Планеты солнечной системы

  сб., 03.08.2019

                                       Автор: 

Нестеренко Галина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад №183 города Тюмени

Актуальность темы

Наблюдение за небесными светилами было всегда интересно людям во все времена. Детей тоже привлекает эта таинственная даль. Дети проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, любят наблюдать, экспериментировать.

Каждый ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. Открывая для себя новые истины, познавая мир, дети активно задают вопросы «Почему? Зачем?».

Загадки Вселенной, тема космоса всегда являлась темой привлекательной, т. к. именно неизведанное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Дети по долгу всматриваются в небо: рассматривают облака,  находят сходство со знакомыми предметами. А в вечернее время, особенно зимой, рассматривают звезды, придумывают истории об инопланетных существах, других планетах.

         Чтобы сохранить и развить у детей их природный дар – любознательность, и обогатить их опыт взаимодействия с окружающим миром мы и спланировали совместную деятельность с предметами и явлениями космоса.                                           

                                                         Паспорт проекта

Сроки реализации: 1 месяц

Участника проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Тип проекта: исследовательско - творческий, групповой

Цель проекта:

Расширять и формировать у детей знания о космосе, о строении  Солнечной системы  и её планетах.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с тем, что Вселенная — это множество звезд. Солнце- это самая ближняя к Земле звезда.

2.Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.

3.Развивать  интерес  и  стремление  изучать  и  знакомиться  с  тайнами Вселенной.

4.Сформировать  у детей представление  о строении Солнечной системы, планетах, звездах и созвездиях.

5.Помочь детям усвоить последовательность  расположения планет по мере их удаления от солнца.

6.Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

7.Познакомить   детей с  известными  космонавтами и  астрономами,  с  интересными  фактами  и событиями  космоса.

8.Расширять словарный запас:  звезда, солнечная система, орбита, орбитальная станция, планета, комета, метеорит, телескоп, скафандр, космонавт.

 Предполагаемый результат

Воспитанники:

1.Имеют представление о космосе, о дне космонавтики, о том, что Вселенная- это множество звезд, о значении космических исследований.

2.Имеют представление о планетах, созвездиях, о том , что Солнце самая близкая к Земле звезда. 

Методы исследования 

ü Проведение бесед по теме «Космос»

ü Цикл мультфильмов «Дети и космос»

ü Развивающий мультфильм «Планета Земля»

ü Просмотр научно-познавательных передач.

ü Чтение книг, энциклопедий, научных журналов для детей.

ü Изготовление альбомов о космосе.

ü Создание макетов с родителями.

ü Чтение стихов и рассказов о космосе, отгадывание загадок о космосе.

ü Творческая деятельность по теме с детьми

ü Выкладывание из счётных палочек ракет, звезд.

ü Исследования, эксперименты, опыты, «занимательные» фокусы.

ü Наблюдение на тему: «Что мы видим вечером на небе», «Солнце в разное время суток», «Почему половинка Луны»

ü Беседы с  родителями и воспитателем. 

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительно-организационный.

  • Буклеты  для родителей.
    • Подбор литературы о космосе.
    • Подготовка презентаций «Цикл бесед»
    • Разработка конспектов НОД.
    • Стихи, считалки, загадки про космос.
    • Изготовление игры разрезных картинок с использованием раскрасок для детей
    • Подготовка записи звуков космоса

II этап. Основной

Тема  1 недели:  «Что такое Вселенная?»  

Цель недели:

1.Дать представления детям о Вселенной, как огромном бесконечном доме для звезд и планет.   Солнце – это самая близкая к Земле звезда.       

Задачи:

1.Формировать  элементарные  знания о космосе, космических полетах, о фактах и событиях космоса.

2.Развивать  интерес  и  стремление  изучать  и  знакомиться  с  тайнами Вселенной.

2.Ввести в активный словарь детей  слова: скафандр, телескоп, кратер, космонавт, космодром.

3. Развивать интерес к космосу и к совместной деятельности.

Виды деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД

 

1.«Вселенная- наш общий дом»»

1. «Зачем летают в космос?»

1. «Обитатели космоса»

1. «Для чего нужны космические спутники»

1. «Космическое путешествие с Незнайкой.»

