«Дорожная безопасность» Информационно - творческий проект

  чт., 29.04.2021

Автор-составитель:

Антипина Наталья Викторовна

воспитатель

МАДОУ ЦРР - д/с № 146 города Тюмени

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города. И только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Актуальность проекта

 Во всем мире, увеличивается число дорожно - транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Проект посвящен проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому,  чем раньше и тщательнее мы начнём уделять внимание вопросу обучения   детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице,  тем безопаснее будет их детство.

Правила освоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Эти знания тесно связаны с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

Проблема
Свои сведения об эталонах поведения взрослого человека дети черпают из наблюдений за реальным поведением представителей взрослого мира и если они сами перебегают улицу на красный цвет светофора, то и ребёнок спешит сделать также.
 Проблема  заключается в том, что дети нашей группы  уже на  шестом году жизни, через год идут в школу и почти каждому из них так или иначе придется переходить проезжую часть дороги, по пути в школу. И это делает,  проблему безопасного поведения на дороге -  проблемой особой значимости!
 Избежать  неприятных происшествий можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка совместно с семьей. Кроме того,  приобщение ребёнка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

Цель проекта:Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

Задачи

1. Расширять представления у детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Познакомить  со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в  дорожно-транспортной среде.

    4.  Формировать у родителей ответственность за    осознанное

          безопасное  поведение детей  на дороге. 

Методы, используемые в рамках проекта «Дорожная безопасность»

  • Изучение литературы, опыта по данной проблеме.
  • Обучающие, познавательные, игровые занятия.
  • Беседы, чтение художественной литературы.
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные игры.
  • Досуги, развлечения, праздники по ПДД.
  • Моделирование ситуаций на макете.
  • Выставки детских рисунков, поделок.
  • Выставка книг, детско-родительских поделок.
  • Консультации для родителей.

Предполагаемый результат

По завершению нашего проекта мы предполагали увидеть определенные результаты в мировоззрении родителей

Дети:

  • Будут сформированы  знания о значении цветов светофора, дорожных знаках и их значении, правилах перехода проезжей части;
  • сформирован навык спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
  • развито отрицательное отношение к нарушению ПДД;
  • развита ответственность в действиях на дороге;
  • сформировано умение предвидеть опасные ситуации и избегать их;
  • сформирован навык выполнения правил культуры поведения на улице и дороге.

Родители:

  •  будет сформирована  ответственность за формирование  у детей осознанного безопасного поведения на дороге;
  • будут ответственно относиться к формированию у ребенка осознанного отношения к сохранению  своей жизни и здоровья;
  • примут активное участие в реализации проекта;

Педагоги

  • приобретут опыт  планирования  деятельности детей, отталкиваясь от их знаний,  интересов и представлений;
  • получат  опыт взаимодействия с семьей в интересах ребенка при разработке и реализации совместного  проекта;
  • Обогатят  предметно - развивающую  среду  в группе по ПДД.

1 этап «Выбор темы или планирование»

Проект разделен на несколько этапов. На первом этапе  у детей и родителей  сформирован интерес к данной - актуальной теме и проблеме.

Что вы знаете?

Что вы хотите узнать?

Как можно узнать об этом?

Существуют дорожные знаки.

Что они означают?

 

Спросить у родителей:

Почитать энциклопедии, найти информацию в интернете.

 

По знакам ориентируются.

Как именно надо ориентироваться по знакам?

 

Прислушаться к родителям

Рассмотреть энциклопедии, журналы, иллюстрации  о правилах дорожного движения.

 

Что такое дорожная безопасность?

Правила поведения.

 

Просмотр презентаций, фильмов, мультфильмов

 

Если не соблюдать правила, то может произойти авария.

Как этого избежать?

 

Просмотр презентаций, фильмов, мультфильмов

Беседа с родителями.

Проведение экспериментов в игровой форме.

Прочитать энциклопедии, журналы о дорожной безопасности.

 

2 этап. Подготовительный этап

Накопление материала по теме проекта:

На втором -  подготовительном этапе осуществлялась работа совместно с семьей по созданию развивающей среды в рамках темы проекта

  • подбор рассказов, сказок и мультфильмов, стихов, загадок, пословиц  и поговорок, иллюстраций;
  • подборка и создание  авторских  дидактических игр;
  • изготовление газет;
  • разработка  рекомендаций для родителей;
  • пополнение информации в  уголке безопасности;

Совместно с семьей:

  •  организация  фотовыставки «Мое безопасное детство»;
  •  изготовление макета «Дорожная безопасность»;
  •  изготовление дорожных знаков;
  •  пошив костюмов  для познавательно – игрового мероприятия      

       (автомобили светофор).

Создание развивающей среды

Сшитые  костюмы автомобилей и светофоров позволят нам провести познавательно – игровое мероприятие на прогулке, и итоговое мероприятие «Наш друг Светофорик», а  подборка дидактических игр и пособий по ПДД формировать осознанное отношение к  выполнению ПДД.

Создание видеотеки  и просмотр познавательных фильмов:

Использование  познавательных видеофильмов  и мультфильмов способствовало формированию у детей представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения.

  • Смешарики - «Дорожная азбука»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • Б. Житков «Светофор
  • «Знакомство Мишки-шалунишки с пешеходной дорожкой»,
  • Никитина «Правила маленького пешехода»,
  • В. Головко «Правила движения»,
  • Робокар Поли «Правила дорожного движения»,
  • «Опасная шалость» советский мультфильм,
  •  «Торопыжка» - правила дорожного движения.

Взаимодействие с семьей

Качественная работа с детьми невозможна  без тесного взаимодействия с семьей. Поэтому родители – стали  нашими партнерами, единомышленниками в создании развивающей среды и в проведении мероприятий на прогулке и в группе. 

  • Создание познавательных  презентаций в семье для публичного выступления  ребенка:
  • Организация фотовыставки:  автокресло «Безопасное детство», «Дорожные знаки», «Такой разный транспорт»
  • Изготовление макета « Наш район»
  • Выставка поделок  «Мой друг светофор»,  «Пешеходный переход», «Автомобили»;  «Главный помощник на дороге»
  • Рекомендации родителям:
  • рассмотреть энциклопедии о ПДД; организовать просмотр мультипликационных фильмов.
  • Мастер – класс для родителей «Стань заметней на дороге» , «Как сделать светоотражатель своими руками»

Изготовление совместно с детьми  и родителями  дорожных   знаков, светофора,  домов,  позволило создать игровой макет, который помогает проигрывать с детьми разные ситуации на дороге, увидеть к чему могут привести  несоблюдение правил  дорожной безопасности.

Проигрывание ситуаций
да                                              нет

Чтобы избежать неприятных ситуаций на дорогах мы с родителями рядом со входом на наш  участок сделали разлиновку пешеходного перехода, что   позволяет ежедневно на прогулке  проигрывать  возможные аварийные ситуации и их последствия «ДА» - «НЕТ».

Благодаря тому, что ребенок непосредственно является участником различных ситуаций (переход дороги на запрещающий сигнал светофора, игра с мячом вблизи проезжей части дороги  и др.,  у него  формируется дорожная грамотность. Кроме того, и родители принимают участие в этой игре.

Созданная мобильная  авторская дидактическая  игра  «Дорожная безопасность», позволяет  зарабатывать баллы, стимулируя этим к выполнению  ПДД . Дети с удовольствием играют в нее самостоятельно.

Материалы и оборудование: игровое поле; карточки с заданиями;  карточки зеленого, желтого и красного цвета; кубик;  фишки (предметы заменители – крышки от бутылок).

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и  водителя, в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре.

Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие,  запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для пешеходов.

Ход игры: Игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». По одному сбрасывают кубик на игровое поле, у кого выпало больше точек, тот начинает игру первым, далее по часовой стрелке. В начале хода игрок сбрасывает кубик и продвигается на игровом поле на столько кругов, сколько выпало у него точек на кубике. Далее по очереди ходят другие игроки. Выигрывает тот, кто больше собрал карточек, если количество карточек у нескольких игроков одинаковое, то выигрывает тот, кто пришёл к финишу первым.

Если на игровом поле игрок попал на сектор «Светофор», то он берёт из стопки разноцветных карточек верхнюю. Красная – пропуск следующего хода, Жёлтая – без задания, Зелёная – можно взять карточку задания.

Если на игровом поле игрок попал на сектор «Вопрос», то он берёт карточку задания и выполняет его (отвечает на вопрос). Если игрок ответил правильно, то он забирает карточку себе, если нет или затрудняется ответить, то это задание может выполнить кто-то из других игроков, для этого нужно поднять руку. Карточку забирает тот игрок, который правильно ответил, если никто из игроков не ответил правильно – карточка уходит в сброс.

Если на игровом поле игрок попал на сектор,  от которого идёт стрелка «вперёд» или «назад», то он двигается по указанной стрелке.

Созданная  подвижная игра «Автомобили» (цветные рули, костюмы автомобилей, костюм светофора) -  развивает реакцию ребенка на сигналы светофора.

Рассматривание  тематических плакатов,  разбор и обсуждение    различных  возможных  ситуаций  на дорогах стимулировали детей к тому, что они  обсуждали увиденные ситуации,  делились своими впечатлениями от увиденного; составляли творческие рассказы по  актуальной теме: «А что могло произойти, если бы…».

Проведение  бесед, проигрывание ситуаций по темам:  «Наши помощники дорожные знаки», «Улица», «Мы воспитанные пешеходы», «Берегись автомобиля», Светофор»  очень естественно, ненавязчиво доносят до детей  смысл того, что к своей жизни и здоровью,  человек (и взрослый и ребенок),  должен относиться с большой ответственностью.

Погружение в тему, позволило детям более внимательно относиться к иллюстрированному  материалу. Дети его  рассматривают и осмысленно  объясняют различные дорожные ситуации. Конструирование  из разных видов конструктора машин и дорог,  тоже позволяет  детям создавать и обыгрывать различные дорожные ситуации, закреплять знания о безопасном поведении на дороге.

Интерес  к дорожной безопасности,  стимулирует детей к играм на ковре. Дети  строят дорогу, макеты улиц, вносят автомобили, пешеходов, обыгрывают различные ситуации на пешеходных переходах, возле светофора, при выходе из автобуса на остановках, при выходе из подъезда во двор, проводят разъяснительные беседы с  «нарушителями».

Автокресло «Моё безопасное детство»

Созданная фотовыставка  «Безопасность прежде всего», формирует не только у детей понимание того, для чего ребенку необходимо во время движения автотранспорта находиться в автокресле, но и у  родителей – ответственное отношение к жизни и здоровью  своего ребенка!

Познавательно – игровое мероприятие

«Наш друг Светофоркин»

Проведенное  познавательно – развлекательное «Наш друг – Светофоркин!»  позволило  не только провести день интересно и содержательно, но и выявить  знания и умения  детей по дорожной безопасности. Дети участвовали в различных играх,  выполняли разные интересные задания Светофоркина,  отвечали на вопросы, собирали пазл «Дорожные знаки», дали клятву «Пешехода», прочитали стихотворения  А. Сидорова «Правила дорожного движения для детей», Г. Георгиева «Светофор»

 В конце мероприятия дети получили значки «Знаток ПДД".

Выводы по проекту

  • Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе

- игровых мероприятий, непосредственными участниками которых  были сами дети,  способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

  • У детей сформировано представление  о том, что такое улица, о

правилах поведения на улице (надо держать взрослого за руку, ходить по тротуару, играть на детской площадке).

  • Родители стали заинтересованными партнёрами в обучении и 

формировании у детей ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

  • При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности

дети легко усвоили весь учебный материал по теме: «Правила дорожного движения».

  • Педагоги совместно с детьми и родителями пополнили развивающую среду группы по актуальной теме.
    • Данный проект будет полезен воспитателям старших  групп, так как на основе его можно продолжить работу с детьми по изучению тем правил дорожного движения. Дети в этой области получают не только теоретические, но и, главным образом, практические навыки, от которых порой зависит жизнь человека.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

Во время отпуска неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения. 

Перспектива

  • При тесном взаимодействии с семьей продолжать работу  по

формированию у детей навыков  безопасного поведения на дороге, во дворе, дома.

  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное

выполнение  правил безопасного поведения в дорожно-транспортном процессе, во дворе и дома.

Наши дети через год пойдут в школу, станут самостоятельными и поэтому очень важно, при тесном взаимодействии с семьей,  продолжить работу  по формированию у детей навыков  безопасного поведения на дороге, во дворе, дома; воспитывать дисциплинированность и сознательное отношение к сохранению своей жизни и здоровья!

Список  используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
  3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
  4. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
  5. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
  6. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «Мы по улице идем»;
  7. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам -  о правилах дорожного движения».

 «Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0008236

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 852
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.