Информационный проект «Цифры»

  чт., 06.02.2020

Составители:

Бондарь Анна Александровна,

учитель-дефектолог

Лайкова Наталья Леонидовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

Срок проведения: ноябрь 2018 года.

Участники проекта:

МАДОУ №78 г. Тюмень

-дети 6-7 лет группы с ЗПР и их родители;

-учитель-дефектолог: Бондарь А.А.;

-воспитатель: Лайкова Н.А.

Цель проекта: Развитие познавательных интересов, мыслительных операций, речи и творческих способностей детей с ЗПР при обобщении и закреплении представлений о количестве и счете (применение знаний в повседневной жизни).

Задачи:

Образовательные задачи:

-формировать элементарные математические представления о количестве и счете (умение считать до 10, ориентироваться в числовом ряду; называть числа в прямом (обратном) порядке; соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

- активизировать словарь детей по теме (пространственные понятия и предлоги до, после, между, посередине, за, следующий, предыдущий), использовать в речи логико-грамматические конструкции.

Воспитательные задачи:

-развивать кругозор детей, интерес к художественному слову, воспитывать чувства сопереживания, гордости за поступки героев художественных произведений.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать память, внимание, мышление, воображение; стимулировать желание детей и родителей собирать дополнительную информацию, оценивать полученные результаты.

Актуальность:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития должно носить комплексный характер, проходить через все виды детской деятельности и осуществляться в ходе режимных моментов. Непременным условием полноценного интеллектуального развития дошкольника с ЗПР является взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей и родителей. Важно найти такие формы работы с детьми, которые позволяют активизировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Сформированы представления о числовом ряде и отдельной цифре как о составляющей единице числового ряда, а также прочные графические образы цифр.

Активизация словаря пространственных представлений и предлогов.

Повышение уровня развития мелкой моторики у детей.

Вовлечение родителей в единое пространство «семья — детский сад».

Участники проекта

Содержание проектной деятельности

Сроки выполнения

Предполагаемый

результат

 

1

2

3

4

 

1 этап подготовительный

Воспитатели

Учитель-дефектолог

Подбор, изучение и краткий анализ методической, педагогической и художественной литературы; индивидуальные беседы c родителями; определение цели и задач; подборка инструментария; обогащение предметно – развивающей среды.

1 неделя октября

Разработка плана деятельности по проекту «Цифра».

 

Воспитатели

Подготовка атрибутов для игр.

Магнитная доска с магнитными цифрами.

Трафареты и модели цифр.

Пальчиковые, дидактические, настольно — печатные игры.

Мозаики.

1 неделя октября

Использование атрибутов при проведении игр.

 

Родители

Изготовление атрибутов для пальчиковых, дидактических, настольно — печатных игр.

1 неделя октября

Участие родителейв предстоящем проекте.

 

2 этап - основной

Формы работы

Учитель-дефектолог

Апробация методик и средств обучения; разработка, поиск и систематизация материала, корректировка планирования; внедрение образовательной технологии в практику работы.

Занятие «Колобок» Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 5.

Интегрированное занятие «Цифры с нами» (для родителей). Цель: знакомство родителей с актуальными на данном этапе развития детей элементарными математическими представлениями о количестве и счете.

Консультация для родителей «Научите мыслить с цифрами».

октябрь-ноябрь

Количественный и порядковый счёт, составление числа 5 из двух меньших чисел. Развитие логического и творческого мышления.

 

Воспитатели

Образовательная деятельность.

Социально-коммуникативное развитие.

Драматизация сказок: «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Заяц и ёж».

Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка».

Чтение произведений: «Цветик — семицветик», «Белоснежка и семь гномов», сказки Пушкина (отрывки).

Дидактические игры: «Лото», «Танграм», «Угостим зайца морковкой», «Чего не стало?», «Собери бусы», «Сосчитай и покажи, столько же пальцев», «Что лишнее?», «Собери цветок», «Посчитай камушки», «Бабочки», «Пазлы», «Найди одинаковые предметы».

Познавательное развитие.

Энциклопедии, книжки — раскраски на закрепление счёта, иллюстрированные издания по математике. Сбор информации, где встречаются цифры и числа (на улице, дома, в магазине), а так же найти загадки, пословицы, сказки с разными числами.

Постройки из разного количества предметов, сказочных персонажей. Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Занимательный материал, такой как "Задумай число", "Число, как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки по счёту не стало?"

Художественно-эстетическое развитие.

Хороводные игры: «Теремок», «У Маланьи, у старушки…», «Колобок».

Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт».

Сюжетные игры: «Магазин», «Больница», «Едем в гости», «Семья».

Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови»,

Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».

Рисование и украшение цифр.

Лепка и украшение цифр.

Рисование по контуру руки «Укрась свои пальчики».

Вырезание цифр из бумаги, аппликация.

октябрь-ноябрь

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей, развитие коммуникативных навыков.Расширение кругозора детей, развитие внимания, памяти, мышления, умения свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Изготовление поделки из природного материала.

Создание цифр из бумаги. Самостоятельное комбинирование приёмов аппликации. Развитие творческих способностей детей.

 

 

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Светофор», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге», «Сядь первым», «Найди себе пару», «Два Мороза», «На перегонки парами», «Классы», «Уголки», «Много троих, хватит двоих».

октябрь-ноябрь

Развитие двигательной активности детей, ловкости, силы, быстроты, выносливости.

 

Родители

Изготовление цифр из разных материалов для игры «Угадай на ощупь».

Заучивание считалок, загадок, решение логических задач (дома).Домашняя игротека (подбор игр на закрепление счёта).

октябрь-ноябрь

Расширение кругозора детей, конструктивного мышления, развитие мелкой моторики рук.

 

3 этап - заключительный

Учитель-дефектолог

Определение эффективности внедрения технологии; обобщение опыта работы; разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.

Презентация проекта

Создание панно «Цифры на моей двери».

Математические пособия: «Числовой поезд», «Соседи числа», «Математический дом».

4 неделя ноября

Участие в презентации и защите проекта, показ фотографий.

Развитие творческих способностей.

Подведение итога проекта.

 

Воспитатели

Комплексное занятие

«Сказка в цифрах».

Оформление выставки детских работ.

Выставка работ, сделанная руками родителей и педагогов по теме: «Весёлые цифры» (вышивка, вязание, трафареты, бусинки, проволока и др.) .

4 неделя ноября

Дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

 

Дети

Изготовление макетов цифр совместно с родителями в домашних условиях.

4 неделяноября

Защита продукта проекта. Развитие мелкой моторики, речевых и коммуникативных навыков.

 

 Математический дом

К дидактической игре: «Назови соседей числа»

Числовой поезд

Критерии эффективности проекта

Критерии эффективности подразделяются на количественные и

качественные:

-количественные: количество проведенных мероприятий с дошкольниками с ЗПР, количество детей, принимающих участие в мероприятиях, положительная динамика в усвоении элементарных  математических представлений (к концу учебного года уровень знаний по разделу «Количество и счет» повысился на 38%),

- качественные: уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями, уровень удовлетворенности специалистов.

 Показатели количественных критериев эффективности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество проведенных мероприятий

Все мероприятия

Половина мероприятий

Часть мероприятий

Количество детей, принимающих участие

7 человек

5-6 человек

1-4 человек

Количество усвоенных знаний дошкольниками с ЗПР

85 % - 100%

41% - 84%

Менее 40 %

 Показатели качественных критериев эффективности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями

                  7 человек

5-6 человек

1-4 человек

уровень удовлетворенности специалистов

4 человека

2-3 человека

1 человек

 11. Перспективы дальнейшего развития проекта

Накопленный опыт работы по теме в ходе проведения данного проекта и практические обучающие пособия рекомендованы руководством ДОУ  к ежегодному использованию в образовательном процессе по формированию представлений  о количестве и цифре у детей с ЗПР.

Методическое обеспечение:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду//Под ред. М.А. Васильевой. — М., 2005.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред.С.Г.Шевченко. — М.,2003.

3. Краузе Е. Логопедия. −2изд.,испр. — СПб.,2003.

4.​ Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

5. Носова Е.А. Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л. : 1990г. стр.47-62.

6. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение 1987г.

7. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение 1980г.

«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А №  0007253-0007254 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1462
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.