«Зимний автогородок – «Городок безопасности» творческий, практико-ориентированный проект |
пт., 12.01.2018 |
Авторы:
Бородкина Нина Владимировна,
воспитатель МАДОУ ДС № 4 «Родничок» г. Радужного
Непеляк Мария Ивановна,
воспитатель МАДОУ ДС № 4 «Родничок» г. Радужного
Творческий, практико-ориентированный проект
«Зимний автогородок – «Городок безопасности»
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. Исследования в данной области показывают, что все причины дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Находясь на проезжей части, или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Ведь для них дословная трактовка «Правила дорожного движения» - неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Проектная идея:Создание на территории ДОУ снежного автогородка- «Городка безопасности».
Цель :Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма на прогулке в зимнее время.
Основные задачи «Городка безопасности»
1. Создание условий для:
- изучения правил дорожного движения и основ безопасности движения;
- обучения нормам поведения на дороге и закрепление поведенческих навыков;
- обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- выработки системы взаимоотношений (культуры поведения) пешеходов и водителей на улицах города;
- повышения квалификации педагогического состава по обеспечению основ безопасности дорожного движения.
2. Создание зимнего автогородка, как модели безопасного движения на дорогах, стимулирующей детей, и педагогический состав к выполнению установленных правил дорожного движения.
3. Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности образовательного учреждения, разработка и внедрение современных программ, учебно-методического обеспечения системы профилактики безопасного поведения детей на дорогах.
Особенности проекта
- По типу:коллективный;
- По методу: творческий, практико-ориентированный;
- По продолжительности:краткосрочный (4 месяца);
- По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ДОУ и за его пределами.
Участники проекта
- Коллектив педагогов ДОУ
- Специалисты ДОУ
- Воспитанники ДОУ (все возрастные группы)
- Родители (законные представители) воспитанников
Интеграция образовательных областей
- Социально–коммуникативное развитие (ОБЖ, ПДД, дидактические игры, сюжетно ролевые игры);
- Познавательное развитие(Познавательные мероприятия, экскурсии, занятия);
- Речевое развитие (Чтение худ.литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, снежных построек, дорожных знаков);
- Художественно – эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности);
- Физическое развитие (Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры).
Новизна проекта
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.
На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества.
Возведение снежного автогородка на территории ДОУ позволит воспитанникам, не выходя за пределы дошкольного учреждения, знакомится с улицами города. Формировать и развивать умение и навыки безопасного поведения, превращая их в устойчивые привычки и стереотипы, являясь сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Принципы реализации проекта
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей. Содействовать укреплению и развитию детско–родительских отношений через практическую деятельность.
Предполагаемые результаты
Дети:
- Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- Знание правил безопасного поведения на улицах города;
- Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- Формирование представлений о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- Ø Осознанная причастность к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах города.
Педагоги:
- Сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Социальный эффект
- Повышение компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;
- Создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах.
План реализации проекта
1 этап - организационно - проектировочный:
- Создание инициативной, творческой группы;
- Разработка проекта, изучение материалов по теме;
- Разработка схемы постройки снежногоавтогородка;
- Обсуждение плана проекта с коллегами ДОУ, утверждение проекта администрацией ДОУ;
- Формирование интереса, определение цели и задач проекта;
- Подбор необходимых материалов для строительства и оформления «Городка безопасности».
2 этап – строительство снежного автогородка - «Городка безопасности»:
- Организация строительства снежного автогородка;
- Организация покраски и оформления снежного автогородка;
- Изготовление и установка дорожных знаков;
- Моделирование дорожных ситуаций (дорожных ловушек);
- Освещение реализации проекта в средствах массовой информации (телевидение и газета «Новости Радужного»);
- Участие в городском конкурсе снежных фигур по тематике безопасности дорожного движения "Зимний автогородок"
3 этап – практический:
- Проведение образовательной деятельности с детьми в «Городке безопасности» в зимнее время года (познавательные экскурсии, мероприятия, развлечения, НОД, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
4 этап – заключительный (продукт проекта):
- Пополнение методической копилки по теме проекта;
- Оформление выставки детских рисунков «Движение без опасности!»;
- Изготовление альбома детских рисунков по теме проекта «Внимание, дорога!»;
- Обработка и оформление материалов проекта;
- Размещение материала в социальной сети работников образования.
Планируемые снежные постройки в «Городке безопасности»
1. Пересечение двух улиц. Цель: Закрепить понятие «перекресток» - самое опасное место для пешеходов и автомобилей.
2. Тротуары. Дорожная разметка (пешеходный переход). Цель: Уточнить представление о проезжей части и тротуаре, повторить правила движения пешеходов через дорогу.
3. Специализированная техника (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль, автобус). Цель: Закрепить знания о видах специализированных машин и о том, что спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Формировать умение вызывать в случае необходимости «скорую помощь», «пожарную машину» и «полицию».
4. Автобусная остановка. Цель: Знакомить с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировать представление о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе.
5. Дорожная «ловушка». Цель: Формировать умение применять на практике правила дорожного движения, и демонстрировать свои знания в этой области.
6. Больничный городок (больница, скорая помощь). Цель: Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
7. Детская площадка (горка, дома, снежные фигурки «смешарики», забор). Цель: Закрепить правила безопасного поведения на детских площадках вблизи проезжей части.
8. Многоэтажные дома (жилая зона). Цель: Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города.
Дополнительное оборудование (оформление) «Городка безопасности»
Для того чтобы снежный автогородок был максимально приближен к реальным городским улицам, при строительстве дополнительно использовано следующее оборудование: две деревянные машины, макеты людей (оформление автобусной остановки), пластмассовый декоративный забор, искусственные ели, дорожные знаки.
Практическая часть реализации проекта
Предварительно, творческая группа разработала схему снежных построек максимально приближенную к реальным городским улицам.
В возведении «Городка безопасности» приняли участие воспитатели, специалисты, родители (законные представители) воспитанников.
На первоначальном этапе мы разбили большое снежное поле на 4 части. Обозначили, где будет находится перекресток, жилые зоны, больница, остановка, детская площадка, специализированный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). И вырезали из снега задуманные фигуры. Таким образом, не пришлось делать двойную работу – расчищать площадку, а затем насыпать снег.
Уже готовые снежные фигуры раскрасили в необходимые цвета, что придало яркости и красочности автогородку.
В завершении строительства городка установили дорожные знаки, оформили улицы декоративным забором, искусственными деревьями.
Большим и дружным коллективом, с большим воодушевлением, в течении двух дней мы построили наш «Городок безопасности».
Также, мы запланировали наличие дорожной ситуации «дорожной ловушки» - снежный зайчик с мячиком на проезжей части. Чтобы воспитанники сами определили, какие правила он нарушил.
В период зимнего времени года всеми возрастными группами дошкольного учреждения осуществлялось практическое использование снежных сооружений в образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Результат реализации проекта
- Ø На территории ДОУ возведен снежный автогородок – «Городок безопасности»;
- Ø Дети на практике закрепили правила дорожного движения на улицах города и овладели соответствующими навыками поведения, не выходя за пределы ДОУ;
- Ø В результате практической деятельности в автогородке ребята получили необходимые знания о дорожных знаках и их графическом изображении;
- Ø Дети проявляют интерес к различным видам транспорта, в том числе к специализированной технике;
- Ø Сформировалось представление о правилах безопасного поведения на детских площадках, вблизи проезжей части;
- Ø Воспитанники осознанно выполняют элементарные правила дорожного движения;
- Ø Родители (законные представители) приняли активное участие в проекте «Городок безопасности»;
- Ø Родительский опыт обогатился приемами воздействия и сотрудничества с ребенком по воспитанию «грамотного пешехода»;
- Ø Повысилась компетентность педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.
Анализ эффективности и перспективы дальнейшего развития проекта
В завершении данного проекта можно сделать вывод, что задачи проекта, реализованы в полном объёме.
Благодаря созданию в ДОУ зимнего автогордка, максимально приближенного к реальным городским улицам, воспитанники в различных видах деятельности закрепили понятие «перекресток», уточнили представление о проезжей части и тротуаре, повторили правила движения пешеходов через дорогу, закрепили знания сигналов светофора. На улицах «Городка безопасности» ребята познакомились с большим количеством дорожных знаков. На автобусной остановке дети знакомились с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировали представления о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе. Так же дети закрепили правила безопасного поведения на детских площадках вблизи проезжей части. Пополнили знания о видах специализированной техники.
Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность на практике закрепить правила дорожного движения на улицах города, не выходя за пределы ДОУ.
В реализации творческого, практико-ориентированного проекта «Зимний автогородок – «Городок безопасности» родители (законные представители) оказали помощь в возведении снежного автогородка, активизировались с позиции участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на воспитание грамотного пешехода.Педагоги пополнили опыт общения с родителями по совместной деятельности.
Опыт реализации данного проекта был освещен в средствах массовой информации на телевидении и в газете «Новости Радужного».
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
С целью отражения полученных знаний по результатам проекта оформлена выставка детских рисунков «Движение безопасности».
Также, создан альбом детских рисунков «Внимание, дорога!» с целью пополнения методической копилки ДОУ.
Коллектив МАДОУ ДС № 4 «Родничок» принял участие в городском конкурсе снежных фигур по тематике безопасности дорожного движения "Зимний автогородок", где проект занял 2-е место.
В перспективе планируется продолжать совершенствовать систему работы по профилактике дорожно-транспортныхпроисшествий, разрабатывать новые технологии и приемы образовательной деятельности с воспитанниками по изучению и закреплению правил дорожного движения.
Литература
- Ø От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.
- Ø Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
- Ø Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987
- Ø Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.
- Ø Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
- Ø К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
- Ø Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013
- Ø Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013
- Ø Первая помощь. Учебник. 13. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
Фотографии из архива педагога Бородкиной Нины Владимировны
"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004655 - № 0004656
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf