"Животные нашего края" краткосрочный творческий проект для детей 5-7 лет |
вс., 17.03.2019 |
Автор-составитель:
Прокопенко Галина Витальевна,
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Олененок" г. Новый Уренгой
Цель: формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционально - положительного отношения к природе родного края.
Задачи: 1. углубить и конкретизировать представления о животном мире нашего края. продолжить знакомить с дикими животными и их повадками, приспособлением к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах. Познакомить с Красной книгой Ямала.
2.Поддерживать интерес к деятельности сверстников.
Обсуждение проблемы "Как выжить животным в тундре зимой?":
Воспитатель: что такое тундра?
Дети: тундра - это суша.
Воспитатель: Какое лето и зима в тундре?
Дети: Зима длинная и холодная. Зимой - полярная ночь. Все лето длится день. Лето короткое и не жаркое.
Воспитатель: Что такое мерзлота?
Дети: Лето очень короткое. Земля не успевает прогреться, поэтому земля остается замороженной.
Воспитатель: Хотя тундра суровый край, здесь обитает множество животных и птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба. Что нужно животным, чтобы выжить в холоде?
Дети: нужно быть незаметными, иметь плотную и пушистую шерсть, находить пищу.
Дидактическая игра "Животные тундры"
На столе разложены карточки с изображением животных и птиц. Карточки подобраны так, что среди животных есть те, которые живут в тундре (песец, белый медведь, олень, полярный волк, и т.д.) и те, что живут в средней полосе (бурый медведь, лиса, заяц, лось и т.д.). Точно так же составлен набор карточек с птицами. По условному сигналу дети должны выбрать те карточки, на которых изображены животные и птицы, обитающие в тундре.
Воспитатель: Как вы догадались, что именно эти животные и птицы обитают в тундре?
Дети: Цвет шерсти и перьев птиц белый или с большим количеством белых пятен.
Воспитатель: Почему животные и птицы, обитающие в тундре имеют преимущественно белую окраску?
Дети: белый цвет - маскировочный. Так легче прятаться в заснеженной тундре.
Воспитатель: Для чего прячется белый медведь, полярная куропатка?
Дети: Что бы быть незаметными.
Опыт "Как маскируются животные"
Цель: выяснить, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная пластиковая папка.
Процесс: желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным пластиком.
Итог: желтая птичка исчезла.
Пояснение детям: желтая птичка и красный цвет пластика отражают цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет животного от цвета снега зимой и цвета листвы осенью.
Практическая работа: "Найди зверя или птицу"
Материалы: половинка белого листа бумаги, половинка - рыжеватого; картинки на бумаге различных цветов с изображением животных и птиц, обитающих в тундре.
Задача: "замаскируйся так, чтобы тебя не заметили"
Ход работы: дети вырезают картинки и наклеивают на соответствующий лист.
Решение логической задачи.
Воспитатель предлагает рассмотреть две сюжетные картины на которых изображен полярный волк зимой и летом и ответить на вопросы:
- Кто изображен на картинах?
- Когда это бывает?
- Почему волк кажется летом более худым, даже стройным, чем зимой? (зимой мех у волка пушистый, длинный, густой, хорошо сохраняет тепло, а летом - короткий, более редкий).
- Зачем полярному волку такой мех зимой?
Воспитатель читает детям ненецкую загадку:
"Неизвестный в три погибели согнувшись лежит.
Позовешь на охоту - впереди побежит.
Зверя почует - на весь лес запоет". (Собака)
Пояснение детям: Северные ездовые псы хорошо ходят в упряжках. Мороз им нипочем- шуба у них теплая. Выносливости не занимать. Спят псы на снегу, месяцами и годами едят одну вяленую рыбу - юколу. Согнувшись калачиком на земле, они обязательно прячут свой нос в хвост. Почему? Воздух, находящийся между волосками хвоста, нагревается и в легкие собаки попадает уже теплым.
Предложить детям нарисовать на контурном изображении волка длинный, густой, пушистый мех.
Дидактическая игра "Угадай, чей след"
Воспитатель: Выставить на фланелеграфе (доске) фигурки животных и птиц: белого медведя, оленя, песца, волка, куропатки, и предложить подобрать след животного и птицы
Дети: выполнят задание и сравнивают следы животных.
Воспитатель: Чем след волка отличается от следа оленя? Зачем оленю широкие и плоские копыта?
Дети: Чтобы добывать пищу.
Воспитатель: Удивительное животное - северный олень. Крупное, сильное, неутомимое. День - деньской работает, а распрягут - сам себе еду добывает. Разгребает копытами снег, а там кустистый лишайник - ягель. Им олени и питаются.
Предложить детям изобразить следы оленя, волка , песца на общем листе ватмана с изображением зимней тундры.
Предложить детям изготовить альбом из полученных рисунков; книжки - из сочиненных стихов и сказок.
Обсуждение итогов работы с детьми.
Помочь детям вспомнить и сформулировать проблему, которую они разбирали (Как выжить животным в тундре зимой? Что для это нужно? (нужно быть незаметными, иметь плотную и пушистую шерсть, находить пищу). Подвести детей к постановке новой проблемы: например, придумыванию стихов, сказок о животных тундры.
Данный конспект рассчитан на два занятия.
Динамические паузы воспитатель включает в НОД по мере уставания и потери интереса детей.
Литература
1. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия, М., 1995.
2. Федорова Л.В. Северные родники, Тюмень, 2001.
3. Журавель Н. Краеведение Ямало - Ненецкого автономого округа, Новый Уренгой, 2003.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/prezentaciya-izlozhenie-severniy-olen-klass-1651615.html
https://pandia.ru/text/80/420/10406.php
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/04/10/proekt-s-natsionalno-regionalnym-soderzhaniem-ptitsy
http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000000/st017.shtml
http://stud24.ru/pedagogy/razvitie-i-vospitanie-doshkolnikov/57057-192136-page1.html
https://v-mire-sobak.ru/sovety-sobakovodam/mjorznut-li-sobaki-zimoj.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005639
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Забия | 05.04.2019 20:27 | # | ||
Отличный материал! Спасибо!!! |