проект "Будем говорить правильно!"

  вс., 04.04.2021

Автор:

Губанова Ирина Юрьевна

логопед

Частный детский сад речевого развития «Речецветик»,

г. Тобольск

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители

Краткая аннотация проекта.

Данный проект направлен на раннее выявление и коррекцию отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста, привлечение внимания детей и родителей к правильной речи и речевому здоровью в целом. Именно дошкольное детство - период активного усвоения устной речи, становления и развития всех её сторон. В проекте раскрыта система работы по развитию звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи, формированию речи, как средства коммуникации. Проект помогает осознать простую истину - чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, адекватнее поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

По данным мировой статистики у детей дошкольного возраста неуклонно растет число речевых расстройств,что вызывает обоснованную тревогу у общественности. Число детей, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает, кроме того они осложнены неврологическими отклонениями. Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, а комплексное отставание всех речевых компонентов. Однако часто родители не уделяют должного внимания преодолению тех или иных речевых нарушений. Это связано с двумя причинами:         

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей, следовательно, не объясняют значимость правильной речи для общего психического здоровья,развития интеллекта;

  2) не придают речевым нарушениям серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

В связи с этим становится актуальной проблема коррекции речевого здоровья дошкольника, привлечение внимания детей к правильной речи и речевому здоровью в целом.Учить правильной речи и преодолению её недостатков лучше всего в дошкольном возрасте.

Этому способствуют особенности дошкольника:

 -Высокая пластичность мозга (способность быстро переключаться на новую артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.)

-Способность всё превращать в игру (дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней).

-Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими.

-Радость от результатов овладения правильным произношением тогоили иного звука, гордость победы, демонстрация нового звука перед окружающими, ожидание одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.

- Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упорядочились и поэтому легко затормаживаются.

Учитывая всё выше сказанное наш частный детский сад речевой направленности «Речецветик», открыл в своих стенах мини-центр коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми патологиями.

Экспериментальная база исследования: Частный детский сад речевого развития «Речецветик»,  г. Тобольск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:дети с речевыми нарушениями,родители.

Время реализации проекта:

1 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года.

Цель работы  - раннее выявление и коррекция отклонений в развитии речи дошкольников, формирование у детей необходимых знаний и навыков по укреплению речевого здоровья, умению использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи работы:

1. Создание условий для осуществления качественной коррекции речевых нарушений на базе образовательной организации;

2. Оказания практической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

3. Пропаганда значимости речевого здоровья среди детей и родителей.

Объект: процесс коррекции речевых нарушений.

Предмет: система работы, способствующая коррекции речевых нарушений и укреплению речевого здоровья дошкольников.

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   будет способствовать активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, грамматического строя, связной речи. Речь детей станет более внятной и выразительной.
  • У детей повысится мотивация к занятиям по коррекции речи, они познакомятся с понятием «речевое здоровье», его ролью в жизни человека, овладеют знаниями по сохранению и укреплению речевого здоровья, практическими навыками самомассажа, более ответственно будут относиться к своей речи.
  • Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом  развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысит их педагогические знания.

Реализация проекта

Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Речевое здоровье – это сохранность всех компонентов речи (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи) и дальнейшее развитие речевой функции, а так же ее полноценное использование для общения личности в социуме. Для того, чтобы речевое здоровье правильно сформировать следует с помощью различных мероприятий комплексно воздействовать на детей, чтобы предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Приступив к реализации проекта, мы понимали, что логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения - длительный и целенаправленный процесс. Поэтому, свою работу построили следующим образом:

- проведение диагностики (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции);

- непосредственно коррекция: объяснение значимости правильной речи, мотивирование обучаемого,подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, работа над грамматическим строем речи, связной речью и т.д.;

-обучение родителей сопровождению детей с речевыми нарушениями, оказание консультативной помощи;

- оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствия рецидивов.

Обычно кабинет логопеда – это зеркало, стол, и набор пособий. Ребенок XXI века во многом иной: более свободный, непосредственный, самостоятельный.     Тем сложнее его заинтересовать! Важно помнить, что основная деятельность детей не учебная, а игровая.Мы постарались оснастить рабочее место современным оборудованием: массажный стол, аппарат для вакуумно-роликового массажа, наборы логопедических зондов, логопедический тренажер «Дельфа 142» с полным комплексом пособий, методическая и учебная литература. 

Работая с дошкольниками, мы заметили, что часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Бывает, ребенок не хочет заниматься, его утомляет постоянное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание занятий. Коррекционные занятия проходили в игровой форме, с использованием наглядного материала, игрушек, речевых игр. По ходу логопедической работы детьми проводились беседы, практические уроки, позволяющие понять, для чего нужно то или иное упражнение, что оно даст ребёнку, что будет, если его не сделать, как отразится это на речи в дальнейшем. Для активизации речи использовалась Су-Джок терапия, различные ручные массажеры (Чудо – пальчик, Варежка, различные валики, кольца и т.д.). Как результат – дети посещали занятия с желанием, учили родителей тому, что узнали сами, гордились своими успехами.

С желаниемделали дети логопедический массаж – это одна из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Поддержанию интереса способствовал рассказ о роли массажа,обучение приемам самомассажа. Дети узнали, что с его помощью  мышцы, отвечающие за произношение разных звуков, начинают продуктивно работать, что обеспечивает необходимое качество звука. Для достижения желаемого эффектаприменяли не только ручной, но и вакуумно-роликовый массаж аппаратом Nova 600. Для восстановления речевых функций использовализондовый массаж. Дети имели возможность рассмотреть, потрогать все зонды, произвести самостоятельные массажные движения. С помощью зондов удалось стимулировать мышцы языка, нёба, губ.Так же в коррекции звукопроизношения  использовалипостановочные зонды.Каждый из них предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада, необходимого для произнесения звука из той или иной фонетической группы.

В наше время не обойтись без современных компьютерных технологий, поэтому, в ходе работы над проектом мы использовали компьютерные игры и презентации, которые особенно нравились детям.Отдельно хочется отметить логопедический тренажер «Дельфа 142. 2.2».Его применение позволило повысить мотивацию детей за счет внесения элементов игры, многократного воспроизведения речевых действий,  добиться положительного результата. Кроме того, постепенное усложнение материала положительно сказывалось на эффективности работы, что позволяло сформировать уверенность в своих силах. Мы работали с любыми речевыми единицами от звука до текста, решали разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществляли коррекцию восприятия, внимания, памяти. С помощью данного тренажёра мы строили работу по вызыванию гласных звуков у детей, в том числе с сенсомоторной алалией на фоне тугоухости.

Еще один эффективный метод в работе по коррекции речи – интерактивная песочница. Во время взаимодействия с песком дети не испытывают дискомфорта, получают лишь приятные впечатления, что в свою очередь, дает возможность не навязчиво проводить работу по развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики у детей. Во время игр с песком успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки.

Наша практика позволила сделать вывод о том, что постоянная помощь логопеда нужна и современным родителям для решения проблем речевого развития ребенка.Большинство из них даже не слышали термин «речевое здоровье», не отдавали должного внимания работе по устранению недостатков речи (за исключением коррекции звукопроизношения). Поэтому, родители были нашими союзниками и помощниками. В ходе работы мы обсуждали результаты, успехи и неудачи детей, давали рекомендации по закреплению пройденного материала дома. Проведено 5 открытых мероприятий для родителей консультативного характера. В рамках встреч онипознакомились с логопедическим оборудованием мини-центра, на практике овладели методами пескотерапии, приемами самомассажа, «Кинезетерапии». Предоставлена возможность получить квалифицированную помощь приглашенных специалистов: детского невролога, педиатра, психолога, врача репродуктолога.

 

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в результате работы над проектом нам удалось создать условия для осуществления качественной работы по устранению речевых нарушений, оказать помощь в коррекцииречевых расстройств, способствовать укреплению речевого здоровья детей, увеличить возможности для родителей в получении комплексной помощи по речевому развитию дошкольников.

В ходе работы с детьми нам удалось повысить уровень развития словаря, качество звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, сформировать основы культуры диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.

Дети усвоили, что речевое здоровье – важный компонент развития. Правильная, чёткая речь нужна людям чтобы общаться и быть понятым, добиться успехов в учёбе и профессиональной деятельности.

Содержательная насыщенность занятий, доступная помощь при возникающих затруднениях, присутствие ситуации успеха - все это позволило нам добиться положительной динамики у 80% детей и 20% детей получили исправление речевых нарушений в коррекционной работе.

Проведённая работа помогла родителям осознать, что речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Теперь они не просто зрители и наблюдатели, они активные участники  в процессе речевого развития ребенка, помощники педагогов и грамотные тьюторы.

Список используемой литературы:

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие / Издательство: Сфера, 2011.

2.Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод.пособие / М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Матанцева Т. Н., Мокерова К. С., Василова В. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56118.htm.

4. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании. СЕТЕВОЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.

5. Степанова О. Логопедическая работа в дошкольном образовательномучреждении. Организация и / М.: Форум, 2010. - 128 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / М.: Просвещение, 2014. – 207 с.

7. Шилова О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений педагогического образования. // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования СПб.: ИПООВ РАО .-2014 .- 155с.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008215

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 28
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.