Рассказывайте детям о войне

  пн., 18.05.2020

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна,

Плеханова Наталья Вячеславовна,

Городовая Гузель Фердовисовна

воспитатели МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени

Проект

«Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
…»

Паспорт проекта

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  родители воспитанников, музыкальный работник

Срок реализации: февраль – май 2019г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Актуальность проблемы:   

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. И сегодня  перед обществом стоит задача, восстановить  утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях.   В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Бытует мнение, что детям рано говорить о тех страшных потерях и разрушениях, но ведь помнить  и ценить можно только то,о чем знаешь. И  если  рассказать детям о войне,то им будет, что помнить.

Помнить, чтобы ценить.

Помнить, чтобы гордиться.

Помнить, чтобы это не повторилось.

Как известно то, что вызывает восхищение в детстве, оставляет неизгладимый след в душе у человека надолго. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущены через детское восприятие, то они сыграют огромную роль в становлении личности патриота, будущего гражданина. Мы сочли необходимым в доступной форме рассказать  детям о подвигенашего народа в годы Великой Отечественной Войны на ярких примерах героизма, храбрости и мужества народа.

Цель проекта:
Сформировать представления у детей  о героическом прошлом своей страны.

Задачи проекта:
- дать первоначальные представления о военных профессиях, оружии, умениях вести боевые действияна конкретных событиях и поступках.

-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.

-привлекать родителей к участию в создании наглядно – дидактического материала, сбору информации об участниках ВОВ.

Предполагаемый результат

для детей:

-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

- формирование самостоятельности, познавательной активности, знаний военной техники, наград;

для родителей:

-осознание родителями важности патриотического воспитании детей дошкольного возраста;

-формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла;

для педагогов:

-создание условий для благотворного сотрудничества и общения с участниками проекта;

- создание открытого образовательного пространства в группе;

- вызвать эмоциональный отклик на результаты совместного творчества у детей и родителей воспитанников;

Основополагающий вопрос:  «Это праздник со слезами на глазах и почему его называют великим?»

Проблемные вопросы: Кто такие герои войны?  Как они защищали Родину?

Подготовительный этап:

-изучение методической литературы;

-анализ предметно-развивающей среды;

-блиц-опрос детей;

-анкетирование родителей;

-подбор исторического материала, доступного детям и вызывающих у них

эмоциональные переживания;

-подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;

-составление алгоритма работы над проектом

Основной этап:

- Создание открытого  образовательного пространства;

- работа по обогащению жизненного опыта ребёнка;

- работа по обогащению игрового опыта ребёнка

Заключительный этап:

-Выставка детских работ;

- Подготовка и проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

План  мероприятий:

Тема

Формы работы

февраль

«Письмо солдата с той войны»

 

-Чтение отрывка из рассказа А. Митяева «Письмо с фронта»

- Беседа по содержанию.

 

«Родина-мать зовёт!»

-История появления плаката.

Беседа: что такое Родина? Почему автор называет её матерью?

Слушание песни Лебедева - Кумача «Священная война».

 

«Что мы знаем о войне»

-Просмотр видеоролика: «Детям о войне»

 

«Защищали Родину пехота,  моряки, и лётчики в боях».

Рассматривание фоторепродукций, просмотр видео - презентаций  о военных профессиях.

Военная техника и знаменитая «Катюша».

Беседы, самостоятельные просмотры альбомов, фото-презентаций.

«Граница наша на замке»

Изготовление с участием родителей сюжетно-ролевой игры «Пограничники».

«Через года,через века…»

Встреча с ветераном

март

«Рядом шли смелее в бой

генерал и рядовой»

Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Изготовление  фотоальбома.

Чтение рассказов

С. Алексеева. «Малютка»,

Е.Благининой «Шинель»,

А.Кузнецовой «Таёжный подарок».

 

Беседы по содержанию, собственные высказывания детей. 

«Слава героям-землякам»

Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Изготовление  фотоальбома.

«Спасибо за победу»

Конструирование из бумаги: открытка - письмо солдату той войны.

«Война глазами художников»Фоторепродукции: Васильева, ПузырьковаНаровчатова.

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны.

«Стихи и песни, с которыми мы победили».

