«Зимушка – зима» |
вс., 04.08.2019 |
Автор:
Михеева Оксана Валентиновна,
воспитатель
МАДОУ детский сад № 79 города Тюмени
При реализации проекта «Зимушка - зима» использовался комплексно – тематический принцип, с учётом интеграции образовательных областей. Целью проекта является систематизация и закрепление знаний детей об изменениях в природе зимой. На базе детского сада можно успешно реализовать этот проект.
Актуальность: образовательный процесс вокруг одной основной темы даёт большие возможности для развития детей. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе всегда актуально, и играет важную роль в развитии человека начиная с детства. Взрослому важно поддерживать познавательную активность ребёнка, а в процессе проектной деятельности ребёнок поэтапно знакомиться с новыми явлениями, понятиями. Проектная деятельность о зиме даёт детям понять простейшие взаимосвязи в природе. В процессе проектной деятельности, дети знакомятся с жизнью птиц и животных. Дети понимают, что жизнь живых существ зимой тяжела, они учатся сочувствовать и помогать. Дети учатся замечать красоту природы, учатся понимать, что только зимой бывает мороз, только зимой идёт снег, только зимой можно слепить снеговика и поиграть в снежки.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы «Семицветики», родители, воспитатель,руководитель изостудии, музыкальный руководитель.
Срок проекта: среднесрочный.
Цель проекта: формировать у детей представление о зиме. Развивать познавательные, исследовательские, творческие способности детей.
Задачи:
- расширять представления о зиме: познакомить с понятием «время года – Зима» ( состояние погоды, особенности жизни животных и птиц);
- учить замечать красоту природы; знакомить с красками зимы;
- способствовать бережному отношению к природе, желание заботится о птицах (делать кормушки, подкармливать);
- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни, знакомить с зимними видами спорта;
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, льдом, снегом;
- заинтересовывать родителей, привлекать к постройке горки, фигур на участке, принимать участие в конкурсе поделок из бросового материала.
Ожидаемые результаты: у детей должны сформироваться представления о зиме. Развиться желание подкармливать птиц, появиться представления о бережном отношении к природе. Также у детей сформировались первоначальные представления о здоровом образе жизни. У детей повысилась любознательность и познавательная активность.
Этапы проекта:
1.Подготовительный
- подбор материала (планирование образовательной деятельности);
- подбор художественной литературы;
Стихи: «На санках» О. Высотская, «Вот зима пришла» Р. Кудашева, «Снежинки» А. Мельников, «Зима» Э. Мошковская.
Сказки: «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Руковичка».
Загадки о сезонных явлениях, снеге, забавах, новогоднем празднике.
- для родителей изготовление ширм, памяток, консультаций.
«Как одеть ребёнка зимой», «Выучите с детьми», «Понаблюдайте с детьми».
2. Основной
- образовательная деятельность;
- рассматривание иллюстраций; («Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Не боимся мы мороза»).
- чтение художественной литературы (беседы по содержанию);
- экспериментирование: Снег, вода, лёд: «Вода и мороз», «Почему снежинка на ладони тает», «Цветной лёд», «Что происходит со снегом и льдом в тепле»?.
- художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);
- музыка (слушание музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические игры);
- прогулки (наблюдения за явлениями природы, катание на санках, кормить птиц, игры на свежем воздухе).
3. Заключительный
По окончанию проекта можно сделать вывод, что в процессе познавательно – исследовательской деятельности дети научились самовыражаться в разных видах деятельности и проявлять творческие способности. Расширился словарный запас, повысилась речевая активность детей. Дети стали более наблюдательными, внимательными.
Образовательная деятельность
Познание ФЦКМ: «Наступили холода» (развивать наблюдательность; вызывать интерес к взаимосвязи природы и жизни людей).
«Белый снег пушистый» (формировать элементарные представления о зиме, её особенностях; побуждать детей замечать своеобразие зимней погоды).
«У кормушки» (дать представление о кормушках для птиц, продолжать развивать элементарные представления о птицах в зимний период, воспитывать бережное отношение к птицам).
«В гости праздник к нам спешит» (дать детям понятие о празднике Новый год, познакомить с историей возникновения).
«Что мы делаем зимой» (закрепить знания детей о зимних играх и забавах).
«Я – спортсмен» (познакомить детей с зимними видами спорта).
Речевое развитие: «Наша одежда».
Чтение стихов, отгадывание загадок о зиме.
«Воробушек зимой» (ознакомление с характерными внешними признаками воробья, особенностями его жизни зимой, обогащение и активизация словаря по теме, обучать построению простого распространённого предложения).
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Чтение сказки «Зимовье зверей».
Составление рассказа по сюжетной картинке «Новогодний праздник» ( активизация словаря по теме, закрепление употребления грамматически правильных форм слов при составлении предложений).
«Зимние игры» (закреплять умения детей составлять простые распространённые предложения с опорой на картинку, обогащение словаря по теме, развитие слухового внимания).
«Снеговик» (составление описательного рассказа , закреплять умение составлять предложения, отвечать на вопросы с опорой на картинку).
Чтение стихотворений С. Маршака «Круглый год».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Дерево в снегу», «Снежинка» ( продолжать учить замечать красоту зимней природы, развитие фантазии, мелкой моторики рук, продолжать учить аккуратно пользоваться кистью и красками).
«Снеговик» (учить рисовать круги с одной и другой стороны всем ворсом кисти).
«Ёлочка нарядись», «Ёлочные игрушки».
«Весёлые каникулы» ( рисование из личного опыта, развитие фантазии, воображения).
« Валенки» ( учить рисовать прямые линии, проводить их прямо, не останавливаясь, совершенствовать технику рисования кистью, продолжать знакомить с цветами, упражнять в технике рисования гуашевыми красками).
Лепка: «Витамины для зверюшек» (закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями рук; знакомить с сезонными изменениями в жизни зверей).
«Новогодняя игрушка» (закрепление знакомых приёмов лепки, развитие фантазии, мышления).
«Снеговик» (упражнять в умении раскатывать пластилин круговыми движениями, закреплять умение соединять детали между собой).
Аппликация: «Меня вы слепили из снега пушистого» ( закреплять умение изображать предметы из готовых форм, располагать предметы по середине листа, наносить клей на детали с левой стороны и приклеивать прижимая салфеткой, развивать интерес к результату своей работы).
Коллективная аппликация «Наряжаем нашу ёлку» ( развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность в работе, закреплять умение выполнять коллективные работы).
«С горки весело кататься» ( закреплять умение выполнять коллективные работы, аккуратность в работе, вызывать интерес к результатам своего труда).
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Птички в домиках», «Воробушки и кот», «Холод – холодок», «Зайка беленький сидит », «Белый снег пушистый», «Два мороза», «Игры в снежки», «Собери снежки».
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Собери Снеговика», «Собери снежинку», «Когда это бывает», «Цветные варежки». Словесная игра: «Что нам нравится зимой».
Итоговые мероприятия:
выставка поделок на тему: «Появляюсь я зимой» (изготовление снеговиков из подручного материала. Через продуктивную деятельность детей, донесли красоту русской зимы) ). «Новогодний карнавал».
Дети творчески подошли к оформлению выставки «Зимушка – зима, в гости к нам пришла», включив всю свою фантазию и воображение.
Дети играли в снежки, лепили снежную бабу, катались на санках и просто резвились в снегу. Разнообразие видов деятельности обогатили у детей знания о зиме, зимних забавах, а также сформировали у детей практические умения и навыки. Развлечения, забавы и игры поднимали настроение у детей, заряжали их положительной энергией. Подводя итоги, можно сделать вывод, что подвижные игры, забавы, развлечения не оставили равнодушным ни одного ребенка. А значит, работа над проектом способствовала повышению уровня детей по познавательному, творческому и художественно – эстетическому развитию.
Результаты реализации проекта
- Расширение кругозора детей.
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса по данной теме.
- Привлечение большего количества родителей к сотрудничеству и взаимодействию.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Развитие самостоятельности, наблюдательности и любознательности.
- Умение отражать свои впечатления в рисунках.
Приложение
Макет: «Зимние забавы».
Макет: «Зимний лес».
Выставка поделок из бросового материала на тему: «Появляюсь я зимой».
Рисование: «Снегопад».
Аппликация: «Весёлые зайчата».
Лепка: «Снеговик».
Список литературы
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Издательство Мозаика-синтез, 2014 г.
- Веретенникова С.А «Четыре времени года»
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада» - Воронеж, 2004г.
- Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке» – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез. М.:2014
- Голицына Н.С. «Конспекты комплексно – тематических занятий» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015г.
- Гонторевская. М.Н.Практические материалы- М.:»ТЦ Сфера» 2012г.
- (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» (вторая младшая группа) – М.: «Центр педагогического образования», 2007г.
- Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы»
- Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание»;
- Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г.
- «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер,
- БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» - М.: Издательство Мозаика – синтез, 2009г.
- «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Тимофеева Л. Л., Грачева Н. И., Корнеичева Е.Е.: Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС – М.: «Центр педагогического образования», 2015г.
- «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2006г;
Интернет-ресурсы:
https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=pedportal.net/attachments/001/409/031/1409031.doc?1454194910&a=v https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/poznavatiel_nyi_proiekt_zimushka_zima https://educontest.net/ru/2568233/проект-зимушка-зима-3/
https://infourok.ru/proekt-na-temu-zimushka-zima-v-gosti-k-nam-prishla-mladshiy-vozrast-1536803.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/14/tema-zdravstvuy-zimushka-zima https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksno-tematicheskii-proekt-na-temu-zima.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0006021
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf