Рассказывайте детям о войне |
пн., 18.05.2020 |
Авторы:
Мясникова Елена Алексеевна,
Плеханова Наталья Вячеславовна,
Городовая Гузель Фердовисовна
воспитатели МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени
Проект
«Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится …»
Паспорт проекта
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный работник
Срок реализации: февраль – май 2019г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Актуальность проблемы:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. И сегодня перед обществом стоит задача, восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Бытует мнение, что детям рано говорить о тех страшных потерях и разрушениях, но ведь помнить и ценить можно только то,о чем знаешь. И если рассказать детям о войне,то им будет, что помнить.
Помнить, чтобы ценить.
Помнить, чтобы гордиться.
Помнить, чтобы это не повторилось.
Как известно то, что вызывает восхищение в детстве, оставляет неизгладимый след в душе у человека надолго. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущены через детское восприятие, то они сыграют огромную роль в становлении личности патриота, будущего гражданина. Мы сочли необходимым в доступной форме рассказать детям о подвигенашего народа в годы Великой Отечественной Войны на ярких примерах героизма, храбрости и мужества народа.
Цель проекта:
Сформировать представления у детей о героическом прошлом своей страны.
Задачи проекта:
- дать первоначальные представления о военных профессиях, оружии, умениях вести боевые действияна конкретных событиях и поступках.
-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.
-привлекать родителей к участию в создании наглядно – дидактического материала, сбору информации об участниках ВОВ.
Предполагаемый результат
для детей:
-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- формирование самостоятельности, познавательной активности, знаний военной техники, наград;
для родителей:
-осознание родителями важности патриотического воспитании детей дошкольного возраста;
-формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла;
для педагогов:
-создание условий для благотворного сотрудничества и общения с участниками проекта;
- создание открытого образовательного пространства в группе;
- вызвать эмоциональный отклик на результаты совместного творчества у детей и родителей воспитанников;
Основополагающий вопрос: «Это праздник со слезами на глазах и почему его называют великим?»
Проблемные вопросы: Кто такие герои войны? Как они защищали Родину?
Подготовительный этап:
-изучение методической литературы;
-анализ предметно-развивающей среды;
-блиц-опрос детей;
-анкетирование родителей;
-подбор исторического материала, доступного детям и вызывающих у них
эмоциональные переживания;
-подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
-составление алгоритма работы над проектом
Основной этап:
- Создание открытого образовательного пространства;
- работа по обогащению жизненного опыта ребёнка;
- работа по обогащению игрового опыта ребёнка
Заключительный этап:
-Выставка детских работ;
- Подготовка и проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
План мероприятий:
Тема |
Формы работы |
февраль |
|
«Письмо солдата с той войны»
|
-Чтение отрывка из рассказа А. Митяева «Письмо с фронта» - Беседа по содержанию.
|
«Родина-мать зовёт!» |
-История появления плаката. Беседа: что такое Родина? Почему автор называет её матерью? Слушание песни Лебедева - Кумача «Священная война».
|
«Что мы знаем о войне» |
-Просмотр видеоролика: «Детям о войне»
|
«Защищали Родину пехота, моряки, и лётчики в боях». |
Рассматривание фоторепродукций, просмотр видео - презентаций о военных профессиях. |
Военная техника и знаменитая «Катюша». |
Беседы, самостоятельные просмотры альбомов, фото-презентаций. |
«Граница наша на замке» |
Изготовление с участием родителей сюжетно-ролевой игры «Пограничники». |
«Через года,через века…» |
Встреча с ветераном |
март |
|
«Рядом шли смелее в бой генерал и рядовой» |
Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Изготовление фотоальбома. |
Чтение рассказов С. Алексеева. «Малютка», Е.Благининой «Шинель», А.Кузнецовой «Таёжный подарок».
|
Беседы по содержанию, собственные высказывания детей. |
«Слава героям-землякам» |
Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Изготовление фотоальбома. |
«Спасибо за победу» |
Конструирование из бумаги: открытка - письмо солдату той войны. |
«Война глазами художников»Фоторепродукции: Васильева, ПузырьковаНаровчатова. |
Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны. |
«Стихи и песни, с которыми мы победили». |
Слушание музыкальных произведений, стихов в исполнении актёров и музыкантов. |
апрель |
|
«Отважные моряки» «Всегда на страже» |
сюжетно-ролевые игры |
Штаб боевых действий.
|
Режиссерская игра |
«Этих дней не смолкнет слава» |
Конкурс чтецов среди детей и родителей детского сада. |
Рассказ по картине Ермакова, «Зачем ты меня тащишь?» |
Беседа по содержанию картины: -почему автор назвал именно так картину? -как бы вы ответили на вопрос? - какие звуки доносит до нас автор с картины? |
«На пожелтевшем фото давних дней» |
Литературно-музыкальная гостиная |
«Я помню, я горжусь». |
Презентация фотоархива «Военная биография предков нашей семьи» |
«Их именами названы улицы». |
Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Пополнение фотоальбома. |
май |
|
Тяжёлые дороги войны» |
Поисково-познавательная игра по карте России. Штаб боевых действий.
|
«Города – герои» «За нами Москва!» «Герои Брестской крепости» «Подвиг Ленинградцев» «Битва танков под Сталинградом» |
Цикл просмотров видео - презентаций о городах героев, ярких решающих событиях военных действий. |
«Войну видали лишь в кино» |
Конкурс чтецов среди педагогов детского сада. |
«Рисуем войну» |
Выставка рисунков детей Коллективная диорама |
Парад военной техники
|
Конструктивная деятельность из картона и подручного материала. |
«Ни кто не забыт и ни что не забыто» |
Экскурсия по памятным местам города. |
«Мы помним и гордимся» |
Оформление стены памяти |
«Журавли памяти» |
Акция |
Ветеран живёт рядом |
Изготовление открыток. Участие в проведении совместной акции с родителями (адресная помощь, сбор подарков для ветеранов)
|
«Ура, победа!», «Мы голосуем замир! » |
Выставка рисунков, коллажей, коллективных работ детей. Изготовление голубей из бумаги, |
Спортивно – патриотическая игра «Зарница» |
«Памяти павших, будем достойны» |
«Войну узнали мы из книжек» |
Театральная постановка по мотивам литературных произведений: рассказа С.Олифир «Когда я был маленьким», К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», С.Алексеева «Таежный подарок» |
«Поклонимся и мёртвым и живым» |
Подготовка и участие детей и родителей в акции «Бессмертный полк». |
«К подвигу героев прикоснись» |
Концертная программа с приглашением ветеранов ВОВ и тружеников тыла |
Вывод: проект способствует сплочению детско-взрослого коллектива, отобранный материал вызывает эмоциональный отклик у детей и родителей. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Хотелось бы верить, что нам удастся посеять в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ
-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
-Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
-Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
Doshkolnik.ru, Solnet.ru
М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.
Приложение 1
Досуг для детей старшей и подготовительной группы
«Памяти павших будем достойны»
Цель:
Формирование представлений у детей об истории Великой победы в годы Отечественной войны.
Задачи:
-Вызвать интерес к историческому прошлому нашей страны.
-Развивать находчивость, творческую активность
- Воспитывать чувства гражданского долга и благодарности за бессмертный подвиг народа в Великой Отечественной войне.
Оборудование:
Военная форма пехотинцев для шести детей и санитаров для двух.
Форма пехотинца, моряка, летчика, танкиста с головными уборами.
Костёр бутафорский, детская гармонь.
Стойки с натянутыми верёвками, обручи, макеты танков из картона.
Кегли по количеству мальчишек.
Детали конструктора, подходящие для сборки радиоточки.
Место проведения: музыкальный зал, украшенный ко дню победы.
Ход проведения музыкально-спортивного досуга:
Звучит музыка Тухманова, дети входят в зал выстраиваясь в одну колонну, затем расходятся в разные стороны по парам. На центральной стене появляется слайд – фотохроника дня победы 1945 года.
Ведущий, глядя на экран:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете,
Великий май, победный май!
И с тех пор в майские дни по всей стране звучат победные марши, мы свято бережём память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь в этой страшной жестокой войне. Тем, кто отстоял мир, посвящается:
Звучат первые строки из песни Лебедева-Кумача. А. Александрова «Священная война»
Дети в военной форме выходят на середину зала и читают по строчке стихотворение А. Смирнова:
Дочь обратилась однажды ко мне,
Папа, скажи мне, кто был на войне?
Прадед Алёша, холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Дедушка Лёня - военный пилот – в небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
«Слишком тяжёлые были бои».
Бабушка Соня трудилась врачом, жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить – кто не был на ней.
Ведущий. Не легко приходилось солдатам в бою и только смелые, сильные и ловкие смогли вынести все трудности.
Внимание! Внимание! Сегодня будут проходить боевые учения, а наши ребята будут настоящими солдатами. А вот смогут, ли они справится с трудными заданиями, и проявить настойчивость и смелость, мы убедимся в игре. Люди разных военных профессий, от рядового до генерала, выполняли каждый свою задачу в бою.
Внимание. Все мы знаем, что военная форма разных родов войск имеет своё отличие. От каждой команды выбирается по четыре игрока, их задача: в соответствии с эмблемой правильно подобрать форму и снарядить бойца, для выполнения задания. То есть, надеть форму на кого ни будь из членов команды.
Игра: «Снарядите солдата». Дети подбирают обмундирование по роду войск и надевают на ребёнка.
Ведущий: следующее задание, бойцам от каждой команды занять исходную позицию, преодолеть полосу препятствий и заранее заготовленными гранатами поразить цель.
Игра «снайперы».
Ведущая. Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных. Мы предлагаем вам тоже немного отдохнуть.
На середину зала ставится бутафорский костер, дети располагаются у костра.
Ребёнок 1:
Шли солдаты на запад по дорогам войны,
Выпадал среди залпов
Может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали,
Тем, кто был так далёк.
Ребёнок 2:
В этих строчках, стертых, неуклюжих,
Было столько боли и любви...
Путеводной звездочкой мне служат
Тот призыв. Люблю тебя! ЖИВИ!
Ребёнок3:
Те, кто утром с пулемётом,
С автоматом был в бою.
И на отдыхе солдаты
Песню тихую поют.
Звучат по одному куплету песни К. Листова.«В землянке» и М. Блатера «Катюша». Дети подпевают.
Танец Моряков «Эх яблочко»
Вед: Но недолгими бывали передышки.Рвались снаряды, свистели пули, и снова в бой. Оставались на полях сражения раненые, которым необходимо было срочно оказать медицинскую помощь. Ваша задача переправить раненых в безопасное место и оказать первую медицинскую помощь.
Игра-эстафета «Санитары»
Ведущий: линия фронта бывало растягивалась на многие километры, необходимо было поддерживать связь между войсками. В результате боев была повреждена радиоточка, необходимо по рисунку- схеме собрать радиостанцию и восстановить связь с главнокомандующим фронта. (детям предлагается схема и детали конструктора)
Игра «собери радиоточку»
Вед: юные бойцы справились с заданиями, но это, ребята, была конечно же игра. На фронте было гораздо труднее. Многие остались лежать на поле боя. Наш долг помнить ,какой ценой досталась Победа.
И так отряды для торжественного построения становись!
Ведущий: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Звучит запись метронома для минуты молчания
на экране появляются кадры летящих журавлей, звучит
Песня Я. Френкеля и Р. Гамзатова : «Журавли»
Ведущий на фоне звучания:
Много лет назад ваши дедушки и прадедушки отстояли мир. Они воевали за ваше будущее, за то, чтобы вы выросли счастливыми людьми. Так будьте достойны памяти павших героев! Растите добрыми, честными и трудолюбивыми.
Семьдесят пять на кремлевских часах.
Гордые «сушки» летят в небесах,
Мирно по площади танки идут,
Люди победные песни поют,
Рядом в бессмертие движется полк,
Рдеет на улицах праздничный шелк,
И ордена, словно звезды, горят.
Слава тебе, победитель-солдат!
Звучит фонограмма дети выстраиваются в одну колонну и проходят по залу, исполняя Песню «Пусть всегда будет солнце».
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007637, 0007638, 0007639
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf