«Эта удивительная Арктика» экологический познавательный проект

  пн., 15.01.2018

Авторы:

Муравенкова Антонина Алексеевна,

Высшая квалификационная категория,

 стаж работы воспитателем 37 лет;

Притчина Наталья Викторовна ,

  Первая квалификационная категория,

 стаж работы воспитателем 22 года. 

воспитатели МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: группа детей, воспитатели, родители;

Срок реализации проекта: среднесрочный (1месяц);

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это формирование у  них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать  экологические основы сознания  и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

Цель проекта: Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям.  Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

«Познавательное развитие»: Познакомить детей с Арктикой;  особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками. Расширить  представления  о жизни людей в суровых условиях Арктики: научные и метеорологические станции, разработка месторождений нефти. Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Развивать интерес к географическим маршрутам.

«Речевое развитие» Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить  речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, нарвал, морж, тюлень, белуха и т.д. Закрепить названия детенышей животных. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.

 «Социально- коммуникативное развитие» Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности  от участия в совместной деятельности.  Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты. Развивать экологическое мышление.

 «Художественно- эстетическое развитие» Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы,  способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности. Поддерживать инициативу детей в импровизации.

«Физическое развитие» Создавать условия для развития  двигательных умений каждого ребенка. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Предполагаемый результат:

-  У детей сформируется представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля.

- Дети узнают о многообразии животного мира в Арктике, о том,  как животные   приспосабливаются к  суровому арктическому климату и среде обитания, (толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть), защита от врагов (белый окрас шерсти).

- Дети научатся различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей (морж – моржонок, тюлень -  белёк, овцебык – телёнок,  нарвал – белек,  песец - щенок).  Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру,  способам передвижения, строению жилища.

- У детей сформируется познавательный интерес к окружающему миру, представление о  гуманном  поведении и отношении к животному миру.

- Дети научатся совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.

Этапы  реализации  проекта.

1 этап «Выбор темы или планирование»

Что вы знаете

Что вы хотите узнать

Как можно узнать об этом

Что в Арктике всегда холодно

Где находится Арктика?

Спросить у взрослых, Посмотреть на глобусе, прочитать в  энциклопедии

 

Бывает ли в Арктике лето?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

Что в Арктике живет белый медведь

Какие еще животные живут в Арктике?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

 

Почему у большинства животных белый окрас?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться самому.

 

Что помогает животным Арктики спасаться от холода.

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, вести опыт.

 

Есть ли в Арктике растительность?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

 

Чем питаются животные Арктики и тундры?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

Что в Арктике бывает северное сияние.

Как оно появляется?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

 

Живут ли в Арктике люди?

Попросить родителей  рассказать о профессии повара, прочитать книги.

 

«Кто такие полярники –метеорологи»?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в  энциклопедии.

 

Каким должен быть полярник?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в  энциклопедии, догадаться.

 

Какие проблемы существуют в Арктике?

Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.

 

 2 этап «Сбор сведений»

Создать развивающую среду:

- Просмотр видеофильмов: «Арктика», «Жизнь, где мороз»                                                                                                                          

 - Уголок книги:  Н. Сладков. «Во   льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах»,   «В тундре», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»;  Г. Банару «Там, где всегда мороз»

-  Создание выставки на тему «Что я знаю об Арктике»

- Создание макета «Животный мир Арктики»

- Выставка поделок из различного материала на тему «Хозяин льдов»

     - Внесение в группу картин на тему  «Эта далекая Арктика»: «Ледокол», «Метеорологическая станция», «Полярная экспедиция».                                                              Создание и внесение дидактических и настольных игр: «Животные Арктики», «Птицы, звери, рыбы», «Найди лишнего», «Найди свою маму», «Семья животных», «Охрана природы», «Собери пазл».                                                                                                                                    

- Сюжетно-ролевые игры: «К нам приехал зоопарк» (создание вольеров для животных, классификация по среде обитания); «Арктическая  исследовательская станция»  (с различными видами  конструкторов), «Полярные исследователи»,            

- Подвижные игры: «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод» «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух».

Создание родителями с детьми презентаций на тему: «Арктика», «Проблемы Арктики»

Образовательная деятельность.

Познавательное развитие :

Рассматривание иллюстраций, фотографий арктических пейзажей, животных.                                                                                                                                                                                                                               Образовательная деятельность: «Путешествие в царство снега и льда»,  «Наши соседи – белые медведи», «Прогулка по крайнему Северу», «Почему Арктика белая»                                                                                                     

Речевое развитие:                                                                                                       Составление описательных рассказов о животных «Жители  Арктики», «Животное, которое мне понравилось» , «У кого какое жилище». Придумывание загадок об арктических животных,                                                                                         

Художественное чтение   чтение  Н. Сладков. «Во   Льдах», «Птичий базар», ,   « В тундре», « Под снегом», «Загадочные истории»  Г. Банару. «Там, где всегда мороз».                                                                                                          

Художественное творчество:

 - лепка из соленого теста: « Хозяин белой пустыни»

- оригами: «Белый медведь».

- рисование: «Полярный медведь»,  «Арктический пейзаж», «Северное сияние»;

- коллективная аппликация: «Животные Арктики», коллаж «Арктика бескрайняя».

- пластилинография:  «Моржи на льдине»

Самостоятельная деятельность детей.                                                               

Дидактические   упражнения «О ком я говорю», «Кто где живет и чем питается»,  «Найди лишнего».                                                                                                    

Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая  исследовательская станция»  (с различными видами  конструкторов), «Полярные исследователи» (экспериментирование, опыты), «Зоопарк» (размещение животных по климатическим зонам), «Собираемся в экспедицию» ( Медицинский осмотр, физическая подготовка» , «Заповедник» (животные из «Красной книги»                                                                                             

Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод»                                                                                          Ситуации: «Если б я попал на Северный полюс», «Поможем животным Арктики», «Экологические проблемы Арктики»,

Взаимодействие с семьей.

- Подбор стихов, загадок, иллюстраций о животных и растениях Арктики с последующим оформлением альбома «Арктика»                                                                                         

- организация выставки  «Животный мир Арктики»                                                                                 

- рекомендации :

  • Познакомить детей с проблемами Арктики.                                                                               
  • Узнать какие растения и животные занесены в Красную книгу.                                                                                   
  • Узнать интересные факты об Арктике и поделиться с детьми.

3 этап «Выбор проекта как продукта творческой деятельности»

Детям хочется побывать в Арктике.

4 этап «Реализация проектов»

  1. Интегрированная образовательная деятельность на тему:  «Путешествие а Арктику» (приложение 1).
  2. Совместная продуктивная деятельность в семье (поделки на тему «Арктика»).

5 этап  Презентация проекта.

Квест - игра   «Проблемы  Арктики»

Цель: Закрепление  представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям.  Формирование основ экологической культуры.

Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, мольберт, географическая карта мира, презентация со слайдами, разрезные картинки, стрелки их самоклеющейся бумаги, 2 тазика с водой, полоски бумаги смазанные жиром и обычные (по количеству детей), влажные салфетки, льдины, картинки с изображением животных и их детенышей (по количеству детей), мусор, обручи, мячи, краски, кисти, подставки под кисти тонированная бумага, оргстекло (по количеству детей), музыкальные

Ход

(В группе)

Воспитатель:

- Ребята, вчера в Интернете я нашла информацию о том,  что в Арктику  отправляется экспедиция ученых.

-  Вы знаете, кто такие ученые?

-  Для проведения исследований  им нужны помощники.

- Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (это самая  северная точка земли).

- Давайте обратимся к глобусу.

-  Кто может показать Арктику на глобусе?

-  Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода.  (холодная, ветреная, морозная..)

-   Ребята, некоторые животные Арктики занесены в Красную книгу. В ходе экспедиции,  мы поможем  ученым узнать какие это животные и чем  можно им помочь. За каждое выполненное задание вы будете получать пазл.

-  Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно выяснить каких  животных мы  там встретим.

- Пока  ребята это  выясняют, мамам и папам предстоит разгадать кроссворд

- «Разгадайте кроссворд»  (кроссворд на мольберте)

1. Северный Ледовитый … (Океан.)

2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)

3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)

4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)

5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)

6. Когда птиц много и все кричат, как называют? (Птичий базар.)

7. Здесь живет Умка (Арктика)

Игра Пазлы -  животные

(пазлы, части какого-то животного,  пронумерованные на обратной стороне от 1 до 7. на полу разложены 7 льдин из – пенопласта  с номером)

- Вам нужно объединиться в группы вокруг соответствующей льдины, выложить, назвать животное и рассказать о нем.

- Рассмотрите внимательно получившихся животных и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? ( белый окрас - белый цвет льдин)

- Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).

- Почему обитателям Арктики не страшен сильный мороз?(у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть).

 - Давайте проверим это предположение:

- Первая группа опускает  в воду обычные полоски бумаги.

- Вторая группа опускает  в воду полоски бумаги,  смазанные жиром.

- Как вы думаете, ребята, что нам необходимо для того, чтобы  пойти по правильному пути? (карта)

- Отлично. А теперь, выясним как справились с заданием родители.

(родители читают вопрос и ответ)

Ребята, все верно?

-  Тогда за эти задания вы получаете 2 пазла.

