«Зимний автогородок – «Городок безопасности» творческий, практико-ориентированный проект

  пт., 12.01.2018

Авторы:

 Бородкина Нина Владимировна,

 воспитатель МАДОУ ДС № 4 «Родничок» г. Радужного

Непеляк Мария Ивановна,

воспитатель МАДОУ ДС № 4 «Родничок» г. Радужного

Творческий, практико-ориентированный проект

«Зимний автогородок – «Городок безопасности»

Актуальность

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма   по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы.  Исследования в данной области показывают, что все причины дорожно-транспортных происшествий    с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Находясь на проезжей части, или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами  дорожно-транспортных происшествий.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Ведь для них дословная трактовка  «Правила дорожного движения»  -  неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,  всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма  диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Проектная идея:Создание на территории  ДОУ снежного автогородка- «Городка безопасности». 

Цель :Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма на прогулке в зимнее время.

Основные задачи «Городка безопасности»

1. Создание условий для:

  • изучения правил дорожного движения и основ безопасности движения;
  • обучения нормам поведения на дороге и закрепление поведенческих навыков;
  • обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • выработки системы взаимоотношений (культуры поведения) пешеходов и водителей на улицах города;
  • повышения квалификации педагогического состава по обеспечению основ безопасности дорожного движения.

 2. Создание зимнего автогородка, как модели безопасного движения на дорогах, стимулирующей детей, и педагогический состав к выполнению установленных правил дорожного движения.

 3. Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности образовательного учреждения, разработка и внедрение современных программ, учебно-методического обеспечения системы профилактики безопасного поведения детей на дорогах.

Особенности проекта

  • По типу:коллективный;
  • По методу:  творческий, практико-ориентированный;
  • По продолжительности:краткосрочный (4 месяца);
  • По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ДОУ и за его пределами.

Участники проекта

  • Коллектив педагогов ДОУ
  • Специалисты ДОУ
  • Воспитанники ДОУ (все возрастные группы)
  • Родители  (законные представители) воспитанников

Интеграция образовательных областей

  •  Социально–коммуникативное развитие (ОБЖ, ПДД, дидактические игры, сюжетно ролевые игры);
  •  Познавательное развитие(Познавательные  мероприятия, экскурсии, занятия);
  •  Речевое развитие (Чтение худ.литературы,  беседы, рассматривание иллюстраций, снежных построек, дорожных знаков);
  •  Художественно – эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности);
  •  Физическое развитие (Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры).

  Новизна проекта

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.

На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества.

        Возведение снежного автогородка на территории ДОУ  позволит воспитанникам, не выходя за пределы дошкольного учреждения, знакомится с улицами города. Формировать и развивать  умение и навыки безопасного поведения, превращая их в устойчивые привычки и стереотипы, являясь сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Принципы реализации проекта

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  • Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей. Содействовать укреплению и развитию детско–родительских отношений через практическую деятельность.

 

Предполагаемые  результаты

 Дети:

  • Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • Знание правил безопасного поведения на улицах города;
  • Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • Формирование представлений о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 Родители:

  • Ø Осознанная причастность к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах города.

Педагоги:

  • Сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Социальный эффект

  •  Повышение компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;
  •  Создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах.

План реализации проекта

1 этап - организационно - проектировочный:

  • Создание инициативной, творческой группы;
  • Разработка проекта, изучение материалов по теме;
  • Разработка схемы постройки снежногоавтогородка;
  • Обсуждение плана проекта с коллегами ДОУ, утверждение проекта администрацией ДОУ;
  • Формирование интереса, определение цели и задач проекта;
  • Подбор необходимых материалов для строительства и оформления «Городка безопасности».

2 этап – строительство снежного автогородка - «Городка безопасности»:

  • Организация строительства снежного автогородка;
  • Организация покраски и оформления снежного автогородка;
  • Изготовление и установка дорожных знаков;
  • Моделирование дорожных ситуаций (дорожных ловушек);
  • Освещение реализации проекта в средствах массовой информации (телевидение и  газета «Новости Радужного»);
  • Участие в городском конкурсе снежных фигур по тематике  безопасности дорожного движения "Зимний автогородок"

3 этап – практический:

  • Проведение образовательной деятельности с детьми в «Городке безопасности» в зимнее время года (познавательные экскурсии,  мероприятия, развлечения,  НОД, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

4  этап – заключительный (продукт проекта):

  • Пополнение  методической копилки по теме проекта;
  • Оформление выставки детских рисунков «Движение без опасности!»;
  • Изготовление альбома детских рисунков по теме проекта «Внимание, дорога!»;
  • Обработка и оформление материалов проекта;
  • Размещение материала в социальной сети работников образования.

Планируемые снежные постройки в  «Городке безопасности»

1.       Пересечение двух улиц.  Цель: Закрепить понятие «перекресток» - самое опасное место для пешеходов и автомобилей.
2.       Тротуары.   Дорожная разметка (пешеходный переход).  Цель: Уточнить представление  о проезжей части и тротуаре,  повторить правила   движения пешеходов через дорогу.
3.       Специализированная техника (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль, автобус). Цель: Закрепить знания о видах специализированных машин и  о том, что спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Формировать умение  вызывать в случае необходимости «скорую помощь», «пожарную машину» и «полицию».
4.       Автобусная остановка. Цель: Знакомить с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировать представление о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе.
5.       Дорожная «ловушка». Цель: Формировать умение применять на практике правила дорожного движения,  и демонстрировать свои знания в этой области.
6.       Больничный городок (больница, скорая помощь). Цель: Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
7.       Детская площадка (горка, дома, снежные фигурки «смешарики», забор). Цель: Закрепить  правила безопасного поведения  на детских площадках вблизи проезжей части.
8.       Многоэтажные дома (жилая зона). Цель: Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города.

Дополнительное оборудование (оформление) «Городка безопасности»

Для того чтобы снежный автогородок был максимально приближен к реальным городским улицам, при строительстве  дополнительно использовано следующее оборудование: две деревянные машины,  макеты людей (оформление автобусной остановки), пластмассовый декоративный забор, искусственные ели,  дорожные знаки.

Практическая часть реализации проекта

     Предварительно, творческая  группа разработала схему снежных построек максимально приближенную к реальным городским улицам.


 В возведении «Городка безопасности» приняли участие воспитатели, специалисты, родители (законные представители) воспитанников. 

На первоначальном этапе мы разбили большое снежное поле на 4 части. Обозначили, где будет находится перекресток, жилые зоны, больница, остановка, детская площадка, специализированный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). И вырезали из снега задуманные фигуры. Таким образом, не пришлось делать двойную работу – расчищать площадку, а затем насыпать снег.

Уже готовые снежные фигуры раскрасили в необходимые цвета, что придало яркости и красочности автогородку.

 В завершении строительства городка установили дорожные знаки, оформили улицы декоративным забором,  искусственными деревьями.

 Большим и дружным коллективом, с большим воодушевлением, в течении двух дней мы построили наш «Городок безопасности».

 Также, мы запланировали наличие дорожной ситуации «дорожной ловушки» - снежный зайчик с мячиком  на проезжей части. Чтобы воспитанники сами определили, какие правила он нарушил.     

В период зимнего времени года всеми возрастными группами дошкольного учреждения осуществлялось практическое использование снежных сооружений в образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Результат  реализации проекта

  • Ø На территории ДОУ возведен снежный автогородок – «Городок безопасности»;
  • Ø Дети на практике закрепили  правила дорожного движения на улицах города и овладели соответствующими навыками поведения, не выходя за пределы ДОУ;
  • Ø В результате практической деятельности в автогородке ребята получили необходимые знания о дорожных знаках и их графическом изображении;
  • Ø Дети проявляют интерес к различным видам транспорта, в том числе к специализированной технике;
  • Ø Сформировалось представление о правилах безопасного поведения на детских площадках, вблизи проезжей части;
  • Ø Воспитанники осознанно выполняют элементарные правила дорожного движения;
  • Ø Родители (законные представители) приняли активное участие в проекте «Городок безопасности»;
  • Ø Родительский опыт обогатился приемами воздействия и сотрудничества с ребенком по воспитанию «грамотного пешехода»;
  • Ø Повысилась компетентность педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.

Анализ эффективности и перспективы дальнейшего развития проекта

 В завершении данного проекта можно сделать вывод, что задачи   проекта, реализованы в полном объёме.

Благодаря созданию в ДОУ зимнего автогордка, максимально приближенного к реальным городским улицам, воспитанники в различных видах деятельности закрепили понятие «перекресток», уточнили представление  о проезжей части и тротуаре,  повторили правила   движения пешеходов через дорогу, закрепили знания сигналов светофора. На улицах «Городка безопасности» ребята познакомились с  большим количеством дорожных знаков. На автобусной остановке дети знакомились с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировали представления о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе. Так же дети закрепили правила безопасного поведения  на детских площадках вблизи проезжей части.   Пополнили  знания о видах специализированной техники.     

 Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность на практике закрепить  правила дорожного движения на улицах города, не выходя за пределы ДОУ.

В реализации творческого, практико-ориентированного проекта «Зимний автогородок – «Городок безопасности» родители (законные представители)  оказали помощь в возведении снежного автогородка, активизировались с позиции  участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на воспитание грамотного пешехода.Педагоги пополнили опыт общения с      родителями по совместной  деятельности.

      Опыт реализации данного проекта был освещен в средствах массовой информации на телевидении и в газете «Новости Радужного».

Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

С целью отражения полученных знаний по результатам проекта оформлена выставка детских рисунков «Движение безопасности».

Также,  создан альбом детских рисунков «Внимание, дорога!» с целью пополнения методической копилки ДОУ.

Коллектив МАДОУ ДС  № 4 «Родничок» принял участие в  городском конкурсе снежных фигур по тематике безопасности дорожного движения "Зимний автогородок", где проект занял 2-е место.

В перспективе планируется продолжать совершенствовать систему работы по профилактике дорожно-транспортныхпроисшествий,  разрабатывать  новые технологии и приемы образовательной деятельности с  воспитанниками по изучению и  закреплению правил дорожного движения.

Литература

  • Ø От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.
  • Ø Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  • Ø Репин Я.С. Дорожная азбука. -  М: ДОСААФ, 1987
  • Ø Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.
  • Ø Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  • Ø К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  • Ø Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013
  • Ø Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013
  • Ø Первая помощь. Учебник. 13. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.

Фотографии из архива педагога Бородкиной Нины Владимировны

"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А №  0004655 - №  0004656

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4356
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.