"Воевали они без присяги и звания, помогали бойцам и спасали людей"

  чт., 29.04.2021

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна

Антонова Валентина Алексеевна, воспитатели

МАДОУ ценр развития ребёнка-

детский сад № 158 города Тюмени

Сколько сказано слов. Может чья-нибудь муза устала

Говорить о войне и тревожить солдатские сны…

Только кажется мне, до обиды написано мало

О собаках-бойцах, защищавших нас в годы войны!

Сергей Ерошенко

 

Паспорт проект:

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  родители воспитанников.

Срок реализации:краткосрочный.

Тип проекта:познавательно-исследовательский, творческий

Актуальность проблемы:   

Однажды утром, Ваня принес в группу книгу, его впечатлил рассказ А.Митяева «Мешок овсянки». Показывая детям иллюстрации, он очень эмоционально рассказывал друзьям о собаках, которые выносили с поля боя раненых солдат. Ребят заинтересовал этот рассказ, и они попросили его прочесть.   Именно тогда мы и сочли нужным в доступной для детей форме открывать страницы истории страны, страницы страшных и сложных для их понимания событий.  В век льющейся информации, так или иначе, дети являются свидетелями новостей, событий, посвящённых дню победы.
Учитывая возможности детского восприятия, в возрасте 6 лет мы открываем им историю страны, в которой им жить, жить и строить будущее.
Наша задача, постепенно рассказывать, насколько трудными были шаги к Великой Победе и как животные и птицы помогали в сражениях за мир на всей земле.

Цель проекта:

Формировать представления о героическом прошлом своей страны через доступные пониманию детям факты и события военных лет.

Задачи проекта:
-Дать первоначальные представления о профессии кинолог, дрессировке собак, рассказать о подвиге четвероногих солдат во время войны;

-Довести до сведения детей о том, какой вклад в победу внесли жители нашего города и четвероногие животные;

-Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и преклонения перед подвигом своего народа;

 -Для развития у детей чувства гордости и уважения привлечь их родителей к  созданию наглядно-дидактического материала и сбору конкретных фактов военных лет.

Предполагаемый результат

для детей:

-сохранение интереса к исследованию исторических фактов  о своём родном городе, подвиге четвероногих в ВОВ.

- формирование умений рассказывать другим о малоизвестных фактах  и событиях, подготовленных с родителями дома.

для родителей:

-осознание родителями важности воспитания нравственной культуры у  детей, начиная с дошкольного возраста;

формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

для педагогов:

-создание условий для благотворного сотрудничества и общения с участниками проекта;

- вызвать эмоциональный отклик на результаты совместного творчества у детей и родителей воспитанников.

Проблемные вопросы:Кто такие четвероногие бойцы? Как они защищали Родину?

Подготовительный этап:

-блиц-опрос детей;

-подбор иллюстрированного  материала по теме, доступного детям и вызывающего у них эмоциональные переживания;

-вовлечение родителей воспитанников в подготовку фотоматериала; 

-составление алгоритма работы над проектом.

Основной этап:

- Создание открытого  образовательного пространства;

- работа по обогащению информационного  опыта ребёнка;

- чтение художественной литературы.

Заключительный этап:

-создание детьми коллективных композиций, коллажей, диорам по содержанию литературных произведений и фотоматериала;

- Выставка совместных работ.

План  мероприятий:

Тема

Формы работы

           март

«Застывшие на камне, коты и кошки»

 

Беседа: Как кошки спасли город от нашествия крыс?

Каким образом они попали в Ленинград? (Рассказы детей и педагога.)

«Кто такие четвероногие бойцы»

«Собаки - санитары спасали раненных бойцов»

«Как лошади шли в бой вместе с солдатами»

Просмотр и прослушивание коротких презентаций,  подготовленных детьми и родителями о животных в годы войны.

(Сбор информации в альбомы.)

«Что мы знаем о профессии кинолог»

-Просмотр видеоролика: «Как дрессируют собак»

 

Чтение рассказов

Н.Богданова. «Лайка - не пустолайка», «Чёрный кот».

А.Митяева. «Серьги для ослика»

Беседы по содержанию, высказывания детей.

«Слава героям – голубям»

Просмотр видео презентации «Как голубидоносили важные сообщения».

«Их подвиг бессмертен»

Виртуальная экскурсия по городам России «Памятники пернатым и хвостатым»

апрель

«Воевали они без присяги и звания!»

 

Рисование по содержанию прочитанных рассказов, историй о подвигах животных и птиц  во время войны.

«Летите голуби, летите!»

Создание коллективного коллажа .

Вывод:

Подготовленный материал и созданные совместные творческие работы  вызывали  эмоциональный отклик у детей и родителей,  и может быть использован в дальнейшей работе с детьми.

Дети получили первый опыт рассказчика и оратора с опорой на фоторепродукцию.

Хотелось  бы верить, что данный проект посеет в детях начало к сопереживанию, восхищению и удивлению перед подвигом солдат и помощью животных во время боевых действий.

Список литературы и интернет ресурсов

-Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

- История сквера «Сибирских кошек»

https://ribalych-ru.turbopages.org/ribalych.ru/s/2014/03/31/skver-sibirskix-koshek/

-«Подвигу четвероногих друзей посвящается»

https://ups1970.livejournal.com/49422.html

 - Прочитайте детям:

Н. Богданов. Рассказы о войне»

https://www.libfox.ru/541198-2-nikolay-bogdanov-rasskazy-o-voyne.html

А. Митяев. Аудио рассказы

https://www.youtube.com/watch?v=m8kIjrcyvn8

Приложение 1

Мы предлагали детям аудио рассказы с иллюстрациями  на экране, что  способствует глубине восприятия детьми. А также чтение за столом, что даёт возможность обсудить и  высказать своё мнение о поступках героев произведения.

Дети рассказывали о том, как на фронте лошади выполняли тяжёлый труд.

Как голубчик смог спасти целый экипаж подводной лодки.

Как собаки, верные и бесстрашные друзья выполняли сложные задания, даже те, которые бы не смог выполнить солдат.

Выносили с поля боя раненных бойцов.

Тянули телефонный провод на большие расстояния для связи с  командованием.

Своим чутьём находили мины, оставленные врагом, в зданиях и закопанные в земле.

Виртуальная  экскурсия по городам, где установлены памятники животным,  начиналась с родного города.

И детям было предложено создать мини макеты памятников кошкам

Воздушная инсталляция «Голуби» украсит приёмную к празднику.

Проект практически подошел к концу, а наши воодушевленные этой трогательной темой дети, стали посещать исторические места города связанные с событиями ВОВ. Так некоторые семьи посетили сквер «Сибирских кошек».

Приложение 2

Изобразительная деятельность детей в старшей группе (лепка).

«Застывшие на камне»

Задачи:

- Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигур. Учить анализировать соотношение частей фигуры и пропорций. Передавать характерные позы образа.

- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук. 

- Воспитывать интерес к сотрудничеству, ответственность за сделанную работу перед коллективом.

Предварительная работа: Знакомство с внешним видом животного. Детальное обследование фигуры. Просмотр памятника  «вживую».

Материалы, инструменты:

Пластилин, стеки, доски.

Кубики –постаменты для вылепленных образов.

Маленькие статуэтки фигурки из глины и фарфора.

Содержание занятия:

Воспитатель предлагает вспомнить,  с чего начиналась виртуальная экскурсия по памятникам животным и создать свой мини макет сквера. Затем показывает детям фигурки животных из фарфора и глины и просит определить, каким способом и на основе какой формы созданы эти фигурки.

-Обратите внимание на разное положение частей образа: туловища, головы, лап и хвоста.  Я напомню способы лепки, которые помогут нам слепить разных кошек и показать их особенности.

Поочерёдно показывает исходные формы (цилиндр, конус, овоид).

-Кто догадается и нам расскажет, что будет делать кошка, сидеть или лежать, если взять конус? Ответы детей.

-Как можно показать, что животное ластится, приготовилось к прыжку, встало на задние лапы?

Показывает,  изгибая форму туловища, положение лап, головы и комментирует действия.Затем предлагает договориться о том, кто какую кошку будет лепить, чтобы не получилось много фигур в одинаковом положении. Дети создают  образы по своему желанию и размещают фигурки на кубиках – постаментах, договариваясь друг с другом самостоятельно.

- Ребята,  кто желает рассказать о своём образе или может быть  провести с нами маленькую экскурсию по нашему скверу кошек?

Дети по желанию рассказывают о том, что получилось.

Приложение 3

 Виртуальная экскурсия

«Памятники пернатым и хвостатым»

Цель: развитие нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым России, в том числе родного края.
  2. Дать детям знания о памятниках животным, участвовавших в ВОВ, установленных в разных городах России.
  3. Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за подвиги нашего народа и братьев наших меньших.

Оборудование: стулья для создания автобуса, руль, головной убор водителя, микрофон  для экскурсовода, телевизор, презентация.

Предварительная работа:  чтение рассказов о животных, совершавших подвиг во времена ВОВ, рассматривание фотографий разных городов России.

Содержание занятия:

В: Ребята вы помните я вам рассказывала  том, что давным давно, была Великая отечественная война?

Д:(ответы детей)

В: мы узнали о том, что не только люди старались избавить мир от войны, но и животные помогали людям, трудились изо всех сил. Война закончилась, и сейчас на земле мир, но люди до сих пор помнят и чтут память о тех событиях. Ребята, а как люди сохранили память об этом страшном событии?

Д:(ответы детей)

В: Ребята, а вы знаете, что такое памятники?

Д:(ответы детей)

В: Слово памятник происходит от слова «память» «помнить». Это скульптурные сооружения строят их в честь какого – либо события, чтобы люди помнили этих героев. Сегодня я вам предлагаю отправиться по городам нашей сраны, в которых установлены памятники всем животным, участвовавших в ВОВ. Ребята, нас ждет автобус, занимайте свои места. Первый город, куда мы отправимся – это город Тюмень. Мы с вами прибыли в сквер «Сибирских кошек». Сквер был основан в 2008 году на Первомайской улице. Название сквера связано с тем, что в Ленинграде, только что пережившем блокаду, почти не осталось кошек, и город был буквально заполонён крысами. По легенде для борьбы с крысами тюменцы отправили в Ленинград целый вагон кошек — 238 животных. Всего из Сибири в Ленинград было отправлено около 5 тысяч котов и кошек.Вдоль сквера установлены гранитные тумбы и фонари, на которых установлены чугунные скульптуры кошек, покрытые золотой краской. На прикреплённой к тумбе памятной табличке сообщается о спасении Эрмитажа кошками из Сибири.

Следующий город, в который мы отправимся – это город Москва. Мы прибыли в парке «Терлецкая дубрава». Здесь установлен памятник военным собакам .Четвероногие спутники человека сопровождали солдат во время Великой Отечественной войны. Псы участвовали в военных действиях на боях сражений.Салават Щербаков посвятил этим доблестным героям скульптуру, которая называется «Военный инструктор с собакой».

Последний город, куда мы отправимся – это город Самара, в этом городе установлен памятник всем военным голубям и голубеводам. Во время войны этих птиц специально тренировали для сложных перелетов и присваивали каждому голубю номер, - рассказывает Константин Чернов. - Почтовый голубь может преодолевать тысячи километров и всегда возвращается к своему хозяину. Известен случай, когда голубь доставил послание с терпящей бедствие субмарины и спас жизни морякам. А как-то отряд разведчиков попал в окружение. Рация была сломана. У одного бойца оказался тренированный сизый голубь, которого и отправили с посланием о помощи. В небе сизокрылого атаковал ястреб, но тот выдержал неравный бой и добрался до голубиной станции, где упал в ноги дежурному. Сообщение было доставлено, но это стоило крылатому герою множеством травм. Несколько часов боролся ветеринар за жизнь голубя и спас его. На счету этого пернатого - множество героических перелетов.  А всего голуби во время войны доставили более 15 тысяч сообщений с захваченной немцами территории.

Ребята вам понравилась наша  виртуальная экскурсия?

Д:(ответы детей)

В: Нам пора возвращаться в детский сад. Теперь вы знаете, каким животным и птицам установлены памятники и в каких городах. Обязательно поделитесь своими знаниями со своими близкими.

Список литературы и интернет ресурсов

-Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

- История сквера «Сибирских кошек»

https://ribalych-ru.turbopages.org/ribalych.ru/s/2014/03/31/skver-sibirskix-koshek/

-«Подвигу четвероногих друзей посвящается»

https://ups1970.livejournal.com/49422.html

 - Прочитайте детям:

Н. Богданов. Рассказы о войне»

https://www.libfox.ru/541198-2-nikolay-bogdanov-rasskazy-o-voyne.html

А. Митяев. Аудио рассказы

https://www.youtube.com/watch?v=m8kIjrcyvn8

 

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0008234-00088235

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 530
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.