«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у дошкольников»

  вс., 16.09.2018

Автор:

Клешковских Екатерина Николаевна,

учитель-дефектолог

МБОУ «Начальная школа детский сад № 76» г. Тюмени

 

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами….

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»

Корней Чуковский

Паспорт проекта         

Тема

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у дошкольников»

Авторы

Клешковских  Е.Н.

Вид

исследовательский

Сроки

краткосрочный (18.06.2018 г.-29.06.2018г.)

Возраст детей

5-7 лет

Актуальность

Наиболее актуальными и обсуждаемыми в современном обществе, являются проблемы в сфере экологии. Важной составляющей в сфере решения экологических проблем является экологическое воспитание подрастающего поколения. Фундамент осознанного отношения к окружающей действительности закладывается в дошкольном возрасте: накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %.

Существует множество методов экологического воспитания старших дошкольников. Простейшие опыты,  проводимые в рамках данного проекта,  способствуют развитию познавательной мотивации интереса к миру природы любознательности,  а  также творческой активности детей.

Таким образом,  в процессе экологического воспитания  развиваются  личностные качества ребенка.

Цель

Создание условий для формирования экологической культуры детей, формирование у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе.

Задачи

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
  2. Развивать у детей познавательный интерес в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
  3. Формироватьнавыки мыслительных действий, анализа, синтеза, и др. в процессепознания природной картины мира;
  4. Воспитывать любовь к природе и  стремление защищать ее;
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы.
  7. Учить  проявлять творчество и фантазию при изображении объектов природы;
  8. Воспитывать умение правильно вести себя в природе;

Ресурсное обеспечение (материально-техническое, методические пособия)

  1. Уголок для наблюдений за экспериментами;
  2. Оборудование для организованной образовательной деятельности детей;
  3. Литература: С.Н.Николаева,  Методика экологического воспитания дошкольников; В.В.Ранькова, Т.В.Юдина, Азбука экологического воспитания; В.В.Смирнова,Н.И.Балуева,  Тропинка в природу, В.Н. Волочкова, Экология.Конспкты занятий в старшей группе детского сада, А.И.Иванова, Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Предполагаемые результаты

Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;

У детей развит интерес к явлениям и объектам природы, а также к опытно –экспериментальной деятельности;

Сформировано стремление к исследованию объектов природы.

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, имеют навыки экологически безопасного поведения в природе;

Родители осознают необходимость экологического воспитания детей;

Дети приобрели такие личностные качества как любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Продукты проекта

Цветник на участке детского сада;

Экологическая викторина;

Стенгазета, сделанная совместно с детьми;Выставка детских рисунков и поделок;

Этапы проекта:

1)Подготовительный этап: определение целей и задач проекта, создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы); разработка конспектов,  обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей,разработка картотеки опытов и экспериментов.

2) Основной этап: реализация поставленных задач,  осуществляемая в следующих  основных формах: непосредственно образовательная деятельность;совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником; наблюдение; экспериментирование; труд на участке детского сада и в уголке природы; чтение художественной литературы; беседы и др.

3) Заключительный этап: закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;  продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; подведение итогов и формулирование выводов, обобщение результатов наблюдений в форме плаката с фотографиями детей.

Работа с родителями:

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Так, например, родителям было  предложено   проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий (приложение № 1)

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации  и памятки по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», «Научим ребенка защищать природу»

Экологическая  лаборатория

 Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и   способствует     формированию       основ      научного мировоззрения.   В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Для выполнения этих целей нами была разработана картотека опытов и экспериментов (приложение №2) и конспекты образовательной деятельности по экспериментированию детей 5 -6 лет

Трудовая деятельность в природе

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними.  Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека. (План в приложении № 3)

Экологические стихи и сказки

Стихи  и сказки о воде, воздухе, песке растениях и животных  способствуют развитию эстетического вкуса у детей и воспитанию любви к природе.

Содержательной основой  экологической сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация. Дети переживают за героев сказок, следят за их действиями, встречами с их друзьями и врагами, охотно подключаются к рассуждениям, которые попадают в различные ситуации, и предлагают варианты выходов из них. Детям очень нравятся имена героев этих сказок, они с удовольствием их рисуют, лепят. Сказки помогли дошкольникам узнать много нового об обитателях леса, расширить экологические представления о лесном сообществе. (Приложение №4).

План проекта:

Дата

Вид детской деятельности

Работа с родителями

18.06.

Опыт «Растениям нужна вода солнце и тепло»  (проращивание семян подсолнуха и овса, наблюдение за ростом лука)

Беседа «Как растет все живое…»

Продуктивная деятельность : изготовление поделки «Ромашковое поле»

Памятка «Научим ребенка защищать природу»

19.06

Беседа: «Жители леса»

Опыт «Соленая вода более плотная»

Викторина лесных загадок

Чтение художественной литературы

Домашнее задание: разучить стих о природе

20.06

Опыт «Растения пьют воду»

Чтение художественной литературы

Беседа «Учитесь жалеть и беречь»

Продуктивная деятельность: (аппликация) «Ветка сирени»

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях Домашнее задание: провести  опыт с почвой и водой

21.06

Продуктивная деятельность: (лепка) «Стрекоза»

Чтение художественной литературы

Беседа: «Кто такие насекомые?»

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях Домашнее задание: провести  опыт с почвой и водой

22.06

Опыт «Вода испаряется», «Вода нужна всем»

Чтение художественной литературы

Беседа «Где растения любят жить»

Труд на участке детского сада (посадка цветов в клумбы)

Информационная страничка для родительского уголка: «Вода –источник жизни!»

25.06

Опыт «Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита»

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность: (рисование) «Деревья в лесу»

 

Создание фотоальбома: «Отдыхаем,  не  вредя!»  (семейные фотографии –отдых на природе: парк, лес, на даче).

26.06

Опыт « Воздух повсюду…»

 

Привлечение родителей к пополнению уголка природы

27.06

Опыт «В почве и воде есть воздух»

Беседе «Растения –легкие Земли!»

Чтение художественной литературы

Подготовка материалов для стенда «Берегите природу!»

28.06

Опыт «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Беседа «Земля наш общий дом»

Продуктивная деятельность: (аппликация) «Берегите лес о пожара!»

Оформление газеты «Берегите лес о пожара!»

Подготовка материалов для стенда «Берегите природу!»

29.06

Опыт «Радуга»

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Подведение итогов проекта

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.ОПЫТЫ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Опыт №1. «В почве есть воздух»

Опыт №2. «Загрязнение почвы»

Опыт №3. «Что такое ветер»

Опыт №4. «Свойства воздуха»

Опыт №5. «Бумага намокает»

Опыт №6 «Чудесные спички или как растения пьют воду»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ОПЫТЫ, ПРОВОДИМЫЕ С ДЕТЬМИ В САДУ

Опыт №1. «Вода не имеет формы»

Взять 2-3 предмета, разной формы, определить форму этих предметов. Предложить детям самостоятельно перелить воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, миска и т. д.) . Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода может легко менять форму.

Опыт № 2 «Испаряется  ли вода»

Наливаем в стакан воды и оставляем на несколько дней возле батареи. Каждый день отмечаем уровень воды в стакане.  Вывод: вода испарилась.

Опыт № 3 «Вода нужна всем»

Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Опыт №4 «Растения «пьют» воду»

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

Опыт №5  «Радуга»

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра-круг».

Опыт №6. «Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы»

Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт №7. «Существование воздуха»

1.Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает водаВывод: Воздух прозрачный, невидимый 3.  Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).Вывод: в воде есть воздух

Опыт №8 «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).

Опыт №9. «Воздух повсюду»

«Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Опыт №10 « В почве есть воздух»

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Дата

Вид детской деятельности

18.06.

Прополка огорода.

Цель: учить детей пропалывать огород, используя их знания о культурных и дикорастущих растениях (сорняках); обсудить необходимость и пользу прополку; воспитывать любовь к труду.

19.06

Трудовые поручения: кормление птиц на групповом участке.

Цель: учить детей выбирать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке, аккуратно насыпать корм в кормушки; учить детей проявлять деятельную любовь к птицам

20.06

Дежурство в уголке природы.

Цель: закрепить знания детей о строении растений, особенностях их роста, уход за ними; обращать внимание на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз, цветут; воспитывать интерес к труду, стремление приносить пользу.

21.06

Работа в уголке книги: ремонт книг.

Цель: предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в починке, определить, как можно починить каждую из книг; совершенствовать трудовые навыки детей, побеседовать с детьми о деревьях.

 

22.06

Посадка цветов в клумбы

Цель: учить детей готовить землю для посадки; совершенствовать умения детей, связанные с использованием детского инвентаря.

 

25.06

Уборка на групповом участке.

Цель: воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

26.06

Дежурство в уголке природы

Цель научить детей правильно рыхлить почву, не повредив корневую систему растения,  обсудить с детьми, как нужно правильно поливать цветы; рассказать, что такое правильная дозированная поливка, почему одинаково опасен недостаток и избыток воды.

27.06

Хозяйственно – бытовой труд: «Чистые подоконники».

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать; развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой; воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

28.06

Хозяйственно-бытовой труд: наводим порядок в кукольном уголке

Цель: обратить внимание на такое свойство воды как испарение, учить рационально использовать воду в хозяйстве

29.06

Коллективный труд в природе: расчищаем площадку малышей.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь младшим ребятам, выбирать рациональные формы работы, распределять инвентарь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ (материалы интернет сайтов)

Водяной

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной. Никто не водится со мной В моём пруду – болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то Вокруг меня жестянки, Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -Покинули подружки. Эх, жизнь моя…»Услышали печальную песню дети:- Как это? Почему в пруду склянки?  А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно.  От  воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:- Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить. Жалко стало детям  несчастного Водяного.

- Без чистой воды он погибнет, -  решили ребята. – Нужно вернуть этому месту  былую чистоту и красоту. А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву. Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь. Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими  сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди  шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.  Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком -  был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

 Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды. А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши  и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость. Всё это было. Но было, кажется, так давно! За столько лет Капелька многое повидала.  Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее. «А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Сказка о месте где нет воды

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…Сильнее стало припекать солнце.

- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне. Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке. Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ. Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.- Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя  нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики.  Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца. Надоела жара. А Дождя всё не было.

- Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

- А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

 А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком  лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:- Помогу лужайке и её обитателям! Нахмурилось Облачко и превратилось…в  дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо. Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём. Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ  и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушкиОн вскочил на тоненькие лапки и закричал:- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!Но никто не отозвался.- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.- Но ведь с неба  часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!- Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

- Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок. А про себя подумал:

- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера. Жили уже тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу. Раз пошёл Старик к озеру. Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною .Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором, и было его тут видимо-невидимо.В третий раз закинул он невод – показалась из воды старая автомобильная шина. Удивился Старик, испугался: «Тридцать лет я рыбачил и три года, а такого ни разу не лавливал.Раньше-то всё рыбка попадалась». Хотел  уж было Старик воротиться к своей Старухе , да услышал за спиной всплеск слабый. Вновь закинул Старик в воду невод. Пришёл невод с одной Рыбкою. С непростою Рыбкою – еле живою. Как тут взмолится Рыбка! Голосом молвит человечьим: «Спаси, старче, озеро наше,  сохрани живым для потомков».

Задумался Старик: «Жил я у озера тридцать лет и три годаи  не ведал, что творится у самого моего порога.

 Уничтожали озеро постепенно, сваливая мусор у берегов, забрасывая его в прозрачную воду и не думая о том, что губят озеро и его обитателей». Отбросил Старик невод, собрал вдоль берегов банки, бутылки, бумагу и целлофановые пакеты, выкатил из воды автомобильные шины. Стал он кликать Рыбку. Приплыла к нему Рыбка, но ничего не сказала, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое озеро.  И с тех пор приходит Старик к озеру, но не рыбачить, а охранять покой Рыбки, ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.

Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

 Маленькие путешественницы

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:

- Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.

Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.

«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни».

Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».

Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.

Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.

Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:

- Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.

Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.

- Как красиво! – полюбовались они своей работой.

Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек. Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.

Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?

Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.

Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.

- Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку.

Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.

- В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!

А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.

Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.

Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.

 Кролик и зайчиха

Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?

Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.

Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.

- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.

- Пуфик, - весело ответил кролик.

- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?

- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.

- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?

- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.

- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?

Как вы думаете, что ответил кролик?

- Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.

- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.

- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета.

- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.

Почему кролики не умеют запутывать следы?

- Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?

- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.

- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.

Почему окраска кроликов не меняется?

- Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.

- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.

- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?

- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.

- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!

- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.

- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.

Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.

- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой.

- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.

- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.

Зачем зайчиха Вета побежала в огород?

Кого Вета встретила в огороде?

Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.

Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.

Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.

И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.

Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.

- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!

Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:

- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.

Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.

Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.

- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.

В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.

- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?

- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.

Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.

- нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.

В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.

- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?

- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.

Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.

Делать нечего! И скворушка полетел дальше.

На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.

День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.

- папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!

- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.

На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.

Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.

Катя и божья коровка

Эта история произошла с девочкой Катей.

В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.

Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.

Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?

- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.

- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

Как вы думаете, что ответила божья коровка

- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.

- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.

И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?

- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.

- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.

- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.

- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.

- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.

В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.

- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.

- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!

Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.

- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.

Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.

  "Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005325

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Анастасия 08.12.2018 16:21 #
Очень интересный проект, все понятно и грамотно составленно. Обязательно проведу совместно со своими воспитанниками.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6238
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.