Игровая

 

 

С/р игра «На космодроме»

Д/игра «Подбери одежду для космонавта»

Н/игра «Сложи картинку»

«Домино»

С/игра «Кто больше назовет космических слов»

С/р игра «Готовим еду для космонавтов»

Д/игра «Четвертый лишний»

Н/игра «Кто быстрее долетит», «Лото»

С/игра «Один-много»

С/р игра «Подготовка к полету в космос»

Д/игра «Найди свою ракету» (формы)

Н/игра «Дорисуй путь ракеты», «Домино»

С/игра «Назови детали ракеты»

С/р игра «Строим космический корабль»

Д/игра «Скажи ласково»

Н/игра «Выложи ракету из палочек», «Лото»

С/игра «Слова-антонимы»

С/р игра «Полет в космос»

Д/игра «Летает, плавает, ездит»

Н/игра «Космическое путешествие»

 (с фишками)

 

Творческая деятельность

 

 

Конструирование: «Космические  корабли во Вселенной»

(оригами)

 

Лепка: «Лети ракета к звездам»

 

 Конструирование:

«Кто летит в ракете?»

 

 

Конструирование: «Инопланетяне»

(из цилиндра)

Рисование: «Ракета летит в космос»

Двигательная

 

П/игра «Догони мою ракету»

 

П/игра «Летим на луну»

 

П/игра «Лови-бросай»

 

П/игра «Космические салки»

 

П/игра «Ракету занимай»

 

Взаимодействие с родителями

Брошюрка по теме недели.

Пополнить уголок книг энциклопедиями о космосе.

Оформить картотеку загадок о космосе.

Подборка  иллюстраций, картинок

о космосе.

Папка-передвижка  о космосе.

Итоговое мероприятие недели

Выставка поделок детей . Организация выставки раскрасок детей «Разноцветный мир космоса!»

Тема 2 недели: «Знакомство детей с планетами Солнечной системы»

Цель недели:

1.Дать знания детям о строении Солнечной системы и планетах (особенности строения, поверхность планет).

Задачи:

1. Сформировать у детей представление о Солнечной системе и планетах. 

2.Помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца.

3.Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, комета, метеорит).

4.Познакомить с картой Солнечной системы.

5.Способствовать развитию познавательного интереса. 

Виды деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД

 

1.«Тайны Солнечной системы»

 

1.«Семья планет»

(все планеты Солнечной системы)

1. «Есть ли жизнь на планетах?»

1. «Почему в космос летают на ракете»

1. «Полеты в космос.»

Игровая

 

 

С/р игра «Космические спасатели»

Д/игра «Подскажи словечко», «Назови соседей»

Н/игра «Выложи ракету из счетных палочек»,

«Домино», «Лото»

П/игра  «Жил на небе звездочет»

С/р игра «На звездолете»

Д/игра «Восстанови порядок в Солнечной системе»

Н/игра «Найди недостающую ракету»,

«Космические шашки»

С/игра «Короткое, длинное слово»

С/р игра «Покорители космоса»

Д/игра «Подбери созвездие»

Н/игра «Разложи звезды на небе», «Лото»

С/игра «Какой, какая, какое»

С/р игра «На другой планете»

Д/игра «Назови планету»

«Отгадай и назови»

Н/игра «Собери ракету по частям», «Домино»

С/игра «Назови ласково»

С/р игра «Готовим ракеты к полету»

Д/игра «На земле и в космосе»

Н/игра «Куда летят ракеты»

П/игра «Космонавт»

С/игра «Что надо взять в полет»

Творческая деятельность

 

 

«Планеты» (пластилинография)

«Парад планет»

(использование различных круп)

Рисование планет мыльными пузырями.

«Далекие миры – неизвестные планеты»

Рисование планет по-сырому.

«Строим космическую станцию.»

Двигательная

 

П/игра «Ракеты на старт»

 

П/игра «Тренировка для космонавта»

 

П/игра «Планеты по порядку»

 

П/игра «Мы – веселые ребята!»

 

П/игра «Кто быстрее соберется»

 

Взаимодействие с родителями

Рубрика для родителей «Это интересно!»

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»,

«Белка и Стрелка»

Консультация  «Как познакомить детей с космосом»

Буклет по теме: «Планеты Солнечной системы»

Изготовление книжек-малышек о космосе.

Итоговое мероприятие недели

Оформление панно «Планеты Солнечной системы»

Тема 3 недели: «Голубая  планета – Земля. Луна -  спутник Земли »     

Цель недели: 

1.Способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.

2.Познакомить  детей со спутником планеты Земля – Луной.

Задачи:

1.Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.

2.Дать представление о том, что Луна с Земли выглядит не всегда одинаково.

3.Обогатить словарь детей словами : луна, месяц, полнолуние.

4. Показать зависимость смены времени суток от положения Земли.

5.Познакомить с глобусом.

6.Способствовать закреплению знаний детей о временах года, частях суток.                                                                                                                                          7. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому - Земле.

Виды деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД

 

1.«Голубая планета – Земля»

1.«Луна – спутник Земли»

1.«Солнце – источник жизни на Земле»

1.«Многоликая Луна»

1. «Земля в ладонях»

 

Игровая

 

 

С/р игра «Мы изучаем космос»

Д/игра «Собери созвездие», « Кто что делает?»

Н/игра «Найди ракету по силуэту»

 С/р игра «Летим на Луну»

Д/игра «Звездная карта»,

«Что где находится»

Н/игра «Подбери пару», «Что изменилось?»

С/игра «Подбери рифму»

С/р игра «Космическая мастерская»

Д/игра  «Кто, где живет»,

«Кому, что нужно для работы?»

П/игра «Луноход»

С/р игра «Путешествие к звездам»

 Д/игра «Загадки астронома», «Придумай созвездие»

Н/игра «Собери картинку»

С/игра «Закончи предложение»

С/р игра «Путешествие вокруг Земли»

Д/игра «Звездное небо»,

«Части суток»

Н/игра «Разложи планеты»

С/игра «В космосе много чего»

Творческая деятельность

 

 

Конструирование:

«Космические дома»

Из строительного материала

«Космический корабль»

«Космодром» (плоскостное конструирование)

Лепка «Пришельцы из космоса»

 

«Готовим еду для космонавтов» (из соленого теста)

Двигательная

 

П/игра «Быстрей по местам».

 

 «Космическая эстафета»,

«Иллюминатор»

 

П/игра «Ждут нас быстрые ракеты»

 

П/игра «День – ночь»

 

П/игра «Не зевай»

 

Взаимодействие с родителями

Буклет по теме недели

Мини - библиотека «Космические дали»

Оформление тематического уголка «Загадочный космос»

Изготовление макета солнечной системы.

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

Итоговое мероприятие недели

Выставка детских рисунков и поделок по теме.

Тема 4 недели:« Приборы для исследования солнечной системы» 

Цель недели:

1.Закрепить имеющиеся  знания детей о космосе. Познакомить с приборами исследования.

Задачи:

1.Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.

2.Дать  детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле

3.Пополнить словарь детей словами: орбитальная станция, телескоп, спутник.

4. Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике.

Виды деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

НОД

 

1.«Какие бывают космические корабли»

1.»Зачем нужны искусственные спутники Земли»

1.»Почему Луна не падает на Землю?»

1.»Жители планеты Земля»

«Что можно увидеть в телескоп. Космический телескоп Хаббл.»

1. «Особенности защиты человека в Космосе»

Игровая

 

 

С/р игра «Делаем космическую технику»

Д/игра «Когда это бывает?»,

Н/игра «Помоги ракете вернуться на Землю»

 

С/р игра «На космической станции»

Д/игра «Найди лишнее»

П /игра «Луноход»

С/игра «Да и нет не говори»

С/р игра «Встреча в космосе»

Д/игра «Земля, воздух, вода», «Что возьмем с собой в космос»

Н/игра «Космические бродилки»

С/р игра «Что видно из окошка»

Д/игра «Разведчики»,

«Летает не летает»

Н/игра «Больше-меньше»

С/р игра «Звездолетчики»

Д/игра «Что изменилось», «Назови какая по счету»

Н/игра «Что нужно космонавту»

С/игра «Космические слова»

Творческая деятельность

 

 

Складывание созвездий из мозаики.

Из лего «Космический корабль»

Из строительного материала «Космодром»

Дома для инопланетян.

Складывание ракеты оригами.

Двигательная

 

П/игра «Ракетодром», «Кто быстрее соберет ракету»

 

П/игра «Школа космонавтов»

 

П/игра «Кто быстрее соберет звезды»

 

П/игра «Полетели к звездам»

 

П/игра «Ловишки», «Выше ноги от земли»

 

Взаимодействие с родителями

Брошюрка - Чтение стихов о космосе.

Викторина для родителей.

Создание макетов, поделок.

Изготовление костюмов для сценки.

Приготовление дома космического салата «Завтрак космонавта»

Итоговое мероприятие недели

Показ детьми сценки  «Планеты Солнечной системы»

III этап. Заключительный 

1. Оформление выставки детско-родительского творчества

2. Выставка художественной – литературы по теме Космос

3. Викторина «Я все знаю о космосе»

Продукты проекта:

* Презентация проекта по теме.

* Выставка поделок, рисунков, книг на тему «Космос»

* Диск «Звуки космоса»

* Игра « Разрезные картинки».

 Литература

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева.- М.: ООО «Русское слово-учебник». 2014.
  2. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.-3-е изд.-М.: Педагогика – Пресс, 1993
  3. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2016

Литература для детей

А.Хайт «По порядку все планеты»

О.Ахметова «В космосе так здорово»

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

О. А. Скоролупова «Покорение космоса»

Е.П.Левитан «Сказочные приключения маленького астронома»

Н.Носов «Незнайка на Луне»

А.Русак «Космонавт».

Булычев К. «Тайна третьей Планеты»

Кащенко В. «Найди созвездия»

Леонов А. «Шаги над планетой»

«Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» ( Албанская сказка)

 В. Бороздин  « Первый в космосе»

 В.Калашников «О звёздвх и планетах»

 Е.Левитан «Мальчишкам о звёздах и планетах»

 А.Леонов «Я выхожу в космос»

 Б.Михайлов «Как Мишутка в космос летал»

«Моя первая энциклопедия», «Почемучка»

В.П. Бороздин «Первый в космосе»

Л. Обухова «Вижу Землю»

Ю. Нагибин «Рассказы о Ю.Гагарине»

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная»

Ю. Дорожин «Малышам о звездах и планетах»

К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе»

Г.Черненко «Как человек в космос полетел?»

 Приложение №1

Загадки

· Синяя шапка вся в заплатках.

(Небо и звезды).

· Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

(Большая Медведица)

· Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц)

· Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается.

(Месяц)

· Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут.

(Месяц)

· Голубой платок, алый клубок по платку катается, всем людям улыбается.

(Небо и Солнце)

· Летит жар - птица, хвостом гордится.

(Комета)

· Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит...

(Солнце)

· Вот камень с неба к нам летит. Как звать его?

(Метеорит)

· Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены.

(Небо и звезды)

· Расстелю рогожку, насыплю горошку. Положу хлеба краюшку.

(Небо, звезды и месяц)

· По высокой дороге идет бычок круторогий.

(Небо и месяц)

· То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

(Луна в разных фазах)

· Золотое яблочко по небу катается.

(Солнце)

· Хоть и светит ярко ночью, но холодный очень-очень. Кто он?

(Месяц)

· Коль ночь ясна –прозрачен воздух. Тогда мы небо видим ...

(В звездах)

· Вот появляется звезда, и длинный хвост у неё при этом. Мы смело говорим тогда, что видим на небе ...

(Комету) 

· Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсин мы не ели.

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Луна)

· Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня...

(Луной)

· Чудо-птица  – алый хвост –

Полетело в стаю звезд.

(Ракета)

 Приложение №2

Считалка

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий —раз,

 Венера —два,

Три —Земля,

четыре —Марс.

Пять —Юпитер,

шесть —Сатурн,

Семь —Уран,

 восьмой —Нептун,

Девять —дальше всех —Плутон

Кто не видит –выйди вон.

Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет. 

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).

А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт). 

Стихи

Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня — космонавт!
Продолжаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.

 

Есть одна планета-сад,

В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

   Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

- В речку смотрят удивлённо.…

Береги свою планету 

-Ведь другой похожей, нету!

 Береги свою планету

Я.Аким

 Вот так pадyга на небе

 - Шёлковый yзоp!

Hy и pадyга на небе,

Как цветной ковёp!

 А над pадyгой — pакета

Взмыла к небесам.

Вот такyю же pакетy

Я постpою сам.

И на звёзднyю доpожкy

Полечy на ней,

Hабеpy я звёзд лyкошко

Мамочке моей.

(Григоре Виеру)

 

Наш дом родной, наш дом родной –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг!

В лесу дремучем не пройдешь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

одно на свете чудо есть:

Леса и горы и моря —

Все называется Земля. 

Пальчиковая гимнастика 

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

 На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

 Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

 Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят

 Мы летим за ними следом.

 И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

 Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Пальчиковая гимнастика «Луноход»

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

 Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0006019

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2718
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.