Творческий краткосрочный проект «Мой край»

  сб., 28.11.2020

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

 

Авторы проекта:воспитатели подготовительной группы Надия Исламовна Гаджиева, Эльза Шигабовна Стасюк МБДОУ Детский сад №10 "Брусничка" г. Салехард

Описание проекта: краткосрочный, сроком на 1 месяц (с 01.11.2020 г. по 04.12.2020 г.)

Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема: Нужно признать, что наши дети не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие  познавательного  интереса  к  культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий  уровень знаний о традициях и обычаях  народа родного края

Объект проекта Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.                

Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.

Задачи проекта:

  1. Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста  о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.

  2.  Развивать образное представление о прошлом и настоящем .

  3.  Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Формы работы:

Экскурсии, акции, выставки, развлечения, праздники. 

Средства реализации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность:  рисование, аппликация, музыка, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы  реализации проекта:

 Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты, ненцы, коми и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов севера, сюжетно-ролевые игры,  прослушивание музыки, сказок и др.

Работа с родителями: 

Консультации,  участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование,   целевые прогулки по улицам  г.Салехарда, посещение библиотеки «Дружба народов» 

Ожидаемый результат:

  • Обогащение  и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
  • Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Поэтапная реализация проекта:

1 этап  подготовительный–постановка целей и задач, определение  направлений образовательной деятельности,  предварительная работа с педагогами, детьми и их  родителями,  составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов

2 этап основной–ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем,  игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.

3 этап итоговый–закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения),  экспериментально– поисковой деятельности.  Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.

План работы по проекту

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

  1. 1.      Подготовительный этап

1 неделя

С 02 ноября по 10 ноября 2020 года

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.д.)

Воспитатели

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1.Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

2.Разработка рекомендаций для воспитателей

Воспитатели

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1. Разработка рекомендаций для родителей.

2.Разработка анкеты для родителей

Воспитатели

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1.Подбор репродукций художественных картин по теме «Мой край»

2.Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя)

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

1. Организация развивающей среды в группе.

2. Анкетирование для родителей «Люби и знай свой край»

Воспитатели, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

  1. 2.      Основной этап

2 неделя

С 09.11 по 13.11 2020 г.

Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

Обсуждение пословиц по сказке «Кукушка»

Д/и «Собери картину «Олень»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Коренные жители севера, их основные занятия»

Рассматривание и обсуждение картин «Мы на Севере живем»

Конструирование «Построим чум» (из счетных палочек)

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия»

Рассматривание альбомов «Город Салехарда, ЯНАО»

НОД Рисование «Олень»

Воспитатели, дети, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

 Составление  рассказов на тему «Ямал, наш край»

Сюжетно-ролевая игра«Я родом из стойбища»

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Мир животных Ямала» 

НОД Конструирование (Ручной труд) Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками

Альбомы с фотографиями северных растений и животных

Воспитатели, дети, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

3 неделя

С 16.11 по 20.11. 2020 г.

Рассматривание альбома «Растительный мир Севера»

Настольная игра «В гостях у тундровичка»

Слушание музыки народов Севера

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Будылина Т.К.

НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»

  1. Рисование «Люблю березку русскую»

Развивающая игра «Наш край – Ямал!»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «О Ямальской земле»

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку»

Вечер загадок «Игрище загадок»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Что мы знаем о ягодах»

Просмотр презентации «Что растет в тундре» Д/И «Угадай ягода»

П/и «Пастух и олени»

Чтение сказки «Морошка»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Рассматривание картинок из серии «Север»

Строительная игра «Строим чум для рыбака»

Д/и «Рыбаки»

2. Консультация для родителей «Мы любим край, в котором мы живём»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

4 неделя

С 23.11 по 30.11.2020 г.

Беседа «Правильное отношение к природе»

Упражнение «На разных языках»

Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера

П/И «Удочка»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Мой город»

Рассматривание открыток о Салехарде

Прослушивание аудиозаписи о Салехарде

Д/и «Одень куклу»

Воспитатели, дети

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

НОД ФЦКМ. «Животные Севера» (с применением ИД)

Рисование «Путешествие в тундру по следам оленя»

П/и «Важенки и оленята»

Развлечение. Вечер стихов Р. Ругина

Воспитатели, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

 Чтение сказки народов коми «Наперсток». Рассматривание картин к сказке с применением ИД

Игра «Семья» сюжет: «Оленеводы»

  1. Хороводная игра «А мы в лес пойдем»

Воспитатели, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Жизнедеятельность животных зимой»

Рисование по трафаретам «Олешко»

Д/и с ИД «Узнай голос животных»

П/и «Белые медведи»

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

5 неделя

С 30.11. по 04.12.2020г.

Чтение ненецкой сказки «Голубика»

Лепка «Ягоды севера»

Д/и «Узнай ягоду»

Рассматривание альбома «Ягоды Севера»

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Народные приметы декабря по национальному календарю.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что растёт в тундре», «Времена года», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию»

Рисование «Зимние узоры»

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

ФЦКМ «Зимние забавы»

Д/и «Времена года», «Планета Земля и её жители»

Игра – эстафета «Тундровичок»

Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Воспитатели, дети, инструктор по фк, родители

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Вирясова С.Н.

Беседа «Зимовье зверей в лесу»

Чтение нанайской сказки «Айога»

П/И «белки в лесу»

Выставка поэтов и писателей народов Севера

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Беседа «Разнообразный край Ямала»

Разучивание стихов поэтов Севера ко Дню Округа

Д/И «Что растёт в тундре»,  «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию»

Воспитатели, дети

 

Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И

Заключительный этап:

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
В перспективе в подготовительной к школе группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Литература:

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
  3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  9. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.

https://t-1-i.buryatschool.ru/site/pub?id=134

https://urok.1sept.ru/articles/550862

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007852-0007853 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5027
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.