Слушание музыкальных произведений, стихов в исполнении актёров и музыкантов.

апрель

«Отважные моряки»

«Всегда на страже»

сюжетно-ролевые игры

Штаб боевых действий.

 

 

Режиссерская игра

«Этих дней не смолкнет слава»

Конкурс чтецов среди детей и родителей детского сада.

Рассказ по картине Ермакова, «Зачем ты меня тащишь?»

Беседа по содержанию картины:

-почему автор назвал именно так картину?

-как бы вы ответили на вопрос?

- какие звуки доносит до нас автор с картины?

«На пожелтевшем фото давних дней»

Литературно-музыкальная гостиная

«Я помню, я горжусь».

Презентация  фотоархива «Военная биография предков нашей семьи»

«Их именами названы улицы».

Просмотр презентаций подготовленных, детьми и родителями. Пополнение  фотоальбома.

май

Тяжёлые дороги войны»

Поисково-познавательная игра по карте России. Штаб боевых действий.

 

«Города – герои»

«За нами Москва!»

«Герои Брестской крепости»

«Подвиг Ленинградцев»

«Битва танков под Сталинградом»

Цикл просмотров видео - презентаций о городах героев, ярких решающих событиях военных действий.

«Войну видали лишь в кино»

Конкурс чтецов среди педагогов детского сада.

«Рисуем войну»

Выставка рисунков детей

Коллективная диорама

Парад военной техники

 

Конструктивная деятельность из картона и подручного материала.

«Ни кто не забыт и ни что не забыто»

Экскурсия по памятным местам города.

«Мы помним и гордимся»

Оформление стены памяти

«Журавли памяти»

Акция

Ветеран живёт рядом

Изготовление открыток. Участие в проведении совместной акции с родителями 

(адресная  помощь, сбор подарков для ветеранов)

 

«Ура, победа!»,

«Мы голосуем замир! »

Выставка рисунков, коллажей, коллективных работ детей. Изготовление голубей из бумаги,

Спортивно – патриотическая игра «Зарница»

«Памяти павших, будем достойны»

«Войну  узнали мы из книжек»

Театральная постановка по мотивам литературных произведений: рассказа С.Олифир «Когда я был маленьким», К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», С.Алексеева «Таежный подарок»

«Поклонимся и мёртвым и живым»

Подготовка и участие детей и родителей в акции «Бессмертный полк».

«К подвигу героев прикоснись»

Концертная программа с приглашением ветеранов ВОВ и тружеников тыла

Вывод: проект способствует сплочению детско-взрослого коллектива, отобранный материал вызывает эмоциональный отклик у детей и родителей. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

         Хотелось  бы верить, что нам удастся посеять в детской душе семена любви к   родному дому и семье, к истории и культуре страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ

-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.

-Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html

-Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.

Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671

Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.

Doshkolnik.ru, Solnet.ru

М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.

Приложение 1

 

Досуг для детей старшей и подготовительной группы

«Памяти павших будем достойны»

Цель: 

Формирование представлений у детей об истории Великой победы в годы Отечественной войны.

Задачи:

-Вызвать   интерес к историческому прошлому нашей страны.

-Развивать находчивость, творческую активность

- Воспитывать чувства гражданского долга и благодарности за бессмертный подвиг народа  в Великой Отечественной войне.

Оборудование: 

Военная форма пехотинцев для  шести детей и санитаров для двух.

Форма пехотинца, моряка, летчика, танкиста с головными уборами.

Костёр бутафорский, детская гармонь.

Стойки с натянутыми верёвками, обручи, макеты танков из картона.

Кегли  по количеству мальчишек.

Детали конструктора, подходящие для сборки радиоточки. 

Место проведения: музыкальный зал, украшенный ко дню победы.

Ход проведения музыкально-спортивного досуга:

Звучит музыка Тухманова, дети входят в зал выстраиваясь в одну колонну, затем расходятся в разные стороны по парам.  На центральной стене появляется слайд – фотохроника дня победы 1945 года.

Ведущий, глядя на экран: 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете,

Великий май, победный май!

И с тех пор в майские дни по всей стране звучат победные марши, мы  свято бережём память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь в этой страшной жестокой войне. Тем, кто отстоял мир, посвящается:

Звучат первые строки из песни Лебедева-Кумача. А. Александрова  «Священная война»

Дети в военной форме выходят на середину зала и читают по строчке   стихотворение  А. Смирнова: 

Дочь обратилась однажды ко мне,

 Папа, скажи мне, кто был на войне?

Прадед Алёша, холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня - военный пилот – в небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:

 «Слишком тяжёлые были бои».

 Бабушка Соня трудилась врачом, жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить – кто не был на ней.

Ведущий. Не легко приходилось солдатам в бою и только смелые, сильные и  ловкие смогли вынести все трудности.

Внимание! Внимание! Сегодня будут проходить боевые учения, а наши ребята будут настоящими солдатами. А вот смогут, ли они справится с трудными заданиями,  и проявить настойчивость и смелость, мы убедимся в игре. Люди разных военных профессий, от рядового до генерала, выполняли каждый свою задачу в бою.

Внимание. Все мы знаем, что военная форма разных родов войск имеет своё отличие. От каждой команды выбирается по четыре игрока, их задача: в соответствии с эмблемой правильно подобрать форму и снарядить бойца, для выполнения задания. То есть,  надеть форму на кого ни будь из членов команды.

Игра: «Снарядите солдата».  Дети подбирают обмундирование  по роду войск и надевают на ребёнка.

Ведущий: следующее задание, бойцам от каждой команды занять исходную позицию,  преодолеть полосу препятствий  и заранее заготовленными гранатами поразить цель.

Игра «снайперы».

Ведущая. Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных. Мы предлагаем вам тоже немного отдохнуть.

На середину зала ставится бутафорский костер, дети располагаются у костра.

Ребёнок 1:

Шли солдаты на запад по дорогам войны,

Выпадал среди залпов

Может час тишины.

И тогда на привале, опустившись в окоп,

Люди письма писали,

Тем, кто был так далёк.

Ребёнок 2:

В этих строчках, стертых, неуклюжих,
Было столько боли и любви...
Путеводной звездочкой мне служат
Тот призыв. Люблю тебя! ЖИВИ!

Ребёнок3:

Те, кто утром с пулемётом,

С автоматом был в бою.

И на отдыхе солдаты

Песню тихую поют.

Звучат по одному куплету песни К. Листова.«В землянке» и М. Блатера «Катюша». Дети подпевают. 

Танец Моряков «Эх яблочко»

Вед:  Но недолгими бывали передышки.Рвались снаряды, свистели пули, и снова в бой. Оставались на полях сражения раненые, которым необходимо было срочно оказать медицинскую помощь. Ваша задача переправить  раненых в безопасное место и оказать первую медицинскую помощь.

Игра-эстафета «Санитары»

Ведущий: линия фронта бывало растягивалась на многие километры, необходимо было поддерживать связь между войсками. В результате боев была повреждена радиоточка, необходимо по рисунку- схеме собрать радиостанцию и восстановить связь с главнокомандующим фронта. (детям предлагается схема и детали конструктора)

Игра «собери радиоточку»

Вед: юные бойцы справились с заданиями, но это, ребята, была конечно же игра. На фронте было гораздо труднее. Многие остались лежать на поле боя. Наш долг помнить ,какой ценой досталась Победа.

И так отряды для торжественного построения становись!

Ведущий: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим 

Звучит запись метронома для минуты молчания

на экране появляются кадры летящих журавлей, звучит

Песня  Я. Френкеля и Р. Гамзатова : «Журавли»

Ведущий на фоне звучания:

Много лет назад ваши дедушки и прадедушки отстояли мир. Они воевали за ваше будущее, за то, чтобы вы выросли счастливыми людьми. Так будьте достойны памяти павших героев! Растите добрыми, честными и трудолюбивыми.

Семьдесят пять на кремлевских часах.
Гордые «сушки» летят в небесах,
Мирно по площади танки идут,
Люди победные песни поют,
Рядом в бессмертие движется полк,
Рдеет на улицах праздничный шелк,
И ордена, словно звезды, горят.
Слава тебе, победитель-солдат!

Звучит фонограмма дети выстраиваются в одну колонну и проходят по залу, исполняя Песню «Пусть всегда будет солнце».

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А №  0007637, 0007638, 0007639

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 857
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.