Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей» |
чт., 21.11.2019 |
Автор:
Антикян Инна Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,
гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область
Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда
с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.
Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.
Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!
Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.
Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.
Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.
Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.
Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.
Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.
С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.
В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.
Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.
Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.
Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?
Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.
Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.
В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.
В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.
В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.
Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.
А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.
Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.
По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.
Приложение 1.
План деятельности «Логопедической школы для родителей»
на 20__-20__ учебный год
Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00
№ п/п |
Месяц |
Мероприятие |
Тема, цель |
Взаимодействие с коллегами |
1. |
Сентябрь |
Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.
Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.
|
«Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа»
Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий |
Согласование времени проведения с воспитателями |
2. |
Октябрь |
Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.
Буклеты для родителей
Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.
Оформление родительского уголка. |
«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи
«Речь детей 4-5 лет»
«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»
«Артикуляционные и дыхательные упражнения» |
Согласование времени проведения с воспитателями |
3. |
Ноябрь |
Семинар-практикум в подготовительной к школе группе
Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.
Создание буклетов для родителей
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ |
«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»
«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»
«Что делать, если ребенок не говорит»
«Игры для развития речевого слуха»
|
Согласование времени проведения с воспитателями |
4. |
Декабрь |
Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)
Оформление родительского уголка
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ |
«Зимушка-зима» Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии
«Учим вместе. Новогодние деньки»
«Особый ребенок в ДОУ» |
Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей |
5. |
Январь |
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ
Оформление родительского уголка
|
«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков
«Заикание появилось. Что делать?» Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения
«Развиваем дыхание» Цель: Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания |
Согласование времени проведения с воспитателями родителями |
6. |
Февраль |
Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ |
«Жить интересно»
«Как правильно научить ребенка читать»
|
|
7. |
Март |
Мастер-класс в подготовительной группе
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ |
«Как подготовить руку ребенка к письму?» Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму
«Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму» |
Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
8. |
Апрель |
Открытое интегрированное развлечение
Открытый показ НОД в средней группе |
«Путешествие к звездам»
«Весенние сюрпризы Смешариков» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей |
Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями Совместно с музыкальным руководителем |
9. |
Май |
Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ.
Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ.
Беседа с родителями |
«День Рождения звука» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей
Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи» Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей
Итоги логопедического обследования детей |
Совместно с воспитателями старшей группы
Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
10. |
Июнь |
Совместные досуги для родителей и детей -младшие дошкольники -старшие дошкольники
|
«День защиты детей»
«Оранжевое лето»
«День России» «Невероятное путешествие по неведомым дорожкам» |
|
В течение года |
Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми |
Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ |
Согласование времени проведения с родителями |
Список литературы
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
- Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004
Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf