Проект: «Птицы нашего края»

  пт., 21.06.2019

Автор:

Сотникова Светлана Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ детский сад №158 города Тюмени

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель С.А.Сотникова.               

 Срок реализации: август –декабрь 2018 года.

Тип проекта: групповой.

Актуальность:  Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, они санитары леса, сами служат пищей животным и человеку . Человек наслаждается красотой и пением птиц воспитывая свои эстетические чувства. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод.  Как выживают в холодное время птицы, чем и как мы можем им помочь. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу.. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы – педагоги, даём детям самые элементарные знания о природе, поддерживаем интерес к познанию окружающего мира. Вызываем переживания, т.е. осознание, что мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.

Проблема:

Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна – две. Голодная птица не переносит даже слабые морозы.

Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?

Цель проекта:

® Развитие экологического сознания дошкольников и формирование гуманного отношения к представителям мира птиц через различные виды деятельности.

® Привлечение взрослых и детей к помощи птицам зимой, заботе о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

® Роль человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:

® Расширять и обогащать знания детей о жизни птиц.

® Активизировать словарь детей, мышление в процессе проблемных ситуаций, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

® Совершенствовать уровень накопленных навыков и знаний о взаимодействии людей и птиц.

Формировать экологически грамотному поведению детей по отношению к птицам, чувство ответственности за их состояние и стремление помочь птицам в зимних условиях.

Привлечь детей к совместной деятельности детей и педагогов.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни.

Предполагаемый результат.

У детей.

В ходе работы по проекту дети учатся: 

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь

Приобретают навыки исследовательской работы.

Дети получили новые впечатления, дали возможность узнать новые факты из жизни птиц в разное время года, вызвали интерес к нашим соседям по планете Земля – птицам.

Для педагога.

- Работу по реализации проекта продолжим .

-Организуем наблюдения за птицами в любое время года.

-Продолжим  устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе.

- В работе способствует большой выбор и доступность литературы о птицах, разнообразие видов птиц.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

План проектной деятельности.

1 этап - подготовительный.

 Подбор материала о птицах         (приложение №1)

2) Беседа: « Покормите птиц зимой» (приложение №2)

3) Чтение, заучивание стихов. «Покормите птиц зимой» А.Яншин; «Весенняя гостья» И. Белоусова; «Стрижи» Е.Благинина; «Дятел» Л. Янхин. 

4) Наблюдение за птицами осенью, зимой.

5) Приготовление атрибутов к подвижным  играм: «Ворон на охоте»; «Птицелов». ( маски для птиц, костюмы.) Дети, воспитатели, родители. 

6) Составление кроссворда: «Синичкины загадки» (воспитатели)

7) Изготовление кормушек. (дети, родители)

8) Придумывание сказок и загадок, изготовление книг о птицах. (дети, родители) 

2 Этап – практический.

Придуманная сказка: «Воробей» (придумали сказку и изготовили книгу дети и родители). 

2) Загадки о птицах. (придумали загадки и изготовили книгу дети и родители).

(приложение №3)

 3) Сказки рассказы в группе : «Где чей домик»  Т. Волжена; Русская народная сказка: «Кукушка»; «Чей нос длиннее» Виталий Бианки. «Серая шейка» Д.Н.Мамин - Сибиряк.

4) Рисунки о птицах.

5)Аппликация.

6) Лепим птиц.

7) Викторина: «Птицы наши друзья».  (приложение №4)

  8) Дидактические игры: «Подбери птиц к карточкам времени года»;  « Кто, где живёт»; «Кто как устроен»; «Кто больше»; «Узнай по голосу»;  «Зимующие и перелётные птицы».

9) Подвижные игры:  «Ворон на охоте», «Птицелов», «Гуси – лебеди», «Филин и пташки», «Коршун», «Ястреб и утки», «Соколы и лиса», «Куропатки и охотники», «Дети и петух».

10) Разгадывание кроссворда: «Синичкины загадки».

11) Экскурсия в лес: «Поговорим о птицах»

(приложение №5)

12) «Снежные домики для птиц».

13) Забота о птицах. (подкармливаем птиц зимой.)

3 этап – обобщающий. 

Выставка аппликаций рисунков.

Активное участие родителей в проекте: « Птицы нашего края».

Список использованной литературы:  

  1. Плешаков А.А. «От земли до неба» Атлас- определитель, М., «Просвещение», 2000 г., с. 172-177, 180- 187.
  2. Чередниченко И.П. «Экология 6-7 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2009г., с. 85.

3.  Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А.      Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

4. Безгин Э. статья «Поможем пернатым братьям» журнал Юный натуралист, 2011г.

5. Бейчек В., Штястны К. "Иллюстрированная энциклопедия"

6. Берестов В. статья «Сделать синичник для сада гораздо полезней, чем скворечник», журнал Сад и огород, 2010г.

8. Бокатей А. статья «Лазоревка птица 2011 года», детский журнал, 2011г.

9. Борейко В.Е, Гришко В.Н. «Как помочь птицам»

10. Панов Е.Н. «Механизмы коммуникации у птиц»

7. Смогоржевський Л. «Пернатi друзi»

8. Чельцов-Бебутов А.М. «Экология птиц»

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Беседа с детьми старшей группы.

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать  интерес и  любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть  «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Содержание:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно  птицам, насекомые  в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое! »

Викторина: « Птицы наши друзья»

                                                Задачи:

1 Расширять представления о птицах, узнавать их по голосу и внешнему виду.                                                                                                             

2 Учить детей внятно и чётко произносить словосочетания. Учить называть слова с определённым звуком.                                                                        

3 Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке, оттенки цвета перьев, строение, величину пропорции форм птиц.                                                            

4 Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, способность аналитически сравнивать, выделять характерные существенные признаки птиц.                                                                         

5 Воспитывать стремление аккуратно и красиво выполнять работу.

Игра: «Хочу всё знать» (Родители вместе с детьми делятся на 2 команды и команды отвечают на вопросы поочерёдно)                                                                                                                                      1) Лучший бегун из семейства куриных?                                                                      Варианты ответов:                                                                                                                                                   А) петух.                                                                                                                                                         Б) фазан.                                                                                                                                                       В) глухарь.                                                                                                                                       2) Какое из этих выражений правильное:                                                                        Варианты ответов:                                                                                                               А) слово не воробей….                                                                                                                           Б) курица не птица…..                                                                                                                          В) снегири негири…….                                                                                                                             3)  В какой праздник на Руси принято выпускать птиц?                                          Варианты ответов:                                                                                                                     А) на пасху.                                                                                                                                                      Б) на Иван - Купалу.                                                                                                                                  В) на Благовещенье.                                                                                                                4) Перо, какой птицы использовали люди при письме?                                                  Варианты ответов:                                                                                                                        А) воробей.                                                                                                                                        Б) гусь.                                                                                                                                                      В) аист.                                                                                                                                       Игра: «Добавлялки».                                                                                                        Ач - ач - ач - к нам вернулся грач.                                                                                                                      Ец – ец – ец – нам запел скворец.                                                                                                          Ель – ель – ель – на ветке свиристель.                                                                                                     Ирь – ирь – ирь – прилетел зимой снегирь.                                                                                       Бей – бей - бей – храбрится воробей.                                                                                       Игра: « Узнай по голосу».  (Звучит музыка с голосами птиц, а дети находят картинку с нужной птицей)               

Игра: «Загадки – шутки».                                                                                     

1) может ли страус назвать себя птицей?  ( нет, он не умеет говорить ).         

2) Каким гребешком никто не чешется?  ( петушиным ).                                              

3) Может ли птица чисть носом перья?  ( у неё нет носа ).                                      

 4) В какой сказке птица снесла золотое яйцо?  ( курочка ряба ).                                                             

5) Может ли птица прикусить себе язык?  ( у неё нет зубов ).                      

6) Какой птице свой дом не мил?  (глупой ).                                                                                

7) Какая птица будит нас утром? ( петух ).                                                                     

8) Какая птица быстро бегает, но не летает? ( страус ).                                 

Подвижная игра: «Птицы и коршун». (под музыку)                                                             

Игра: «Назови правильно».  (дети по картинкам на доске определяют в названии каких птиц есть звук (Р) и рисуют этих птиц (родители помогают)).

На доске картинки с птицами: воробей, ворона, сорока, синица, цапля, аист, страус, петух, курица, дятел, сова, скворец.

 Список использованной литературы: 

1.  Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А.      Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

2. Безгин Э. статья «Поможем пернатым братьям» журнал Юный натуралист, 2011г.

3. Бокатей А. статья «Лазоревка птица 2011 года», детский журнал, 2011г.

Экскурсия в лес: «Поговорим о птицах».

Цели:

  • Развитие познавательной активности, инициативы.
  • Углубление экологических знаний
  • Развитие экологического мышления.
  • Познакомить детей с зимующими птицами родного края и организовать подкормку птиц.
  • Формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Птицы в нашей жизни играют большую роль. И не только потому, что приносят большую пользу. Эти маленькие пушистые комочки своим весёлым щебетом поднимают нам настроение, делают нашу жизнь эмоционально богаче, ярче.... За окном осень, на пороге зима- тяжёлое, суровое время для птиц. В это время они очень нуждаются в нашей помощи. Чем же мы можем помочь нашим птахам? Конечно же, подкормить их. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы, но недостаток пищи для птиц губителен. Уже сейчас надо мастерить и развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда был корм. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город

В православном численнике это день священномучеников Зиновия, епископа Эгейского, и сестры его Зиновии. Старинное народное название синицы — «синка», «синюшка», «зинька», «зинзивер» — созвучно этим именам. В народном сознании явление, когда «зиньки» прилетали к жилью, совпало с днем святых Зиновия и Зиновии и в крестьянском календаре церковное наименование дня видоизменилось в «Зиновия-синичника».

Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам, к этому сроку прилетают зимующие птицы — синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герой праздника — синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок и загадок, посвященных этой симпатичной пичуге.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы и поговорки о птичках- синичках? (Ответы детей).

  • Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.                                                     
  • Невеличка синичка, да та же птичка.                                                                  
  •  Синичка — воробью сестричка.                                                                                  
  • Невелика синица, голосок востёр.                                                                 
  • Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!                                                                            
  • Не сули журавля в год, а хоть синичку в рот.                                                               
  • иница в руках лучше соловья в лесу.                                                           
  • Хоть тресни синица, а не быть журавлем.                                                                                   
  •  В сентябре шуба за кафтаном бегает, а синица осень в гости просит.

Наши предки были очень наблюдательны и по поведению птиц определяли погоду.

А кто-нибудь, из вас знает старинные приметы, по которым в старину определяли погоду?(Ответы детей).

  • Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.                                                                
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.                                                               Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.                                                     
  •  Снегирь поёт зимой на снег и вьюгу.                                                                                
  • Ворона кричит зимой – к метели.                                                                               
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.                                                                   
  • Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.                                                   
  • Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.                                                                    Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.                                                                                                     
  • Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

Каких же птиц нам приходится чаще всего видеть зимой? (Ответы детей).

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, горлица кольчатая, ворона, сорока, дятел, сойка, грач, трясогузка.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы выживают только две. Поэтому им необходимо помочь.

Покормите птиц зимой.                                                                                                       

Пусть со всех концов                                                                                                             

К вам слетятся, как домой,                                                                                       

Стайки на крыльцо.                                                                                                

Небогаты их корма.                                                                                                                  

Горсть зерна нужна,                                                                                                     

Горсть одна- И не страшна                                                                                              

Будет им зима.                                                                                                          

 Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.                                                                                                                            

А ведь в нашем сердце есть                                                                                                       

 И для птиц тепло.                                                                                                              

Разве можно забывать:                                                                                              

Улететь могли,                                                                                                         

А остались зимовать                                                                                                          

Заодно с людьми.                                                                                                           

Приучите птиц в мороз                                                                                                              

К своему окну,                                                                                                                  

Чтоб без песен не пришлось                                                                                                           

Нам встречать весну.                                                                                                

А.Яшин.

Как вы думаете, ребята, чем же можно подкормить птиц? (Ответы детей).

Нельзя скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.

Очень опасен ржаной хлеб- он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые ( апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки можно использовать:

  • Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли.                     
  • Шишки, жёлуди, орехи.                                                                                                 
  • Пшено, просо, овёс, пшеница, геркулес(сырые).                                                            
  • Пучки сорных трав- лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.                 
  • Гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины.                                        
  •  Крошки чёрствого пшеничного хлеба.                                                                        
  •  Семена клёна и ясеня.                                                                                                        
  •   Кусочки несолёного сала, мяса, жира.                                                                    
  •  Яблоки

А как вы думаете, как правильно подкармливать птиц? (Ответы детей).

  • Если начали подкармливать птиц в начале зимы, следите за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.                                                                             
  •  Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки).                           
  • Повесить кормушку надо так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны, для которых корма достаточно и на улице.                                                                                                                            
  •  Корм должен быть защищён от непогоды.                                                                    
  •  Кормушку необходимо регулярно чистить.                                                                                            
  • Я надеюсь, что познакомившись с птицами, зимующими в нашем городе, узнав, как правильно развешивать кормушки, как и чем кормить птиц, вы не оставите наших пернатых друзей без помощи. Они действительно наши друзья, стоит только вспомнить о той огромной работе, которую выполняют птицы, избавляя наши сады и леса от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовёртки, моль, майские жуки, клопы. А если говорить о количестве поедаемых вредителей, например, синицами, посчитайте сами. Обычно синичка выводит от 6 до 12 птенцов, причём делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады- огороды не только летом, но и зимой.

Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в небо и помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь- ведь они наши соседи по планете, наши друзья.

Литература:

  1. Пастух Е.Я. «Натуралистическая и сельскохозяйственная работа в Домах пионеров», М., изд. АПН РСФСР, 1960 г., с. 96-97.
  2. Плешаков А.А. «От земли до неба» Атлас- определитель, М., «Просвещение», 2000 г., с. 172-177, 180- 187.
  3. Чередниченко И.П. «Экология 6-7 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2009г., с. 85.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005869

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4757
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.