- Ну что ж, а теперь давайте  рассмотрим карту и определим маршрут экспедиции.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте сделаем массаж: (массаж биологически активных зон)

Самомассаж

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживание шеи сверху вниз)

Чтоб не кашлять,  не чихать. Надо носик растирать

( указательным пальцем растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладываем ко лбу ладони « козырьком» и растираем его движениями « в стороны – вместе»)

 «Вилку» пальчиками  сделай, массируй ушки ты и шею

(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки  впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна!

( потирают обе ладони).

-  Ну что же теперь можно отправляться в путь.

- Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта.

(дети изображают самолет – двигаются в спортивный зал)

 -  А вот и Арктика

  - Ребята, посмотрите здесь чьи-то следы.

- Давайте пойдём по ним, и узнаем кому они принадлежат

(дети идут  по следу и видят медведя сидящего на льдине с мусором)

- Белый Медведь:

- Дети, а вы знаете, почему  так много мусора в Арктике?  

Рассказы детей:

- Люди загрязняют Арктику.

- Моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают пакеты.

- Киты могут проглотить даже железные банки и от этого погибнуть.

- Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного  к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.

- Охота, рыболовство, браконьерство привели к исчезновению многих животных, именно поэтому они занесены в Красную книгу.

- Ребята, как мы можем помочь природе Арктики ?  (убрать мусор)

Эстафета: «Кто быстрее уберет мусор»

(Дети и родители делятся на две команды. Родители перекладывают две льдинки, а дети бегут по ним, берут по одному предмету и возвращаются обратно бегом, передовая эстафету другому)

- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.

- Во время снежной бури перепутались все детёныши у животных. Помогите им.

Игра: « Найди детёныша» (игра с логопедом)

(дети работают в парах: 15 животных + 15 детенышей) Каждый ребенок берет по 1 карточке и находят друг друга: морж – моржонок, тюлень -  белёк, овцебык - телёнок….)

- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.

Медведь благодарит детей и в это время слышится крик Умки:

Умка: - Мама…

Медведь: -  Ой, это же Умка, что с ним случилось, бежим его спасать.

(дети с медведем бегут на крик в музыкальный зал)

Умка: - Посмотрите, я хотел показать вам это чудо (на экране северное сияние)

 - Вы знаете, как это называется? (северное сияние)

Муз. рук. Наши девочки могут показать северное сияние.

Танец: «Северное сияние» (с тканью)

Дети и родители  играют на музыкальных инструментах стоя по кругу (колокольчики, металлофон, треугольники)

- Ну вот и еще один пазл.

Игра с психологом: игра в кругу «Не урони мяч», «Передай обруч, не разжимая рук» (игры на сплочения коллектива)

- Ну что ж давайте сложим пазлы и назовем  животных, которые занесены в Красную книгу?

(морж, нарвал, гренландский кит, белый медведь, белая сова– коллаж )

- Вот ребята  и настала пора возвращаться в детский сад.

-  Занимаем свои места в самолете, пристегнулись,  и возвращаемся домой.

- Ну вот, мы снова вернулись в наш детский сад.

-  Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику?

- Какое задание было самым трудным для вас и почему?

 Педагог по изо:

- Я услышала, что многим запомнилось Северное сияние. Давайте попробуем изобразить его на стекле. А родители в это время изобразят арктических животных.

 

Образовательный эффект от проектной деятельности:

 Дети:

- сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;

- узнали  о многообразии животного мира в Арктике, о том,  как животные   приспосабливаются к  суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);

- научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей. (Морж – моржонок, тюлень -  белёк, овцебык – телёнок,  нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру,  способам передвижения, строению жилища;

- сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о  гуманном  поведении в природе;

- дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.

Родители:

- в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогом и опыт взаимодействия со своим ребенком;

- сформировалось представление о том, что рядом сними, при их поддержке и участии, каждый ребенок становится успешным, уверенным в своих знаниях, умениях, силах.

Педагог:

-   Выявила имеющиеся у детей знания, умения, навыки  по данной теме.

 -  Развили умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с  фактами.

 -   Расширили и активизировали лексический словарь (айсберг, северное сияние, экспедиция, касатка, белуха, нарвал)

 -  Воспитали готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность.

- Познакомили с проектом в нашей стране по защите Арктических животных.

Проект лично контролируется президентом  В.В Путиным.

 -  Воспитали бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Список литературы:

Алябьева Е.А «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» М 2005г

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М 1990г

Горбатенко «Система экологического воспитания» , 2007г

Иванов Ю.И, Михайлова Э.И «Играйте на здоровье», 1991г

Логинова В.И. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста, 1990г

Мир вокруг нас «Географический атлас для детей» , 1990г

Михайленко М. «От края до края»

Сладков Н «Белая Земля», «Во льдах», «Птичий базар»

Сорокина А.И «Дидактические игры в детском саду», 1992г

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» , 2011г

Флинт В. «Животные севера»

"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А №  0004668-0004669

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11689
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.