Проект «Пять Волшебных лекарей» |
вс., 20.01.2019 |
Автор:
Луфиренко Наталья Анатольевна,
воспитатель МАДОУ Д/С№146 г. Тюмень
Выражение «Ум на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А.Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и ноге. Отсюда информация постепенно передается в мозг ребенка.
Актуальность
Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
В нашем саду МАДОУ Д/С 146 прошел Общесадовский оздоровительный познавательный проект «Мы за ЗОЖ».
Где мы средняя 4 группа «Солнышко» представляли свой краткосрочный оздоровительный проект «Пять волшебных лекарей»
Цель проекта
Стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
Задачи
- Формировать специфические навыки в действиях рук.
-Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.
-Учить правильно держать карандаш.
-Создать копилку игр.
Тип проекта - оздоровительный, кратковременный
Продукт проекта
картотека пальчиковых игр.
картотека игр с использованием нестандартного оборудования
изготовление пособий (массажные коврики.)
консультации для родителей
Показ презентации
Участники -Дети (4-5 лет). педагоги, родители
Проблема
В последние годы речь у детей значительно ухудшилась.
Недостаточная осведомленность родителей о важности кинетических импульсов, передающихся от рук голове.
Наш проект состоял из 3 этапов :
I этап – Предварительный.
Представлял собой встречи с родителями в форме «круглого стола», на которых знакомили с современными и традиционными технологиями в проектной деятельности.
1.Определили цели и задачи проекта.
2. Составили план мероприятий.
3. Обсудили подбор методической литературы.
II этап. Реализация проекта. (Приложение 1,2)
В нашем саду ежедневно проходят утренние гимнастики по разработанному комплексу утренних гимнастик с использованием спортивного оборудования.
Ежедневное проведение бодрящей гимнастики после сна и игровой дыхательной гимнастики (картотека). Самомассаж, массаж рук, ушек, пальчиковая гимнастика (картотека).Закаливающие процедуры (хождение по массажным дорожкам, босохождение
Использовались пальчиковые игры: «Замок», «дерево», «солнышко», «дом», «окно», « собака», «Цветы». Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и загадок. Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук.
Игры с песком и водой, пластилином, «Нетрадиционные пальчиковые игры с прищепками», «Использование массажера «Су-джок» в развитии речи детей».
Игры «Повтори за облачком», «Пройдемся по дорожкам»
Взаимодействие с родителями воспитанников
1.Консультация и папка передвижка для родителей «Су Джок» Что это такое?
2. Консультации и папки передвижки. - «Ум на кончиках пальцев».
3. Папка-передвижка для родителей на тему: «Чтобы хорошо говорить-
надо с ручками дружить»
4 Консультация «Массаж-игры подручными материалами Дома»
Родители в домашних условиях, так же играли с детьми подручными средствами и изготовленными своими руками.
III. Заключительный.
Защита проекта. Дети рассказывали стихи о «лекарях» и показывали стихи руками для детей и с детьми. Показ презентации.
Таким образом, по истечению проекта наш уголок пополнился новыми атрибутами, играми.
Целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей включая родителей, способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, и сохранению здоровья ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Основной этап проекта
Неделя |
Содержание работы |
Работа с родителями |
I |
Зарядка, физминутки Беседа «Зачем нужны руки»,»Знакомство с пальчиками», Знакомство»Су Джок» Игры с массажными мячами. ДИ “Овощи, фрукты» пазл Пальчиковые игры «окно», «собака»,«Капуста»,»Шарик»,»Мячик» Игровое упражнение «Волшебный песок» Работа с соленым тестом |
Консультация для родителей «Су Джок» Что это такое? |
II |
Зарядка, физминутки Чтение рассказа В.Сутеев «Умелые ручки» (Приложение3) Пальчиковые игры «Моем посуду» Игры с мозаикой Игровое упр «Лепим снежинки» Игры с массажными мячами Разучивание стихов руками «Дом», «Снеговик» Лепка на улице «Снеговика» Массаж рук «Су Джок» Рисование пальчиком ДИ «Повтори за облачком» |
Изготовление атрибутов для проекта. Консультация «Ум на кончиках пальцев» |
III |
Зарядка, физминутки Беседа: «Для чего нужна гимнастика?» Игры и стихи с «Су-Джок» Пальчиковые игры «Карандаш»,»Мы по дому помогаем»,солнышко, Снегопад,»Апельсин» Повторение стихов. ДИ «Бусы» ДИ «Веселые прищепки» Игровое упражнение «Узоры из палочек» Игры с «Су-Джок»» Игры с пробками. |
Изготовление игр на развитие мелкой моторики. Консультация «Массаж-игры подручными материалами дома» |
IV |
Зарядка физминутки Д/И «Обжорливые ягоды» Массаж рук «Су Джок» Игровое упражнение «Волшебный песок» Игры с пластилином ДИ «Веселые прищепки» Игровое упражнение «Узоры из палочек» Игры с «Су-Джок»» |
Папка-передвижка для родителей на тему: «Чтобы хорошо говорить- надо с ручками дружить».
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пальчиковые игры
Пальчиковые игры с загадкой |
Действие руками |
«Мячик» Синий бок, красный бок Что за странный колобок? Его бьют а он не плачет Только выше скачет скачет
|
Сложите вместе два кулака |
«Шарик» Круглый и воздушный Ветерку послушный. |
Соединение кончиков пальцев, чтобы получился «шарик» |
«Карандаш» Пишет он когда рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом |
Во время чтения загадки указательным пальцем» рисуем «на столе |
«Подметаем пол» Скручен ,связан По полу пляшет Тут и там машет |
Кончиками растопыренных пальцев водите по столу, словно пометаете пол |
«Солнышко»
|
Пальцы растопырьте, согните в локтях |
«Апельсин» Мы делили апельсин Апельсин всего один. Это долька для кота, Это долька для ежа, Это долька для улитки, Это долька для чижа, Ну а волку-кожура.
|
Поочередно загибают пальчики. Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их. Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху. Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому. Поиграем пальчиками. Выдвигаем Широко раздвигаем пальцы обеих , скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове. Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем. Каждый палец руки поочередно Присоединяем к большому. Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстро м темпе. Медленное движение пальцев безымянных. Имитир. Прыжки мизинцами. Хлопок руками по столу. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат. Пальцы расцепляются, ладони в сторону. Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
|
Деревья |
Согните руки в локтях и высоко поднимите их Пальцы растопырьте |
Дом |
Поднять ладони и соединить кончики пальцев |
«Окно» |
Пальцы указательный и большой соединить двумя руками |
«Цветы» |
Поднять руки ,пальцы каждой руки собраны щепатью-это бутоны |
«Солнышко» Утром раньше всех встает Всем тепло и свет дает |
Пальцы растопырьте, изображая солнце |
«дом» Я хочу построить дом |
Руки сложить домиком, и поднять над головой, |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 В.Сутеев. УМЕЛЫЕ РУЧКИ
рассказ
Поспорили как-то между собой карандаш, ручка и мячик: кто из них лучше.
- Я лучше всех! – сказал карандаш. – Я рисовать умею.
- Нет, я лучше всех! Я писать умею! – сказала ручка.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех. Долго они спорили.
Пришла девочка Катя. Она взяла карандаш и нарисовала картинку.
- Смотрите, какой я молодец! – закричал карандаш. – Как хорошо я рисую!
А Катя взяла ручку и красиво написала: «Милая мама, я тебя люблю!»
Обрадовалась ручка.
- Смотрите, как я красиво написала. Я лучше всех! – сказала она.
А девочка взяла мячик и пошла на улицу.
- Вот как я умею! Вот как! Вот как!
Пришла мама. Она увидела картинку, прочитала записку и посмотрела в окно. На улице Катя играла в мяч.
- Умелые руки у моей дочки. Все она умеет делать, - сказала мама.
ЛИТЕРАТУРА
1.Олеся Жукова «На кончиках пальцев» Сова.Москва.2005
2 Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.
Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3 Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4 Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005386
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf