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Прогнозирование Вызвать устойчивый интерес к сказке, как к жанру художественного слова-кладези народной мудрости. Дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Понимание пословицы «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». |
Выбирая книгу для чтения дети нашли сборник сказок. Возник вопрос «Зачем нужна сказка?» Решение проблемной ситуации «Если бы не было сказок?». Слушание сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Прослушивание музыкальных дисков в исполнении артистов театра и кино |
Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, аудиокассет со сказками. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», театр кукол. Посещение детской библиотеки, оформление тематической выставки. Консультации для родителей по теме. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка»
|
Деятельностный Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией. |
Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?». Показ презентации для детей. |
Решение проблемной ситуации «Что было бы если…». Фантазирование по теме «Добрые сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжения. Рассказывание по иллюстрациям, открыткам. Игровая деятельность: игры драматизации по сюжетам сказок, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Придумай загадку к сказке», «Закончи предложение». Подвижные игры. Изготовление с детьми поделок из бросового материала. |
Посещение с детьми театров. Обмен впечатлениями между родителями (круглый стол). Информационный лист «Какой спектакль посетить?» «Афиша выходного дня». Посещение с детьми тематической выставки в библиотеке. Рисование сюжетных картинок к любимым сказкам. Записывание и оформление сказок придуманных детьми. Помощь в оформлении рисунков по теме: «Сказка в моей жизни». |
Завершающий Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле. |
Организация коллективной работы «Декорации к сказкам «Теремок», «Маша и Медведь». Изготовление масок и костюмов к инсценировкам сказок.
|
Рассказывание сказок по цепочке: «Продолжи сказку». Рисование «Моя любимая сказка». Лепка к сюжету по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассуждение по сказке «Волк и семеро козлят» на тему «Ребенок один дома». Книжка-малышка «Колобок» Настольный театр «Маша и Медведь» |
Совместный показ сказки (педагоги, родители и дети) «Маша и Медведь». |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Создание буклета «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Для воплощения данной идеи распределение ролей среди участников проекта (дети, воспитатель, родители): фотограф, артисты, оформитель, распространитель.
- Совместный с родителями праздник «Сказка в гости к нам пришла».
А ЧТО ДАЛЬШЕ?
Работа по произведениям советских писателей.
Проект, посвященный произведениям С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял…»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008
- Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
- Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Дидактические игры «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка».
- Игры по развитию речи, эмоций, воображения.
- Народные игры со словами.
- Комплексы гимнастик по сказкам.
- Упражнения на расслабление мышц (гимнастики, физкультминутки).
- НОД «Культпоход в театр», НОД «Путешествие в мир театра», НОД «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», «В гости к сказкам мы идем».
- Спортивное развлечение «Как Зима Солнышко спрятала».
- Развлечение «Сказка в гости к нам пришла».
- Физкультурный досуг совместно с родителями «Маша и медведь».
- Сказки, поговорки, загадки.
- Консультации «Воспитание сказкой», «Играйте с ребенком в кукольный театр».
- Презентации «Колобок», «Семеро козлят», «Театр», «Сказка»
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008450
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf