Проект мини-музей по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Край любимой мой – ЯМАЛ» |
вт., 22.05.2018 |
Авторы:
Ванцына Н.В., Гебекова С.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» Журавушка»
Г. Новый Уренгой
Проект
мини-музей по познавательному развитию детейстаршего дошкольного возраста
«Край любимой мой – ЯМАЛ»
Из простых ручейков
Океан наполняется.
А любовь к своей Родине-
С родников начинается.
Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.
Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и
привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо,
беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и
организацию доступной деятельности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими
социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с
любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников
с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим
своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать
воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в
информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом,
его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный
временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к
богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с
окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на
общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к
Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области
действительности, так и отношения к ним , что соответствует одному из принципов личностно-
ориентированной
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет
возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,
обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое
имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории,
культуре, обычаем и традициям родного края.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за
«малую» Родину
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в
городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и
отражать это в своей деятельности.
- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к
родному краю.
- Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве народных умельцев,
в устном народном творчестве.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед,
экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных
писателей и художников.
Условия реализации проекта
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный
образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой
программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного
перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно-
историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание
условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение
личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным
наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе
родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои
чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов,
изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по
благоустройству города, охране природы и т.д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность
окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с
жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию
личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея
русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
передаваться детям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методическая литература:
- · Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое
пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» Санкт-Петербург 2005г.
2. Научно популярная литература для воспитателей:
- · Барков А. «Кто на Севере живет».
- · М.Болобан. «Ознакомление дошкольников с традициями народов Севера». Ж. «
Дошкольное воспитание» №12, 1989г.
- · Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и
педагогов.– Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1999.
- · Костюченов В.Н. «В мире целебных растений» - Смоленское обл. книжное
издательство «Смядынь», 1995.
- · Миловский А.С. «Песнь жар-птицы»: Рассказы о народных праздниках. - М.:»Детская
литература».,1987.
- · Преловский А. «Сибирские истоки». М.: Молодая гвардия. 1984.
- · Селезнева З.Л « Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера». Ж»
Дошкольное воспитание»№8.
- · Сангин. В. М. «Второе рождение»: Произведения зачинателей литератур народностей
Севера и Дальнего Востока. М.: - Современник, 1983.
- · Тишков В.А. «Народы России»:/ энциклопедия/ - М.: Большая российская
энциклопедия.
- · Шаламов М. Золотая чаша: Сказки - Пермь: Стрелец,1996.
- · Шебеко. А. «Съедобные растения тундры» Полярный круг. Издательство «Мысль»
1986.
Скачать полную версию проекта мини музей.docx (31.39 КБ)
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf