Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

  чт., 21.11.2019

Автор:

Антикян Инна Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,

гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

(из опыта работы)

Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная  экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе  учителя-логопеда с «особыми» детьми.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий  положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы  взаимодействия с учителем-логопедом.

Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь  в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.

Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.

 Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта,  как  «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Целью данного проекта является  вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми  коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы,  изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные  пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным  и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?

Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.

Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.

В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем  успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.

В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.

В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.

Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.

А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на  III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.

Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.

Приложение 1.

План деятельности «Логопедической школы для родителей»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

№ п/п

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

1.

Сентябрь

Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

 

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

 

 

 

«Итоги логопедической диагностики,  индивидуальная коррекционная программа»

 

Цель. Рекомендации для  родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

2.

Октябрь

Мастер-класс  для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклеты для родителей

 

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

 

Оформление родительского уголка.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

 

«Речь детей 4-5 лет»

 

«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

 

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями

3.

Ноябрь

Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

 

 

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

 

Создание буклетов для родителей

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»

 

«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»

 

«Что делать, если ребенок не говорит»

 

«Игры для развития речевого слуха»

 

Согласование времени проведения с воспитателями

4.

Декабрь

Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

 

Оформление родительского уголка

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Зимушка-зима»

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

 

 

«Учим вместе. Новогодние деньки»

 

«Особый ребенок в ДОУ»

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

5.

Январь

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

Оформление родительского уголка

 

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

 

«Заикание появилось. Что делать?»

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

 

«Развиваем дыхание»

Цель:

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями

6.

Февраль

Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Жить интересно»

 

 

 

 

«Как правильно научить ребенка читать»

 

 

7.

Март

Мастер-класс в подготовительной группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Как подготовить руку ребенка к письму?»

Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму

 

«Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму»

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы

8.

Апрель

Открытое интегрированное развлечение

 

Открытый показ НОД в средней группе

«Путешествие к звездам»

 

 

«Весенние сюрпризы Смешариков»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями

Совместно с музыкальным руководителем

9.

Май

Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ.

 

 

Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ.

 

 

Беседа с родителями

«День Рождения звука»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

 

Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи»

Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей

 

Итоги логопедического обследования детей

Совместно с воспитателями старшей группы

 

 

 

 

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы

10.

Июнь

Совместные досуги для родителей и детей

-младшие дошкольники

-старшие дошкольники

 

 

 

«День защиты детей»

 

«Оранжевое лето»

 

 

«День России»

«Невероятное путешествие по неведомым дорожкам»

 

В течение года

Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми

Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ

Согласование времени проведения с родителями

 Список литературы

  1. Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
  2. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 120
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги