Экологический проект "Песок. Глина"

  ср., 22.11.2017

Автор - составитель:

Полякова Екатерина Сергеевна,

воспитатель  

МАДОУ Вагайский детский сад "Колосок"


Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок проведения проекта: 1.09.17 -31.10.17

Продолжительность проекта: среднесрочный 1 месяц.

Предмет исследования: природные материалы (песок, глина).

По количеству участников: групповой (средняя группа).

Село Вагай. Средняя группа.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

        Лев Семёнович Выготский.

Актуальность: 

Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.  

Наблюдая за воспитанниками своей группы, заметила, что они очень любят лепить. Читая методическую литературу, выяснила, что лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку. Занятия лепкой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Для того чтобы разнообразить работу детей выбрала природный материал – глина. Чтобы больше времени уделять этой работе, решила разработать проект «Глина и песок»

В начале работы мной были выявлены  следующие проблемы:

1.Уровень знаний детей о глине низкий, что свидетельствует о низком  уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно сделать с ним.

2. Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, часто не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.

Цель проекта: познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами и применением. Сравнить ее с песком.

Задачи:  

  • Ø Формировать представление детей о природном материале – глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
  • Ø Развивать  исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.
  • Ø Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить предметы своими руками.

Цель и задачи опыта работы:

Цель познакомить детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением. Сравнить ее с песком.

Задачи

  • Ø Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
  • Ø Развивать  исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.
  • Ø Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

Принципы

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения                               

Формы деятельности:

1 поисковая;

2 научная;

3 познавательная.

 Ожидаемые результаты

- усваивание  знаний о качестве глины и свойств, формирование интересов к экспериментальной  деятельности.

-развитие активности, самостоятельности мышления, творческое воображение, формирование детской индивидуальности.

-умение высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-формирование умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

-испытывает детьми радости, удивления и даже восторга от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы

Оформление мини-музея: 

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также  представлены: детская литература, подборки картинок и дидактических игр  по теме.

Содержание уголка экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: 

  • Ø Формировать  представление  о  свойствах  и качествах глины;
  • Ø Собрать информацию о глине и песке.

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы .

2) место для приборов
3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов

Материалы для организации экспериментирования
1. Глина (природная, косметическая, полимерная, ваккумированая, самодельная).
2. Микроскоп, стеклышки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Пробки.
5. Воронки, коктельные трубочки.
6. Поднос с песком для рисования.
7. Песок крупный, мелкий, декоративный.
8. Вата, марля, таз.
9. Картотека опытов с песком и глиной.
10. Вода, зубочистки  и пищевые красители.
16. Бумага разных сортов и клей.

17. Карты – схемы для самостоятельной деятельности детей.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ 

             Этап

 

 

 


   Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 


     Внедрение.

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

 

     Заключительный этап

 

 

Содержание работы

 

Совместная деятельность с детьми по определению темы и названия мини-музея его расположения в группе.

 

Подбор оборудования, экспонатов совместно с детьми  и родителями.

 

Совместная творческая и исследовательская деятельность

с песком и глиной, с детьми и родителями.

 

Оформление результатов проделанной работы в виде создания фотоальбома

«Музейная работа в группе «Лучики» по ознакомлению со свойствами песка и глины».

 

 

 

 

Сроки реализации

 

 

сентябрь 2017 года

 

 

 

 

 

сентябрь- октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь- октябрь 2017 г

Ожидаемый результат

 

 

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

 

 

 

Совместное изучение с детьми правил работы с материалами

(глина, песок, вода).

 

Просмотр видеороликов по изучению данной тематике.

Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования.

 

 

 

 

План  проведения  занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная  исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (просмотр презентаций, видео о качествах и свлйствах глины, фотографии, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.    

Структура занятия-экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Реализация проекта:

  1. 1.     Теоретическая часть

1.1Глина – это замечательный дар природы

      1.2Материал для лепки и инструменты.

      1.3 Основные приемы для работы с глиной

      1.4Способы лепки

      1.5Сушка и обжиг

      1.6Роспись изделий

1.1 Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и  пластичная при увлажнении.

Глина – это замечательный дар природы.  Из глины лепят, строят, ею лечат.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и  даже чёрного цветов. На её цвет влияют добавки других минералов.

Существует огромное количество разновидностей глин, но в промышленности применяют следующие виды:

огнеупорные глины белого или серо-белого цветов, иногда с желтоватым оттенком. Бывают разной степени пластичности. Их используют для изготовления огнеупорной и фарфоровой посуды;

цементные глины имеют разный минеральный состав и бывают различных цветов. Их применяют при изготовлении  цемента;

кирпичные глины в них содержится довольно много кварцевого песка, бывают разного цвета. Их используют для изготовления кирпича.

Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом

                       Материал для лепки и инструменты

Глину, добытую в природе, необходимо специально подготовить перед началом занятий. Для этого нужно Можно еще глину залить водой в металлической емкости и хорошо размешать до состояния жидкой сметаны, дать отстояться в течение 2-х часов, чтоб крупные тяжелые включения осели на дно. После чего чистую глину сверху слить не разбалтывая и подвялить (высушить на солнышке или в теплом месте держать открытой), вода в ней лишняя испарится, а глина останется. Осадок в емкости выбросить (песок, камешки, мусор).

Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо приготовить место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает.

В помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты – стеки и кольца, которые могут иметь разнообразную форму и размер.  Стеки вырезают из твердых пород дерева – например груши . Кольца делают из любой жесткой проволоки. Стекой так же, как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая. Основное назначение этих инструментов – проработка мелких деталей и удаление лишней глины.

Во время работы постоянно под рукой должна быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде. Необходимо иметь влажные салфетки которыми можно обернуть незаконченную работу, чтобы не дать глине засохнуть.

Основные приемы для работы с глиной.

В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.

Для начала необходимо ознакомиться с основными приемами работы с пластическим материалом.

  • Ø Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;
  • Ø Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
  • Ø Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.
  • Ø Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
  • Ø Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
  • Ø Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
  • Ø Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.
  • Ø Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
  • Ø Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.

1.4 Способы лепки

Конструктивный способ

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

Пластический способ

Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить уточка. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Такие фигурки лепятся из одного куска глины

Комбинированный способ

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипывается или лепится отдельно бородка и гребешок. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

1.5 Сушка и обжиг

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность (рис.4). Сушка способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину. 

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы. Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется.

Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой можно разместить  изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель.

Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой). А потом удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

1.6 Роспись  изделий

Для росписи изделий можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

Можно использовать  гуашевые или акриловые краски. Сначала  грунтуем изделие  клеем ПВА, красим фон белой краской, а затем уже  - цветными. Краска сохнет очень быстро.

Когда фигурки полностью раскрашены, нужно покрыть  их клеем ПВА или лаком для работ по дереву, он высохнет и создаст тонкую пленку. Если изделие раскрашивали акриловыми красками, то клеем или лаком  покрывать не надо.
Когда фигурки полностью раскрашены, покройте их клеем ПВА или лаком для работ по дереву, он высохнет и создаст тонкую пленку . Если вы раскрашивали акриловыми красками, то клеем или лаком  покрывать не надо.

Практическая часть.

Перспективный план проекта «Глина – песок»

Месяц

Образовательная область

Совместная работа детей и взрослых

Работа с детьми

сентябрь

Познавательное развитие

  1. НОД  «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло) ».+

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

  1. Рассматривание альбома «Глиняных изделия».+
  2. Просмотр познавательного фильма «Что из чего сделано».+
  3. Виртуальная экскурсия в гончарную мастерскую.

 

Речевое развитие

  1. Чтение сказки «Глиняный парень».+
  2. Просмотр презентации «Гончарное ремесло».+

 

Художественно -  эстетическое развитие

  1. Рисование «Филимоновская уточка»+
  2. Слушание классической музыки.+
  3. Лепка « Игрушки свистульки - котята».+
  4. Создание альбома « Филимоновская роспись», «Дымковская роспись»+

 

Физическое развитие

  1. Знакомство с  белорусской подвижной игрой «Ляпка».+

 

Социально –

Коммуникативное развитие

  1. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Что изменилось».
  2. Настольно-печатные игры: «Глина», «Что можно сделать из глины?».
  3. Просматривание видео  «Как и где люди применяют глину в жизни».+

октябрь

Познавательное развитие

  1. Просмотр видео «Из чего делают стекло?».
  2. 2.      Опыты с песком

Опыт № 1. «Песчаный конус».

Опыт № 2. «Свойство мокрого песка»

Опыт №3. «Погружение предметов в мокрый и сухой песок»

Опыт №4 «Удивительный песок».

Опыт №4. Цветной песок из пищевой соли.

Опыт №5. Как из манки и цветного мелка получить песок.

Опыт №6. Изготовление кинетического песка в группе.

Опыт №7. Изготовление лунного песка.

4.Опыты с глиной

Опыт №1. Цель: познакомить с такими свойством глины как хрупкость.

Опыт №2. Цель: увидеть отличие сухой глины от сырой.

Опыт №3. Цель: познакомиться с особым свойством глины – не пропускать воду.

Опыт №4. Цель: показать что на высушенной глине можно рисовать.

Опыт №5. Приготовление хлебной белой глины

Состав 1 кусок хлеба

Клей ПВА

Опыт № 6. Глина из опилок

Состав 2 чашки опилок

1 чашка муки

Немного воды

Опыт № 7. Коричная глина

Состав 1стакан корицы

1/3 стакана яблочного сока

1/5 стакана клея ПВА

 

 

Речевое развитие

Знакомство с книгой  «Искусство керамики»  автор М. Бурдейный.+

Чтение сказки «Глиняная сказка» автор Ф. Кривин+

Знакомство с поговорками, стихотворениями, скороговорками о гончарах и гончарном деле.

 

Художественно -  эстетическое развитие

 «Знакомство детей с песочной  арт – терапией»+

Знакомство с музыкальной игрой Варись, варись каша.+

 

 

 

Физическое развитие

Знакомство с  татарской подвижной игрой «Продаем горшочки», Азербайджанская народная игра «Изюминка».+

 

Социально –

Коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Тайна волшебных колпачков», «Угадай игрушку»

 

Познавательное развитие

НОД по экспериментированию тема «Песок и глина наши помощники».+-

 

Речевое развитие

Проигрывание сюжетно – ролевой игры  «Экскурсия в музей»+

Отгадывание загадок по теме проекта.

 

Художественно -  эстетическое развитие

НОД по художественному творчеству (рисование) по теме «Дымковские игрушки».+

Слушание классической музыки.

Чтение сказки Братья Гримм  «Сладкая каша».  +

 

Физическое развитие

Белорусская подвижная игра «Гончарная».+

Пальчиковая гимнастика «Замок».

 

Социально –

Коммуникативное развитие

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»,

«Волшебная стрелочка».

Настольно – печатные игры: «Четвертый лишний»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

сентябрь

1. Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе.

2.Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

 

1.Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

октябрь

Мастер - класс Песочная арт - терапия как  здоровье сберегающая технология.

 Приложение №2

Анализ диагностики «Что мы знаем о глине» во второй средней группе

уровень

Начало проекта

Конец проекта

вс

0-0%

2-20%

с

3-30%

8-80%

нс

7-70%

0-0%

Основные источники:

 Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова,

В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Подьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ» 

 

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004509

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5341
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.