«Знатоки общения» Проект по развитию коммуникативных навыков, и рефлексивных способностей у детей 4-7 лет

  чт., 20.02.2020

Авторы:

Батищева Елена Ярославовна, педагог-психолог

Добрянцева Елена Михайловна воспитатель;

Евстафьева Светлана Павловна воспитатель;

Ломовицкая Ирина Александровна - воспитатель;

Антонова Валентина Алексеевна воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с № 158 города Тюмени

«Знатоки общения»

Направленность проекта

Введение

В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Проект по развитию коммуникативных навыков, рефлексивных способностей у детей 4-7 лет  «Знатоки общения»  (далее - Проект) разработан в соответствии с нормативными документами: - Конвенция о правах ребенка - Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 

Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на построение образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

     Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. 

     Как это осуществить в условиях детского сада? Именно на этот вопрос мы попытались ответить с помощью- психолого-педагогического проекта «Знатоки общения…»

Паспорт проекта

Тема: «Развитие коммуникативных навыков, и рефлексивных способностей

 у детей 4-7 лет

Тип проекта: 

практико-ориентированный

Предмет исследования: межличностные отношения в детском коллективе, влияние детско-родительских отношений на взаимоотношения ребёнка в ДОУ.

Участники проекта:

дети 4-7 лет, педагоги, родители воспитанников

По количеству участников: групповой

Авторы проекта: педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна,

Воспитатель Добрянцева Елена Михайловна

Воспитатель Антонова Валентина Алексеевна

Воспититель Ломовицкая Ирина Александровна

Воспитатель Ефстафьева Светлана Павловна

Продолжительность проекта: 6 месяцев месяцев

Тип проекта: коррекционно-развивающая, профилактическая работа

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в виду недостаточно развитых коммуникативных навыков, уровня самоконтроля, рефлексивных способностей, не умения разрешать конфликты, у детей часто возникают ссоры. Ребёнок не успешный в общении со сверстниками не может благополучно проходить этапы социализации, как в дошкольном, так и школьном периоде, что непосредственно влияет на его успешность как в личностной, познавательной, так и эмоциональной сфере. 

Цель проекта: развитие коммуникативных способностей детей, расширение поведенческого репертуара, повышение конфликтологической компетентности ребёнка, формирование у детей положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к сверстникам.

Задачи проекта

При работе с детьми:

  • Развитие эмоционально-волевой сферы, обучение распознавать собственные эмоциональные состояния, выражать эмоции социально-приемлемым способом, знакомство детей с эмоциональными состояниями других людей, развитие чувства эмпатии, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
  • Обучение детей приёмам саморегуляции; снятию напряжения, тревожности и агрессивных проявлений у них;
  • Развитие коммуникативных способностей детей; развитие рефлексивных способностей детей, воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу; обучение работе в микро группах, умению распределять роли, слушать друг друга;
  • Поддержка детской инициативы, творческого подхода, самостоятельности;
  •  Расширение поведенческого репертуара, умения разрешать конфликтные, спорные ситуации;

Сплочение детского коллектива, создания благоприятного психологического климата в группе.

Для педагогов:

  • Обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
  • Создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Создание интереса к теме у детей и родителей через использование современных форм, методов, средств обучения и воспитания;
  • Установление доброжелательных взаимоотношений детей, педагогов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта;
  • Активное сотрудничество, привлечение родителей ко всем этапам реализации проекта.
  • Анализ собственной педагогической позиции в общении с детьми, обучение навыкам построения таких форм работы с детьми, которые будут поддерживать детскую инициативность, самостоятельность, творческое начало.

Для родителей:

  • Привлечение внимания к миру эмоций, чувств и переживаний детей;
  • Формирование у родителей интереса к вопросу эмоционального, личностного и коммуникативного развития детей, их психологического благополучия;
  • Стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Продукты проекта:

- Детско-родительский тренинг «Знатоки общения» (для средних, старших и подготовительных групп)

- Консультации с родителями и педагогами на тему:

«Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие произвольности поведения и рефлексивных навыков у детей».

Детско-родительский тренинг «Аргонавты в поисках знаний» (для детей и родителей старших и подготовительных групп)

Групповые занятия на тему:

«Настоящий друг», «Поделись своей радостью», «Обида», «Эмоция гнева», «Эмоция страха», «Эмоция грусти», «Чувство Вины»,

«Доброта похожа на солнце», «Мы все разные, мы все прекрасные», психологический занимательный тренинг «Семейный очаг» (средние, старшие, подготовительные группы)

Психологическая акция «Неделя Бархатных слов» (педагоги, дети, родители).

Квест «Найди друга за час»

Психологический занимательный тренинг «Вокруг света за 1 день»

Создание команды «Знатоков общения» (выступление команды по группам детского сада)

 Мастер-классы детей «Калейдоскоп умельцев»

Семинар-практикум для педагогов «Развитие рефлексивных качеств педагога»

Семинар-практикум для педагогов «Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям»

Семинар-практикум для педагогов «Способы стимулирования речевой и познавательной активности детей на занятиях»

Семинар-практикум для педагогов «Формирование конфликтологической компетентности педагогов»

Тренинг для родителей «Коррекция нежелательного поведения детей», тренинг для родителей «Калейдоскоп родительской мудрости.

Принципы и подходы реализации проекта

* Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

* Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

* Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

* Принцип интеграции.

* Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

* Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. * Принцип свободы выбора.

* Принцип успешности.

* Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

* Принцип системности.                                                            

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Сентябрь

Диагностика

коммуникативной, межличностной сферы, социометрическое исследование, диагностика уровня произвольности и рефлексивных способностей детей.

Выявление исходного уровня знаний;

- Знакомство детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;

- Демонстрация в доступной форме изменчивости настроения;

- Сплочение коллектива группы

Основной этап

Октябрь

Детско-родительский тренинг «Знатоки общения» (для средних, старших и подготовительных групп)

Консультации с родителями и педагогами на тему:

«Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие произвольности поведения и рефлексивных навыков у детей».

«Добро» и «Зло»

– Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло»;

– Формирование умения дифференцировать эмоциональный мир человека с помощью мимики, жестов, пантомимики;

– Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.

 «Добрые дела» – Формирование умения понимать чувства, переживаемые другими;

– Развитие стремления к совершению добрых поступков;

– Формирование положительного образа «Я»;

– Формирование навыка социального поведения.

Ноябрь

«Ссора» – Формирование умения анализировать поступки (собственные, сверстников, окружающих людей, литературных героев) в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; находить причину конфликта;

– Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствование их закреплению в поведении;

– Дифференцирование противоположных эмоциональных переживаний: дружелюбия и враждебности.

 «Настоящий друг» – Формирование умения дифференцировать ощущения дружбы и ссоры; – Формирование способности видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека;

 – Закрепление знаний о доброжелательном поведении;

 – Развитие способности находить в реальной жизни ситуации, аналогичные литературным по своему нравственному содержанию.

 «Я считаю тебя хорошим»

- Формирование представлений о том, что такое дружба

Детско-родительский тренинг «Аргонавты в поисках знаний» (для детей и родителей старших и подготовительных групп)

Групповые занятия на тему:

«Настоящий друг»

«Доброта похожа на солнце», «Мы все разные, мы все прекрасные», психологический занимательный тренинг «Семейный очаг» (средние, старшие, подготовительные группы)

Психологическая акция «Неделя Бархатных слов» (педагоги, дети, родители).

Декабрь

 «Подружились-раздружились» - Способствование осознанию причин, приводящих к конфликту; - Формирование умения находить возможные пути разрешения конфликта

- Развитие добрых, теплых отношений между детьми;

- Формирование понимание того, что такое одиночество и почему плохо быть одному.

Квест «Найди друга за час»

Психологический занимательный тренинг «Вокруг света за 1 день»

Создание команды «Знатоков общения» (выступление команды по группам детского сада)

 Мастер-классы детей «Калейдоскоп умельцев»

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Результаты проекта представлены в виде следующих целевых ориентиров:

- ребёнок осознает общепринятые нормы и правила поведения, стремиться к их соблюдению;

- ребёнок проявляет в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедлива разрешать споры, делиться, сотрудничать);

- ребёнок способен совершать положительный нравственный выбор; - понимает и передает эмоциональное состояние другого человека;

- ребёнок осваивает правила речевого этикета;

- ребёнок проявляет осознанность и произвольность поведения, руководствуется моральными мотивами; - положительно относится к себе и к окружающей действительности.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Знатоки общения»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(проблема, планирование,

прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Планирование проекта;

Подбор теоретического, методического, иллюстративного, художественного материала;

Разработка стендов, консультаций, анкет для родителей и детей;

Разработка, подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов и др.;

 

Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями, учатся их распознавать с помощью настольно-печатных игр, иллюстративного материала, художественных произведений, тренингов, «Доски эмоций» и «Калейдоскопа эмоций».

Дети отвечают на вопросы анкеты.

Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей, стенд по теме «Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков  у детей».

Анкетирование родителей

Деятельностный

(непосредственная деятельность

по проекту, поэтапная

оценка)

Проведение НОД с детьми по развитию речи, художественной деятельности, «Познанию» и «Социализации» в рамках проекта; Проведение бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных игр, игр на релаксацию и т.д.;

Создание проблемных ситуаций, ситуаций общения.

 

Выполнение работ детей на заданную тему в рамках различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование и др.)

Беседы на заданную тему, обыгрывание, инсценировка различных ситуаций;

Активное участие в сюжетно-ролевых, подвижных, коллективных играх.

Рассказы родителей детям, беседы на тему «Настоящий друг», «Что делать если тебя обижают».

составление рассказов на тему «Чтобы с тобой хотели дружить нужно…»

 

Завершающий

(презентация продуктов проекта

и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Подведение итогов реализации

проекта в виде выставки детских фотографий, рисунков, стенгазеты.

Обобщение материалов в виде презентации проекта.

Участие в итоговом досуге «Вокруг света за один день» Просмотр презентации.

Участие в итоговом досуге.

Оформление детских рассказов, фотографий стенгазеты.

Обобщение материалов по теме, просмотр презентации.


Практическая значимость: 

В ходе реализации проекта было охвачено 4 средних группы, 4 старших, 1 разновозрастная по системе «Монтессори», 2 подготовительных группы, то есть более 300 воспитанников и их родителей принимало непосредственное участие. Также были активно вовлечены педагоги этих групп. За время реализации проекта было проведено более 20 различных мероприятий, направленных на гармонизацию, улучшение взаимодействия в диаде «родитель-ребёнок», коррекционных, профилактических и развивающих занятий с воспитанниками, игровых тренингов и квестов. Было разработано свыше 10 дидактических игр, методических разработок на развитие коммуникативных навыков как в работе с детьми, так и со взрослыми. За время реализации проекта удалось создать команду активных участников-помощников как из  разных групп детей «Знатоков общения», так и среди педагогов, и родителей, что позволило сделать работу психологической службы в ДОУ более эффективной, плодотворной, повысило уровень психологической грамотности, интереса к проблеме общения, бесконфликтного взаимодействия среди всех участников образовательного пространства учреждения.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М: Изд-во ЦГЛ, 2003.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М: Изд-во Просвещение, 1991

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 155 с.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии. - 1975. - №2. – С. 147-157.

6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. псих. наук. – М., 1977.

7. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной дея¬тельности. Методическое пособие — М.: Центр педагогического обра¬зования, 2007. - 144 с.

8. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста по разделу «Социальный мир». – Волгоград: «Учитель»,2007г.

9. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа/Пер. Исаковой О., Глущенко М., 2000. №1.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.

11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Князева О.П. Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М:Мозайка-Синтез, 2003.

13. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. канд. псих. наук. – Н. Новгород, 1999.

14. Лазаревич С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольника //Дошкольное воспитание. -2009. - № 8. - С. 12 -14.

15. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения. - Прикладная психология. - №4. - 1999. – С.54-63.

16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. – М.: ACADEMIA, 1999.

18. Пляуковский М. С. От улыбки станет всем светлей. – М: РИО «Самовар», 1990.

19. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать (коррекционноразвивающие занятия). - М: изд-во. АРКТИ, 2003.

20. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович.-М.,1986.- С.70-100.

21. Стрелкова Л.П. Теоретико-методический подход к проблеме эмоциональноэмпотической регуляции поведения дошкольников. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - М., 1986.

22. Фесюкова Л. Б., Курбатова З.А. Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции.-М.: Издво “Ранок”, 2007.

23. Фесюкова Л. Б., Панасюк И.С. Беседы по картинкам «Уроки Доброты». -М.: Издво “Ранок”, 2007

24. Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: изд-во Детство-Пресс, 2007.

25. Шорохова О.А. Играем в сказку. - М.: изд-во Творческий центр, 2006.

26. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.- М.: изд-во МозаикаСинтез, 2008. 27. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие для родителей с элементами тренинга
«Калейдоскоп родительской мудрости. Как помочь ребёнку преодолеть трудности».

Цель: способствовать повышению грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Задачи:
- способствовать расширению, углублению знаний родителей по вопросам воспитания детей;
- создать условия для сотрудничества и обмена опытом родителей друг с другом;
- посредством разрешение игровых задач научить родителей эмоционально присоединяться к ребёнку;
-  работать в паре, сотрудничать с ребёнком;
-  находить совместные решения поставленным задачам.
Оборудование:
Музыка
Бейджи
Геометрические тела
Мяч
Макароны
Разноцветные детские резинки
Соломка
Картон цветной
Цветные карандаши, фломастеры, бумага
Пластмассовые подносы, тарелочки
Свеча
Стеклярус камушки, тарелочки, подносы, ткань, фольга, фигурки из киндера сюрпризов.
Ход мастер-класса
Организационный момент
Регистрация участников, раздача цитат, памяток, бейджиков
Приветствие педагога-психолога и воспитателей.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте уважаемые папы, мамы, ребята! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас необычный формат мероприятия. Наша встреча называется «Калейдоскоп родительской мудрости. Как помочь ребёнку преодолеть трудности.» На этой встрече не будет привычного формата лекций какой-то теоретической информации от педагогов. Цель мероприятия способствовать обобщению и распространению именно родительского опыта воспитания, развития ребёнка и преодоления трудностей. Личный опыт каждого из вас очень важен и ценен, поэтому, сегодня мы будем учиться друг у друга. Единственное условие – это принятие без осуждение тех точек зрения, которые могут показаться вам не близки. Наша цель не найти истину в последней инстанции и доказать свою правоту, а попытаться извлечь уроки и поучиться друг у друга.
«Чтобы уметь воспользоваться опытом, нужен опыт». Цицерон

Но прежде, чем мы   начнём, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга.
Педагог-психолог
Упражнение «необычное приветствие»
Поприветствуйте друг друга ладошками и назовите друг другу своё имя;
Поприветствуйте друг друга локоточками и назовите друг другу имя и 3 особенных качества вашего ребёнка.
Сбор ожиданий
«Игры на кухне из сподручных средств».
(Упражнения с помощью соломки, резиночек, идеи домашних занятий с макаронами)
«Макаронные картины»
1 подгруппа картина из макарон на тему «Счастливый ребёнок»
2 подгруппа картина из макарон на тему «Счастливый родитель»
3 подгруппа картина из макарон на тему «Преодоление трудностей в воспитании»
Упражнение «Сочинялки»
Упражнение «угадай фигуру»
Упражнение «устаревшие слова»
Педагог-психолог
- В начале нашей встречи мы сформулировали ожидания той информации, которую вы хотели бы получить. Сейчас мы попробуем систематизировать ваш родительский опыт и создадим 3 памятки. Памятки мы будем создавать в любой необычной, творческой форме. Каждая подгруппа выбирает тот формат работы, который ей ближе. Вы можете использовать любые художественные материалы, фольгу, бумагу, цветные карандаши, у вас может быть художественная инсталляция (объёмная картина), коллаж, комикс, рекомендация в виде рецепта, инструкции для новобранцев-молодых родителей и т.д.
Упражнение «создание памяток»
1 подгруппа тема памятки «Развитие самостоятельности».
2 подгруппа тема памятки «Интеллектуальное развитие ребёнка».
3 подгруппа «Рекомендации по коррекции нарушения поведения».
Упражнение «Шеренга»
- В начале нашей встречи я проанонсировала формат нашей встречи – обмен именно родительским опытом по воспитанию, развитию, обучению детей. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется шеренга. Нам нужно разделиться на две шеренги и встать так чтобы напротив вас лицом к вам стоял родитель из другой шеренги. Первый кому достаётся мяч называет какое-то затруднение, вопрос, который возникает в процессе развития, воспитания ребёнка. Например, мне сложно добиваться выполнения моих просьб с первого раза и передаёт мяч любому человеку напротив, тот у кого в руках мяч делиться именно своим опытом преодоления этой трудности, начиная со слов: «А я делаю это так… или я справляюсь с этим так..» и затем также формулирует вопрос и бросает мяч человеку напротив.

Подведение итогов
Рекомендации от педагогов
«Рекомендации по развитию самостоятельности у детей»
«Рекомендации по стимулированию познавательной активности у детей».
Педагог-психолог
«Рекомендации по коррекции нарушения поведения. Рекомендации по укреплению самооценки».
Рефлексия


Темы бесед родителей с ребёнком:

- Что тебе больше всего понравилось, запомнилось в этом дне?
- С кем ты больше всего любишь проводить время? Что тебе при этом больше всего нравится делать?
- Когда в последний раз ты чувствовал себя счастливым? Радостным?
- Когда в последний раз ты улыбался, смеялся? Что вызывает у тебя радость? Заставляет смеяться?
- Вспомни свои самые радостные моменты жизни.
 Вспомни, поделись самыми смешными случаями, которые с тобой произошли? Что нужно чтобы люди чувствовали себя счастливыми?
- Что ты чувствуешь, когда у тебя что-то не получается? Когда ты ошибаешься (проигрываешь)? Что ты обычно делаешь при этом? А что-то бы ты посоветовал самому себе сейчас чтобы исправить эти ошибки? Для чего человеку нужны ошибки? Чему ты научился у своих ошибок?
Представь себе, что было бы, если бы человек никогда не ошибался, не проигрывал, что бы при этом было? Принесло бы это человеку радость, пользу? Как ты обычно добиваешься то, что хочешь?
- Когда тебе бывает грустно? Из-за чего ты грустил последний раз? Что ты обычно при этом делаешь? Как можно себе помочь, если тебе грустно? Для чего человеку нужна грусть?
- Когда ты сердишься? Из-за чего ты сердился последний раз? Что ты обычно при этом делаешь? Как можно себе помочь, если ты очень рассержен? Для чего человеку нужен гнев?
- Какие профессии тебе кажутся интересными? Кем бы ты хотел стать в будущем? Каким ты себя представляешь в будущем?
- Опиши себя, свою внешность, характер, увлечения, привычки.
- Как ты помогаешь своей семье?
- Какими суперспособностями ты хотел обладать? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты пожелал сейчас? Если бы у тебя был ковёр самолет, куда бы ты отправился? Кого бы ты взял с собой в это путешествие?
- За что ты готов сегодня себя похвалить? Какими своими успехами ты гордишься?
- Кто твой лучший друг? Что нужно сделать, чтобы завести друзей? Что нужно сделать, если ты поссорился с другом? Что укрепляет дружбу? Что разрушает дружбу? Зачем человеку нужны друзья?
- Назови свою любимую одежду? Назови своё любимое блюдо?
- Назови своё любимое время года?
- Назови свой любимый мультфильм? Книгу? Игру?
- Что такое доброта? Для чего человеку быть добрым? Какие поступки совершает добрый человек (попросите ребёнка назвать как можно больше примеров)? Какие слова говорит добрый человек (попросите ребёнка назвать как можно больше примеров)? Кого ты считаешь добрым человеком (попросите ребёнка вспомнить различных сказочных мультипликационных, киноперсонажей, кого можно отнести к категории «добрых»)? Считаешь ли ты себя добрым? Какие добрые поступки ты совершал? Что чувствует человек, когда совершает добрый поступок?
- Какие поступки можно отнести к «злым»? Кого ты считаешь «злым» (попросите ребёнка вспомнить различных сказочных мультипликационных, киноперсонажей, кого можно отнести к категории «добрых»)?
- Какое правило в детском саду ты бы хотел нарушить и почему?

Темы коллажей для домашней работы родителей с ребёнком:

«Я и мой мир»
«Я и мои победы, достижения»/ «Я научился»
«Я мечтаю»
«Мои радости»
«Мои огорчения»
«Всё, (все, кого я люблю) что я люблю»
«Я и мои друзья»
«Мой самый счастливый/идеальный день»
«Я супергерой/волшебник»
«Я будущий первоклассник/школьник»
«Мой детский сад/ моя школа»

Тренинг для педагогов «Формирование конфликтологической компетентности педагога»

Цель: повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. рассмотреть, и применить на практике основные приёмы установления невербального контакта (пауза, взгляд, мимика, поза, жесты, расстояние и положение относительно собеседника);

2.рассмотреть, и применить на практике техники рефлексивного слушания (4 основных техники активного слушания: эхо-техника (отражение), перефразирование, резюмирование, прояснение);

3. рассмотреть основные стратегии поведения в конфликтной ситуации;

4. рассмотреть и отработать с помощью практических ситуаций алгоритм действий во время конфликтной ситуации.

Оборудование:

1 лист ватмана, бумага формата А4;

краски, карандаши, кисточки, вода;

ткань для упражнения «плот»

памятки «Алгоритм самоанализа педагогической пози­ции в общении с родителями»

«Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию» (см. Приложение

Памятка «управление конфликтом»

Приветствие

сообщение темы встречи, цели, задач

- Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.  Сегодня работа у нас будет строиться по принципу 40/60 – 40% информация, которой буду делиться с вами я, 60% — это собственный самостоятельный подход.

Сегодняшний семинар — это совместная работа, и совместная ответственность за результат. Ответственность, самостоятельность, инициативность – это то, чему мы хотим научить наших воспитанников и собственных детей, ответственность – это чего чаще всего избегают наши «сложные» родители.

Сегодня наш семинар пройдёт в формате квест-путешествия. Мы отправимся в путешествие не за новыми эмоциями, а за новым опытом, знаниями и отправимся к берегам далёкой прекрасной Индии, побудем в роли индийский гуру, мудрецов.

Наша встреча так и называется «В поисках Дзена – путешествие по островам мудрости.

Элементы имидж-терапии участники переодеваются в индийских мудрецов, создают себе образы. (5 мин.)

Поприветствуйте друг друга взглядом, улыбкой, каждый каким-нибудь особенным жестом.

1.    Приветствие. Настрой на работу.

Поприветствуйте друг друга взглядом, улыбкой, каждый каким-нибудь особенным жестом.

Упражнение «Я рад тебя видеть» (3 мин.)

А теперь поприветствуйте своих соседей слева и справа положите им руки на плечи и по очереди скажите: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что... (хочу узнать тебя поближе, ты мне приятен в общении, давно с тобой не разговаривал, думаю, что ты интересный собеседник) и какой-то комплимент или пожелание.

Вывод: в общении очень важны первые минуты, особенно тот посыл, который мы даем собеседнику при встрече, приветствии. Иногда от этого будет зависеть весь дальнейший успех общения, построения отношений.

2.    Разминка

Упражнение «Поймать ритм» (3-4 мин.)

Участники садятся в общий  круг. Упражнение называется «поймать ритм» мы будем выполнять его с помощью необычных музыкальных инструментов. 

Инструкция: инструменты будут звучать по очереди, ваша задача поймать ритм «своих» инструментов.

Сначала играют маракасы; трещётки; барабаны; кастаньеты.

И играют все инструменты вместе.

Перестают играть, кастаньеты, маракасы, трещётки, барабаны.

3.Деление на подгруппы. (4 подгруппы)

Подгруппы придумывают название себе.

Тканевая арт-терапия «Жесты, мимика, поза, расстояние в общении».

(5мин.)

Участники стоят в шеренге (каждая подгруппа делится на две шеренги)

С помощью кусочков ткани они пытаются инсценировать диалог.

Затем в подгруппе идёт обсуждение, мыслей чувств, важность расстояния в общении, мимики, жестов, пантомимики.

  1. Ситуация. Воспитатель очень занят, много детей, есть новенькие, при этом родитель (тоже новенького ребёнка) старается задать как можно больше вопросов, «не отпускает воспитателя». Инсценировать диалог воспитателя с родителем. 
  2. Ситуация. Воспитатель только собрал детей на занятие, дети включились, и тут приходит опоздавший родитель, задаёт пару вопросов, стоит в дверях «умиляется своим ребёнком», другие дети отвлекаются. Инсценировать диалог воспитателя с родителем.
  3. Ситуация. Обычно тихий ребёнок за день умудрился упасть, получить шишку, царапину, и быть искусанным другим. Родитель – очень тревожная мама, которая всего боится.  Инсценировать диалог воспитателя с родителем.
  4. Ситуация. «Мама-трещётка», эмоциональная, очень обидчивая, забирая своего ребенка, рассказывает истории из жизни третьего поколения своей большой семьи, у воспитателя очень болит голова, педагог устал в конце рабочего дня, осталось двое детей.
  5. Ситуация. Спор. Родитель утверждает, что у ребёнка утром была зелёная кофточка в полосатую крапинку с помпоном, воспитатель в глаза такой экзотической одежды в принципе не видел, а у того ребёнка и подавно. Родитель требует вернуть кофточку в полосатую крапинку с помпоном здесь и сейчас.

Рефлексия каждый в своём кругу.

- Какие важные моменты общения были продемонстрированы через это упражнение? (поза, жесты, мимика, пантомимика – как они влияют в общении, удачные для коммуникации и не удачные жесты, расстояние.)

Блиц-турнир «Мастера общения» (12 мин.)

Практические ситуации: (участники делятся на подгруппы по 4-5 чел. по типу аквариума, родитель, воспитатель – судья (куратор группы) – выносит решение о целесообразности выбранной тактике поведения воспитателя.

Ситуации для Родителей: (участники вешают на грудь таблички)

(Воспитатель отвечает исходя из своего опыта, кураторы, фиксируют ответы, отмечают наиболее удачные варианты диалога).

1.Родитель: - Евдокия Леопольдовна, у моего ребёнка часто нет работы, я переживаю, мне кажется, он не участвует в занятии.

(Воспитатель отвечает исходя из своего опыта, кураторы, фиксируют ответы, отмечают наиболее удачные варианты диалога).

(Родитель и педагог стоят на равных)

2.Родитель: - Почему вы высаживаете каждый раз только моего ребёнка, другие ходят с кашлем и ничего!

(родитель встаёт на стул во время диалога)

3.Родитель: - Евлампия Гавриловна почему мой Вася опять весь искусанный! И следите пожалуйста, чтобы куртка на прогулке не задиралась, белые носки всегда были белыми. Чтобы он кушал полную порцию, а то, ведь он такой худенький! (у родителя закрыты уши

4. Родитель: (В ответ на просьбу воспитателя придерживаться режимных моментов, приводить ребёнка вовремя с физкультурной формой)

- Меня ваши правила не интересуют в том саду, откуда мы пришли к нам так не придирались! Я буду приводить ребёнка тогда, когда мне будет удобно!

(У родителя закрыты глаза и уши)

5. Родитель: - У меня особенный ребёнок, поздно заговорил, наблюдаемся у многих врачей, ходим к разным специалистам, ребёнок очень стеснительный, зажатый, мне бы хотелось, чтобы к нему был индивидуальный подход. (Родитель и воспитатель стоят на равных позициях)

Ситуации для Воспитателей:

 1.Маша– активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе.

 Воспитатель: - Обратитесь к невропатологу, с ребёнком нужно что-то делать.

(Воспитатель стоит на стуле, родитель внизу)

(Родители отвечают исходя из своих чувств и педагогического опыта подобных ситуаций).

2. Воспитатель обращается к маме с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. (Воспитатель стоит на полу, родитель на стуле).

3.Воспитатель: ваш ребёнок опять, как и вчера, и позавчера, и поза-поза-вчера, не справился с заданием.

(у воспитателя закрыты глаза и уши)

4. Воспитатель: Ваш ребёнок делает творческие работы не очень аккуратно, вот посмотрите, например, на работу Танечки, или работу Вовы….

А ещё ваш ребёнок не выполняет нормативы по физкультуре, тогда как все дети нашей группы с этим справляются уже.

(Воспитатель стоит на стуле).

Рефлексия – 2 круга объединяются; 1 и 2 подгруппа; 3 и 4 подгруппа.

- Стул, повязка на глазах и ушах были метафорой. Какие ситуации в общении они демонстрировали для вас? Есть и ситуации, когда необходимо «быть на стуле» (н-р взять авторитет, установить границы), завязать уши (н-р не желать слушать сплетни, плохое о себе), глаза? (н-р меньше замечать плохое). Участники высказывают своё мнение.

- Что вы чувствовали, когда собеседник был в разных позициях общения с вами? (на стуле, на одном уровне, с завязанными ушами, с завязанными глазами) – расспросить о каждой позиции. Как это перекликалось с вашим опытом?

Какие это вызывало чувства в вас?

- Какие меры, по вашему мнению, способны предупредить конфликт? Участники делятся своими примерами, мнениями. (Н-р: На первом собрании при установлении контакта и в дальнейшем, спрашивать, проговаривать родительские ожидания, большинство конфликтов из-за разницы в ожиданиях; быть вежливым, учиться слушать и слышать, то, что хочет донести собеседник, вовремя замечать ситуации напряжения, непонимания и прорабатывать их не откладывая в долгий ящик, доброжелательным; вовлекая родителей в жизнь группы использовать такие приёмы, чтобы родители получали положительные эмоции, зания (н-р на родительских собраниях: фотоколлажи – о проделанной работе, фотоотчёты, пожелания детей – родителям, демонстрация успехов детей.

Затем участники меняются ролями, тот, кто был родителем, становится педагогом.

Стенгазеты по темам: (10 мин)

1.Памятка новобранцу как строить доброжелательные отношения в группе. 2.Памятка ТОП – вредных советов или как разжечь из искры пламя.

3.Памятка «продуманного» педагога или как вовремя положить соломинку – профилактика конфликтных ситуаций.

4.Памятка формула конфликта и пути его разрешения.

Рефлексия. Подведение итогов. Прощание.



«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А №  0007267, 0007268, 0007269, 0007270, 0007271  

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2022
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.