«День рождения Снешарика» проект по экологическому воспитанию

  сб., 06.07.2019

Авторы:

Игнатова Татьяна Александровна

(воспитатель, высшая квалификационная категория)

Литвякова Светлана Александровна (воспитатель)

Рогожкина Екатерина Сергеевна (логопед)

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

«День рождения Снешарика» Проект по экологическому воспитанию

для детей младшего дошкольного возраста в логопедической группе

Тип проекта:познавательный

Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий.

Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности (1 неделя)

Возраст детей: 3-4 года (2 младшая группа)

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, логопед, родители.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:В период дошкольного детства у детей происходит понятие первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка.

Дети младшего дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая самого главного. Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3 лет интересует, прежде всего, внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? Уже с 4 лет ребенок пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить, поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт, но очень важно определить меру участия взрослого в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа в зимний период, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3-4 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

Элементарная поисково-познавательная деятельность с детьми позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы, сформировать у них представления о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи, обеспечить наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.

Цель в работе с детьми: Формирование первоначальных представлений о свойствах снега и льда.

Развитие познавательного интереса  и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Цель во взаимодействии с семьями воспитанников:Повышение уровня экологической культуры родителей, их компетентности, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечение их к воспитанию у детей экологической культуры.

Задачи проекта в работе с детьми:

Уточнить и расширить знания о зимних явлениях природы, представления о снеге и льде.

Развивать творческую и познавательную активность дошкольников в процессе исследовательской деятельности; сенсорное восприятие, внимание, логическое мышление; навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности).

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью; вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов. 

Предполагаемый результат:

-формирование элементарных представлений воспитанников о зимних явлениях природы, о свойствах снега и льда;

-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

-развитие диалогической речи, обогащение словаря;

-совершенствование развивающей среды в группе;

-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. 

Формы реализации проекта:

С воспитанниками:

-беседы;

-рассказы детей с опорой на схемы;

-детское сочинительство;

-рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий;

-наблюдения за природными явлениями, связанными со снегом и льдом (гололед, сосульки, снегопад и т.д.).

-просмотр презентаций и мультфильмов;

-слушание песен, музыкальных произведений;

-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; художественных произведений и стихов по теме;

-игры - эксперименты, игры-опыты;

-дидактические игры;

-народные подвижные игры;

-театрализованные и сюжетные игры, игры-инсценировки;

-продуктивная деятельность;

-образовательная деятельность.

С семьями воспитанников:

-создание лаборатории по изучению свойств снега и льда «Лаборатория Снешарика»;

-творческое задание «Ледяные игрушки» (изготовление цветных фигурок изо льда совместно с родителями);

-творческое задание: фоторепортаж и выпуск газеты на тему «Ледяная сказка» (ледяные и снежные городки в Тюмени)

-изготовление макетов «Зима в лесу», «Как речка зимует»;

-оформление выставки рисунков на тему: «наш друг Снешарик»;

-организация выставки поделок «Самый лучший снеговик»;

-оформление альбомов «Зима в лесу» (о красоте зимней природы); «Тюмень в зимнем уборе», «Какие бывают снежинки?»;

-создание книжек малышек «Снежные истории» (стихи и загадки о снеге);

-мастер-класс для родителей «Чудеса из снега» (детское экспериментирование)

-консультация для родителей «Познавательные опыты со снегом и льдом». 

Этапы проекта:

1-й этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач.

Изучение методической и энциклопедической литературы.

Оповещение родителей о начале работы проекта в группе и на сайте детского сада, изготовление агитационных листов, отражающих цели и задачи проекта.

Разработка проекта.

1.Составление плана деятельности.

2.Подбор пособий для работы с детьми.

3.Подбор художественной и познавательной литературы.

4.Изготовление пособий и атрибутов.

5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей. 

2-й этап. Внедрение проекта.

Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен центр экспериментирования «Лаборатория Снешарика» по изучениюсвойств снега и льда.

Оборудование центра экспериментирования:

1. Карты-символы «Свойства снега»;

2. Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;

3.Карты-задания (для проведения экспериментов);

4. Игрушки Снешарик, Снежинка, Снеговик;

5. Картотека игр со снегом и льдом;     

6. Картотека экспериментов со снегом и льдом;

7.Приборы–помощники: увеличительные стекла,  часы песочные, лупа.

8.Прозрачные и непрозрачные сосуды и емкости разной формы и разного объема (миски,  бутылочки, ведерки,тазики, лейки, подносы,одноразовые стаканы); стеклышки;  трубочки для коктейля;

9.Мерные ложки, одноразовые ложки разных размеров, совочки;

10.Формы для изготовления льда;

11.Медицинские материалы: шпатели, деревянные палочки, вата,шерстяные нитки, ватные диски, шприцы (пластмассовые без игл), резиновые груши, пинцеты;

12.Природный материал: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, скорлупа орехов, засушенные ягоды, семена растений, веточки;

13.Бросовый материал: лоскутки ткани, проволока, пластмассовые предметы, деревянные катушки;

14.Игрушки из разных материалов (лягушата, рыбки, животные холодных стран, кораблики, и т.п.);

15.Пищевые красители, акварельные краски и другие безопасные красители;

16.Прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, палочки от мороженного, свеча, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, бумажные салфетки, мыльные пузыри;

17.Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности); клеенчатые передники, полотенца, тряпочки, салфетки, клеенки для столов. 

Центр познания:

-Календари погоды и природы;

-фотоальбомы «Тюмень в зимнем уборе», «Зима в лесу», «Какие бывают снежинки?»;

-энциклопедии,  книги познавательного характера; интерактивные книги «Удивительная природа»;

-Дидактические карточки «Природные явления» (ООО «Маленький Гений-Пресс»);

-Наглядно-дидактические пособия «Зима» («Рассказы по картинкам» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»), «Опасные явления в природе» (И.А.Лыкова, В.А.Шипунова), «Стихийные явления природы» №3 (часть 1.2);

-наборы развивающих карточек Н.М.Зубкова «Воз и большая тележка чудес», «Научные ответы на детские «почему»; А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей);

-макеты «В зимнем лесу»;

-настольно-печатные игры: «Найди пару», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Четыре сезона», «Тонкий лед».

-дидактические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Польза и вред» (зимние явления природы – снегопад, мороз, гололед); «Что сначала, что потом?», «Что изменилось у снеговика?», «Когда это бывает?», «Разрезные картинки».

-карточки – подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;    

-карточки, иллюстрации по теме «Снег - помощник». 

Литературный уголок:

1.Книги и художественные произведения по теме:сказка «Заюшкина избушка», Я.Аким «Первый снег», З.Александрова «Зимняя песенка», «Новый снег», «В рукавичках маленьких»,  В.Орлов «Все злее, злее», О.Высоцкая «Снежный кролик», А.Введенская «На лыжах», И.Токмакова «как на горке снег, снег…», А.Барто «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М.Познанская «Снег идет», С.Маршак «Январь», песенки-потешки о морозе, загадки о снеге, льде

2.Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями «Снежные истории» (стихи и загадки о снеге). 

Уголок художественного творчества:

1.Репродукции картин художников-пейзажистов К. Крыжицкого «Лес зимой», А.Саврасова «Зима», А.М.Васнецов «Зимний сон»; портреты художников.

2.Выставка детских работ по теме: «Наш друг - Снешарик» (рисунки); «Музей снеговичков» (поделки из бросового материала)

3.Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:

-трафареты и штампы по теме «Снежинки», «Снеговички» для рисования и печатания;

-д/игра «Собери картинку» (для выкладывания из геометрических фигур);

-раскраски по теме;

-бросовый материал (нитки, парафиновые свечи, трубочки для выдувания, ватные палочки) для рисования в нетрадиционной технике. 

Театральный уголок:

-настольный театр «Снешарик и его друзья»

-пальчиковый театр «Заюшкина избушка»,

-атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности и сюжетных игр:«Приключение снежинки», «В царстве Зимушки-зимы» (парики, накидки, цветные очки, шапочки, маски животных).

Центр двигательной активности:

атрибуты и маски для подвижных игр.

На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.

Познавательное развитие:

1.Непосредственно образовательная деятельность:«День рождения Снешарика».

2.Цикл наблюдений«Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Сугроб», «Снег – помощник», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?», «Снегоуборочная машина».

3.Беседы: «Как мы играем зимой», «Безопасность на зимней прогулке».

4.Опыты и эксперименты: Опыты «Ледяные игрушки», «Окрашивание снега», «Куда делся снег?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает снег?», «Снежные колобочки», «Узоры на снегу» (печатание).

 

5.Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка», «Примерзли» (из серии «Лунтик»).

6.Дидактические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Польза и вред» (зимние явления природы – снегопад, мороз, гололед); «Что сначала, что потом?», «Что изменилось у снеговика?», «Когда это бывает?».

7.Настольно-печатные игры:«Найди пару», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Четыре сезона», «Тонкий лед».

8.Выполнение индивидуальных творческих заданий (совместно с родителями).

Речевое развитие:

1.НОД по речевому развитию «Секреты снега».

2.Загадывание загадок, чтение стихов, рифмовок о морозе, инее, льде, снеге.

3.Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о снеге.

4.Беседа «О чем расскажет снег?», «Снег – помощник».

5.Чтение художественной литературы: сказка «Заюшкина избушка», Я.Аким «Первый снег», З.Александрова «Зимняя песенка», «Новый снег», «В рукавичках маленьких»,  В.Орлов «Все злее, злее», О.Высоцкая «Снежный кролик», А.Введенская «На лыжах», И.Токмакова «Как на горке снег, снег…», А.Барто «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М.Познанская «Снег идет», С.Маршак «Январь».

6.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы», «Снежок», «Зимняя прогулка», «Зима», «Белый пух», «Снежный ком», «Строитель», «Снеговик».

Художественно-эстетическое развитие:

1.НОД по изодеятельности «Волшебная снежинка».

2.Прослушивание музыкальных произведений:П.И.Чайковский «Вальс снежинок», «Январь. У камелька. Времена года», А.Вивальди «Зима» (цикл «Времена года»).

3.Слушание звуков природы: хруст снега, метель.

4.Хороводная игра «Как на тоненький ледок».

5.Рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов К. Крыжицкого «Лес зимой», А.Саврасова «Зима», А.М.Васнецов «Зимний сон».

Социально-коммуникативное развитие:

-Сюжетно-ролевая игра«В царстве Зимушки-зимы».

-Игра-ситуация «Приключение снежинки».

-Театрализация по сказке «Заюшкина избушка».

-Труд в природе «Расчистим дорожки от снега», «Укроем растения снегом», «Посыпем дорожки песком», «Горка для куклы», «Украсим участок ледяными игрушками», «Лепим Снешарика».

Физическое развитие:

1.Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Волк и зайцы», «Снег кружится», «Снежинка волшебная, замри!», «Попади в круг», «Снеговик», «Дед Мороз».

2.Физминутки: «Как на горке снег, снег», «Во дворе», «В лесу».

3-й этап. Результат проекта.

- У детей сформированы элементарные знания о зимних явлениях природы, о свойствах снега и льда;

-Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.

-У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, выставки детских работ.

-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

-В группе была пополнена развивающая среда по данной теме.                                                                         

Продуктами проекта стали:

-Создание лаборатории по изучению свойств воды и снега «Лаборатория Снешарика»;

-Выставка рисунков на тему «Наш друг Снешарик» (дети совместно с родителями);

-Выставка поделок «Самый лучший снеговик» (дети совместно с родителями);

-Фоторепортаж и выпуск газеты на тему  «Ледяная сказка» (ледяные и снежные городки в Тюмени);

 

-Макеты«Зима в лесу», «Как речка зимует»;

-Украшение для участка «Ледяные игрушки» (изготовленные цветные фигурки изо льда совместно с родителями);

-Фотоальбомы «Зима в лесу» (о красоте зимней природы); «Тюмень в зимнем уборе», «Какие бывают снежинки?»;

-Книжки малышки «Снежные истории» (стихи и загадки о снеге);

-Мастер-класс для родителей «Чудеса у нас дома» (детское экспериментирование);

-Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом;

-Картотека дидактических игр;

-Картотека загадок о снеге и льде;

-Картотека игр со снегом;

-Карты-символы «Свойства снега», «Свойства льда»;

-Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;

-Карты-задания (для проведения экспериментов);

-Таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;

-Карточки–подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;    

-Игрушка Снешарик, Снежинка, Снеговик;

-Консультация для родителей «Познавательные опыты со снегом и льдом»;

-Подборка мультфильмов. 

Конспект непосредственной образовательной деятельности (интегрированное занятие) с дошкольниками 2 младшей группы по ознакомлению с природой.

Тема: «День рождения Снешарика»

Цель: Формирование представлений детей о снеге и льде, их свойствах.

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

Закреплять умение подбирать прилагательные.

Развивать диалогическую речь.

Обогащать словарный запас детей: снег, лед, холодный, белый, рыхлый, скользкий, пушистый, твердый, тает, хрустит.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Уточнить и расширить представления о снеге и льде.

Развивать творческую и познавательную активность дошкольников в процессе исследовательской деятельности; сенсорное восприятие, внимание, логическое мышление; навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности).

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью; вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.      

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческое воображение.

Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность.

Поддерживать интерес к совместным играм детей.

Материалы и оборудование:

Музыкальное оформление: Звук «Снег скрипит».

Демонстрационный материал:

Игрушки Снешарик, Снежинка, Снеговик (синего цвета), сундучок с загадками, емкость со снегом.

Раздаточный материал:

Оборудование для опытов готовится на каждого ребенка на столах покрытых клеенкой: блюдце, тарелочка с водой, окрашенной синей гуашью; палочка, цветная пуговица; совочек; чистое полотенце; влажные салфетки; снежный комочек.

Предварительная работа: игры и наблюдения на прогулке за снегом; лепка снежных комочков на прогулке; чтение стихов о снеге; просмотр мультфильмов; опыты со снегом.

Экспериментальная деятельность: Опыты «Окрашивание снега», «Куда делся снег?», «Замерзание воды», «Какой бывает снег?», «Снежные колобочки».

Наблюдения: «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Сугроб», «Снег – помощник», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Чьи следы?».

Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», Я.Аким «Первый снег», З.Александрова «Зимняя песенка», «Новый снег», И.Токмакова «Как на горке снег, снег…», А.Барто «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М.Познанская «Снег идет», С.Маршак «Январь», песенки-потешки о морозе, загадки о снеге, льде.

Просмотрмультфильмов: «Зимняя сказка», «Примерзли» (из серии «Лунтик»).

Примечание:

1.В занятии могут участвовать персонажи (взрослые).

2.Воспитатель может использовать персонажи кукольного театра.

Ход:

Дети играют. Раздается звук «скрип снега».

Воспитатель: Ребята, вы слышите, какой-то странный звук раздается? Что это может быть?

Дети осматривают помещение, находят за дверью игрушку Снешарика.

Воспитатель: Здравствуй, дружок! Ты кто? Как тебя зовут?

Снешарик: (грустно) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снешарик. Я только сегодня родился – меня слепили ребята из снега.

Воспитатель: Это очень хорошо. Значит у тебя сегодня настоящий день рождения! Но почему ты такой грустный?

Снешарик: Потому, что у меня совсем нет друзей! Ребята слепили меня, замерзли и убежали в детский сад. Я остался совсем один. А я слышал, что день рождения – это когда весело, много друзей, подарков, угощений…

Воспитатель: Что же нам делать, ребята? Как помочь Снешарику? Может оставить Снешарика у нас в группе и играть с ним?

Детей подводят к высказываниям о том, что в группе ему будет плохо, он может растаять.

Воспитатель: Ребята, кажется, мне на телефон пришло какое-то сообщение (Достает телефон, украшенный фольгой). Что это с моим телефоном? Он весь замерз, заледенел? Ой, да это пришло сообщение от самой Зимушки-Зимы!

Включает запись: «Чтобы найти друзей для Снешарика, отгадайте мои загадки:

Спрятала я сундучок под белоснежный колпачок.

Сундучок вы открывайте, скорей загадки отгадайте!»

Воспитатель: Давайте, ребята, хорошо посмотрим, где же в нашей группе белый колпачок, под которым Зима спрятала для нас сундук с загадками?

Дети находят и открывают сундучок. Воспитатель достает конверт с первой загадкой.

Воспитатель: (читает)«С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые… (снежинки)». Воспитатель достает из сундучка игрушку Снежинку и продолжает читать:

«Расскажите, ребята, что вы знаете о снеге. Если расскажите правильно, Снежинка оживет. А чтобы помочь вам я приготовила для вас сюрприз».

Раздается стук в дверь. Помощник заносит в группу емкость со снегом.

Воспитатель: Что приготовила для нас Зима?

Дети: Снег!

Воспитатель: Давайте выполним первое задание. Садитесь за столы.

Дети садятся за столы. Воспитатель раскладывает на столы емкости со снегом для каждого ребенка.

Воспитатель: Давайте положим снег в блюдца (дети накладывают снег в блюдца с помощью совочка).

Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).

Предлагает детям взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? Ребята, мы подержали в руках снег, что на них осталось? (вода) А куда делся снег? (он растаял) Значит, снег – это вода!

Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).

Ребята, у снега есть запах? (дети проверяют) У снега запаха нет.

Скажите, какого цвета снег? (Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета). Если в снег спрятать пуговицу, ее будет видно? Давайте проверим (дети выполняют задание). Снег белый, поэтому пуговицу через снег не видно.

 

Опустите палочку в снег. Легко ли палочка проходит сквозь снег? (ответы детей) Снег рыхлый, в него легко погружаются предметы. Если из снега образовались глубокие сугробы, ходить по ним опасно, можно провалиться.

Интересно, снег может издавать какие-нибудь звуки? (предположения детей) Давайте проверим: возьмем совочек и будем сильно нажимать на снег. Что вы слышите? (Снег хрустит, скрипит).

Посмотрите, пока мы с вами играли со снегом, он растаял и превратился в воду. А вода чистая? Нет. Вот почему нельзя пробовать снег на вкус, несмотря на то, что он кажется очень белым и чистым.

Ребята, давайте скажем, что мы сегодня узнали о снеге, какой он? (холодный, белый, рыхлый, снег тает, хрустит).

Снежинка: Молодцы, ребята, расколдовали вы меня. Теперь я буду подружкой Снешарика. Давайте все вместе поиграем? Превратимся все в снежинки!

Физминутка.

Вправо – влево повернись и в снежинку превратись!

Вьюга кружит раз,

Вьюга кружит два,

Вьюга кружит три,

Волшебная снежинка, на месте замри!

Дети делают плавные движения руками, кружатся. По сигналу «Замри!», останавливаются в красивой позе. Воспитатель выбирает лучшие фигуры снежинок.

Снешарик: Спасибо, ребята! Теперь у меня есть подружка Снежинка! Давайте отгадаем еще одну загадку зимы!

Воспитатель: (читает)

«Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … (снеговик)

Снеговик мой не обычный, синим цветом, не привычным. Если вы отгадаете, как мой снеговичок стал таким, он оживет». Ребята, как вы думаете, как снеговик стал синим?(его раскрасили) Давайте проверим: опустим наши снежные комочки в тарелочку с синей краской. Что происходит? Комочек становится постепенно синим. Снег впитывает воду!

Снеговик: Молодцы, ребята, расколдовали вы меня! Теперь я смогу дружить со Снешариком и Снежинкой. Давайте все вместе поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий!

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим (подбрасывают),

Два – поймаем (приседают, ловят),

Три – уроним (встают, роняют),

И… сломаем (топают).

Снешарик: Теперь у меня есть еще один друг!Спасибо, ребята, что помогли мне справиться со всеми заданиями и найти друзей! Теперь у меня будет настоящий день рождения с новыми друзьями!

Воспитатель: И мы с вами, ребята, станем добрыми друзьями со Снешариком, будем играть с ним, узнаем еще много интересного о снеге и льде.

 

Конспект логопедического занятия с дошкольниками 2 младшей группы

по речевому развитию.

Тема: «Секреты снега»

Цель: Уточнение и закрепление представления детей по теме «Снег».

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать умение подбирать имена существительные к глаголам, однокоренные слова; образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать  и расширять словарь по теме “Зима”, совершенствовать грамматический строй и связную речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, внимание, восприятие, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, воспитывать бережное отношение к природе и интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Игрушки Снежинка, Снеговик (синего цвета), изображение большого и маленького снеговика, картинки с предметами различной величины. 

Раздаточный материал:

Снежинки и листы бумаги по количеству детей спрятаны под снежинкой и раздаются каждому ребенку в течение работы. Бутылка со «снегом» для опыта спрятана за доской. Прозрачная пленка для опыта спрятана под снеговиком. 

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

2. Ход занятия.

Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это наши друзья – Снежинка и Снеговик! Вы уже знакомы с ними? (Да) Тогда давайте поздороваемся с ними! (Здравствуй Снежинка, здравствуй Снеговик). Нашим друзьям очень понравилось с вами играть, но им Зимушка-Зима поручила задания, а они не могут сами справиться. Поможем Снеговику и Снежинке сделать все задания Зимушки-Зимы? (Да) Нас ждут задания, интересные эксперименты и новые знания! Вы готовы? (Да) А узнать, кто же первый покажет нам свое задание, мы можем, разгадав загадку:

Мы его слепили сами:

Разукрасили углями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный. (Снеговик!)

Логопед: Ребята, а из чего сделан снеговик? (Из снега) Правильно ребята, а давайте с вами поиграем в одну игру? (Да)

Игра «Подбери признак»

Логопед: Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?

Дети: Белый, легкий, блестящий…

Логопед: Снежинка какая?

Дети: Легкая, красивая, воздушная.

ЛогопедЗима какая?

Дети: Морозная, холодная, снежная.

Логопед: Посмотрите, пока мы с вами подбирали признаки, к нам пришел еще один гость – Снеговичок.

(На доске большой снеговик и маленький снеговичок)

Логопед: Ребята, у Снеговика и Снеговичка зимой День Рождения! И все друзья подарили им подарки. Но злой ветер раскидал все подарки и теперь Снеговик и Снеговичок не могут разобрать, что кому принадлежит. Нам надо понять, что мы дадим Снеговику, а что Снеговичку.

Дети:

Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.

Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.

Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.

Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.

Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.

Логопед: Молодцы! Мы смогли все подарки отдать в нужные руки! А теперь, давайте сосчитаем все-все подарки, которые есть у них?

Игра «Сосчитай»

Логопед: Сколько снежинок на картине?

Дети: Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок

Логопед: Сколько снеговиков на картине?

Дети: Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.

Логопед: Сколько на картине елочек?

Дети: Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.

Логопед: Сколько на картине синичек?

Дети: Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять синичек.

Логопед: Что-то у меня замерзли руки, пока мы играли со снежными гостями! Давайте немного согреемся?

Физ. Минутка «Мы  снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

Мы снежинки- звездочки

Мы кружились, мы кружились

И на землю тихо сели.

Но  подул вдруг ветерок

Все снежинки он поднял

Мы снежинки, мы - малютки

Мы кружились, мы кружились

И на землю снова сели.

Логопед: Снежинке так понравился наш танец, что она решила подарить нам своих подружек-снежинок, чтобы мы поиграли и с ними!

Формирование воздушной струи.

Каждому ребенку раздается снежинка и кладется на ладошку.

Логопед: На одной ручке у нас с вами лежат снежинки, другой ручкой мы придерживаем непослушные щечки, которые не должны надуваться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки холодным воздухом. Смотрите, наши снежинки полетели!

Дети дуют на снежинки

Логопед: У вас получается отличный ветер! А какой бывает ветер зимой? (Сильный, слабый) Давайте попробуем изобразить ветер. Ветер дует тихо- «ууу»

Дети(тихо): ууу

Логопед: Ветер дует сильно – «УУУ»

Дети (громко): УУУ

Логопед: Послушайте, какое чудесное стихотворение о зиме прочитал нам ветер:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Логопед: О каком состоянии природы идет речь в прочитанном стихотворении? (О снежной буре) Правильно. А как получается снежная буря? (Дует сильный ветер и поднимает снег в воздух) Смотрите! За доской спрятана какая-то бутылка. Да это же снежная буря в бутылке! Не верите? А давайте попробуем подуть в эту бутылку!

Дети поочередно подходят и дуют с бутылку со «снегом».

Логопед: Вот мы с вами и увидели наглядно, как получается снежная буря.

Логопед: Наши гости немного поспорили. Они не могут договориться, какого же цвета снег. Снежинка говорит, что снег белый, а Снеговик говорит, что снег синий. Так кто же прав? Давайте разбираться!

Логопед: Начнем все по-порядку. Из чего состоят снежные сугробы на улице? (из снежинок) Какие они? (маленькие, красивые и т. д.). На что они похожи? (на звездочки, на тоненькие льдинки, они прозрачные)

Аесли каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Пока не совсем понятно. Возьмем в руки пленку. Чем похожа пленка на лед? (гладкая, прозрачная)

Давайте посмотрим через нее на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? (нет) Почему? (она прозрачная).

 

А теперь давайте попробуем сложить нашу “льдинку” в несколько слоев. Для этого мы возьмем много кусочков такой пленки и сложим их в одну кучку.

Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет) Ребята, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет оказывается вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

Ребенок: А почему снеговик синего цвета?

Логопед: Это объяснить теперь совсем просто. Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым.

3. Выводы

Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Вы помогли справиться со всеми заданиями Зимушки-Зимы и помогли Снеговику и Снежинке! Вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: Какие задания вам понравились? (Ответыдетей) Давайте скажем нашим героям «До свидания!» 

Литература к проекту:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.Экспериментирование. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  6. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В.Нищева. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  7. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  11. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2016.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  13. https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626547/
  14. https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673701/
  15. Фотографии из архива педагогов Игнатовой Т.А., Литвяковой С.А. и Рогожкиной С.А..

 

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0005897, 0005898, 0005899

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1920
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.