«Эта удивительная Арктика» экологический познавательный проект |
пн., 15.01.2018 |
Авторы:
Муравенкова Антонина Алексеевна,
Высшая квалификационная категория,
стаж работы воспитателем 37 лет;
Притчина Наталья Викторовна ,
Первая квалификационная категория,
стаж работы воспитателем 22 года.
воспитатели МАДОУ д/с № 146 города Тюмени
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта: группа детей, воспитатели, родители;
Срок реализации проекта: среднесрочный (1месяц);
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это формирование у них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать экологические основы сознания и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Цель проекта: Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
«Познавательное развитие»: Познакомить детей с Арктикой; особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками. Расширить представления о жизни людей в суровых условиях Арктики: научные и метеорологические станции, разработка месторождений нефти. Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Развивать интерес к географическим маршрутам.
«Речевое развитие» Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, нарвал, морж, тюлень, белуха и т.д. Закрепить названия детенышей животных. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.
«Социально- коммуникативное развитие» Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности. Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты. Развивать экологическое мышление.
«Художественно- эстетическое развитие» Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы, способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
«Физическое развитие» Создавать условия для развития двигательных умений каждого ребенка. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируется представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля.
- Дети узнают о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, (толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть), защита от врагов (белый окрас шерсти).
- Дети научатся различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей (морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык – телёнок, нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру, способам передвижения, строению жилища.
- У детей сформируется познавательный интерес к окружающему миру, представление о гуманном поведении и отношении к животному миру.
- Дети научатся совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Этапы реализации проекта.
1 этап «Выбор темы или планирование»
Что вы знаете |
Что вы хотите узнать |
Как можно узнать об этом |
Что в Арктике всегда холодно |
Где находится Арктика? |
Спросить у взрослых, Посмотреть на глобусе, прочитать в энциклопедии |
|
Бывает ли в Арктике лето? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
Что в Арктике живет белый медведь |
Какие еще животные живут в Арктике? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
|
Почему у большинства животных белый окрас? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться самому. |
|
Что помогает животным Арктики спасаться от холода. |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, вести опыт. |
|
Есть ли в Арктике растительность? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
|
Чем питаются животные Арктики и тундры? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
Что в Арктике бывает северное сияние. |
Как оно появляется? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
|
Живут ли в Арктике люди? |
Попросить родителей рассказать о профессии повара, прочитать книги. |
|
«Кто такие полярники –метеорологи»? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
|
Каким должен быть полярник? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться. |
|
Какие проблемы существуют в Арктике? |
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии. |
2 этап «Сбор сведений»
Создать развивающую среду:
- Просмотр видеофильмов: «Арктика», «Жизнь, где мороз»
- Уголок книги: Н. Сладков. «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «В тундре», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»; Г. Банару «Там, где всегда мороз»
- Создание выставки на тему «Что я знаю об Арктике»
- Создание макета «Животный мир Арктики»
- Выставка поделок из различного материала на тему «Хозяин льдов»
- Внесение в группу картин на тему «Эта далекая Арктика»: «Ледокол», «Метеорологическая станция», «Полярная экспедиция». Создание и внесение дидактических и настольных игр: «Животные Арктики», «Птицы, звери, рыбы», «Найди лишнего», «Найди свою маму», «Семья животных», «Охрана природы», «Собери пазл».
- Сюжетно-ролевые игры: «К нам приехал зоопарк» (создание вольеров для животных, классификация по среде обитания); «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов), «Полярные исследователи»,
- Подвижные игры: «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод» «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух».
Создание родителями с детьми презентаций на тему: «Арктика», «Проблемы Арктики»
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие :
Рассматривание иллюстраций, фотографий арктических пейзажей, животных. Образовательная деятельность: «Путешествие в царство снега и льда», «Наши соседи – белые медведи», «Прогулка по крайнему Северу», «Почему Арктика белая»
Речевое развитие: Составление описательных рассказов о животных «Жители Арктики», «Животное, которое мне понравилось» , «У кого какое жилище». Придумывание загадок об арктических животных,
Художественное чтение чтение Н. Сладков. «Во Льдах», «Птичий базар», , « В тундре», « Под снегом», «Загадочные истории» Г. Банару. «Там, где всегда мороз».
Художественное творчество:
- лепка из соленого теста: « Хозяин белой пустыни»
- оригами: «Белый медведь».
- рисование: «Полярный медведь», «Арктический пейзаж», «Северное сияние»;
- коллективная аппликация: «Животные Арктики», коллаж «Арктика бескрайняя».
- пластилинография: «Моржи на льдине»
Самостоятельная деятельность детей.
Дидактические упражнения «О ком я говорю», «Кто где живет и чем питается», «Найди лишнего».
Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов), «Полярные исследователи» (экспериментирование, опыты), «Зоопарк» (размещение животных по климатическим зонам), «Собираемся в экспедицию» ( Медицинский осмотр, физическая подготовка» , «Заповедник» (животные из «Красной книги»
Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод» Ситуации: «Если б я попал на Северный полюс», «Поможем животным Арктики», «Экологические проблемы Арктики»,
Взаимодействие с семьей.
- Подбор стихов, загадок, иллюстраций о животных и растениях Арктики с последующим оформлением альбома «Арктика»
- организация выставки «Животный мир Арктики»
- рекомендации :
- Познакомить детей с проблемами Арктики.
- Узнать какие растения и животные занесены в Красную книгу.
- Узнать интересные факты об Арктике и поделиться с детьми.
3 этап «Выбор проекта как продукта творческой деятельности»
Детям хочется побывать в Арктике.
4 этап «Реализация проектов»
- Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие а Арктику» (приложение 1).
- Совместная продуктивная деятельность в семье (поделки на тему «Арктика»).
5 этап Презентация проекта.
Квест - игра «Проблемы Арктики»
Цель: Закрепление представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры.
Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, мольберт, географическая карта мира, презентация со слайдами, разрезные картинки, стрелки их самоклеющейся бумаги, 2 тазика с водой, полоски бумаги смазанные жиром и обычные (по количеству детей), влажные салфетки, льдины, картинки с изображением животных и их детенышей (по количеству детей), мусор, обручи, мячи, краски, кисти, подставки под кисти тонированная бумага, оргстекло (по количеству детей), музыкальные
Ход
(В группе)
Воспитатель:
- Ребята, вчера в Интернете я нашла информацию о том, что в Арктику отправляется экспедиция ученых.
- Вы знаете, кто такие ученые?
- Для проведения исследований им нужны помощники.
- Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (это самая северная точка земли).
- Давайте обратимся к глобусу.
- Кто может показать Арктику на глобусе?
- Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода. (холодная, ветреная, морозная..)
- Ребята, некоторые животные Арктики занесены в Красную книгу. В ходе экспедиции, мы поможем ученым узнать какие это животные и чем можно им помочь. За каждое выполненное задание вы будете получать пазл.
- Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно выяснить каких животных мы там встретим.
- Пока ребята это выясняют, мамам и папам предстоит разгадать кроссворд
- «Разгадайте кроссворд» (кроссворд на мольберте)
1. Северный Ледовитый … (Океан.)
2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)
3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)
4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)
5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)
6. Когда птиц много и все кричат, как называют? (Птичий базар.)
7. Здесь живет Умка (Арктика)
Игра Пазлы - животные
(пазлы, части какого-то животного, пронумерованные на обратной стороне от 1 до 7. на полу разложены 7 льдин из – пенопласта с номером)
- Вам нужно объединиться в группы вокруг соответствующей льдины, выложить, назвать животное и рассказать о нем.
- Рассмотрите внимательно получившихся животных и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? ( белый окрас - белый цвет льдин)
- Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).
- Почему обитателям Арктики не страшен сильный мороз?(у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть).
- Давайте проверим это предположение:
- Первая группа опускает в воду обычные полоски бумаги.
- Вторая группа опускает в воду полоски бумаги, смазанные жиром.
- Как вы думаете, ребята, что нам необходимо для того, чтобы пойти по правильному пути? (карта)
- Отлично. А теперь, выясним как справились с заданием родители.
(родители читают вопрос и ответ)
Ребята, все верно?
- Тогда за эти задания вы получаете 2 пазла.
- Ну что ж, а теперь давайте рассмотрим карту и определим маршрут экспедиции.
- Прежде чем отправиться в путь, давайте сделаем массаж: (массаж биологически активных зон)
Самомассаж
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживание шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать. Надо носик растирать
( указательным пальцем растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладываем ко лбу ладони « козырьком» и растираем его движениями « в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).
Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна!
( потирают обе ладони).
- Ну что же теперь можно отправляться в путь.
- Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта.
(дети изображают самолет – двигаются в спортивный зал)
- А вот и Арктика
- Ребята, посмотрите здесь чьи-то следы.
- Давайте пойдём по ним, и узнаем кому они принадлежат
(дети идут по следу и видят медведя сидящего на льдине с мусором)
- Белый Медведь:
- Дети, а вы знаете, почему так много мусора в Арктике?
Рассказы детей:
- Люди загрязняют Арктику.
- Моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают пакеты.
- Киты могут проглотить даже железные банки и от этого погибнуть.
- Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.
- Охота, рыболовство, браконьерство привели к исчезновению многих животных, именно поэтому они занесены в Красную книгу.
- Ребята, как мы можем помочь природе Арктики ? (убрать мусор)
Эстафета: «Кто быстрее уберет мусор»
(Дети и родители делятся на две команды. Родители перекладывают две льдинки, а дети бегут по ним, берут по одному предмету и возвращаются обратно бегом, передовая эстафету другому)
- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.
- Во время снежной бури перепутались все детёныши у животных. Помогите им.
Игра: « Найди детёныша» (игра с логопедом)
(дети работают в парах: 15 животных + 15 детенышей) Каждый ребенок берет по 1 карточке и находят друг друга: морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык - телёнок….)
- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.
Медведь благодарит детей и в это время слышится крик Умки:
Умка: - Мама…
Медведь: - Ой, это же Умка, что с ним случилось, бежим его спасать.
(дети с медведем бегут на крик в музыкальный зал)
Умка: - Посмотрите, я хотел показать вам это чудо (на экране северное сияние)
- Вы знаете, как это называется? (северное сияние)
Муз. рук. Наши девочки могут показать северное сияние.
Танец: «Северное сияние» (с тканью)
Дети и родители играют на музыкальных инструментах стоя по кругу (колокольчики, металлофон, треугольники)
- Ну вот и еще один пазл.
Игра с психологом: игра в кругу «Не урони мяч», «Передай обруч, не разжимая рук» (игры на сплочения коллектива)
- Ну что ж давайте сложим пазлы и назовем животных, которые занесены в Красную книгу?
(морж, нарвал, гренландский кит, белый медведь, белая сова– коллаж )
- Вот ребята и настала пора возвращаться в детский сад.
- Занимаем свои места в самолете, пристегнулись, и возвращаемся домой.
- Ну вот, мы снова вернулись в наш детский сад.
- Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику?
- Какое задание было самым трудным для вас и почему?
Педагог по изо:
- Я услышала, что многим запомнилось Северное сияние. Давайте попробуем изобразить его на стекле. А родители в это время изобразят арктических животных.
Образовательный эффект от проектной деятельности:
Дети:
- сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;
- узнали о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);
- научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей. (Морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык – телёнок, нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру, способам передвижения, строению жилища;
- сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о гуманном поведении в природе;
- дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Родители:
- в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогом и опыт взаимодействия со своим ребенком;
- сформировалось представление о том, что рядом сними, при их поддержке и участии, каждый ребенок становится успешным, уверенным в своих знаниях, умениях, силах.
Педагог:
- Выявила имеющиеся у детей знания, умения, навыки по данной теме.
- Развили умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами.
- Расширили и активизировали лексический словарь (айсберг, северное сияние, экспедиция, касатка, белуха, нарвал)
- Воспитали готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность.
- Познакомили с проектом в нашей стране по защите Арктических животных.
Проект лично контролируется президентом В.В Путиным.
- Воспитали бережное отношение к представителям животного мира планеты.
Список литературы:
Алябьева Е.А «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» М 2005г
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М 1990г
Горбатенко «Система экологического воспитания» , 2007г
Иванов Ю.И, Михайлова Э.И «Играйте на здоровье», 1991г
Логинова В.И. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста, 1990г
Мир вокруг нас «Географический атлас для детей» , 1990г
Михайленко М. «От края до края»
Сладков Н «Белая Земля», «Во льдах», «Птичий базар»
Сорокина А.И «Дидактические игры в детском саду», 1992г
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» , 2011г
Флинт В. «Животные севера»
"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004668-0004669
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf