Экологический проект "Люблю березку русскую" |
ср., 22.11.2017 |
Автор:
Кожемякина Елена Александровна,
воспитатель
I квалификационной категории
МАДОУ Вагайский детский сад "Колосок"
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
(с 01.09.2016 г. по 27.10.2017г.).
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (средняя группа).
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Гипотеза:
Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.
Объект: Берёза
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализация проекта:
Теоретическая часть:
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в селе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
4. Провела опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из диаграммы видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы.
Практическая часть:
Работа с детьми:
Образовательная область «Познание»:
1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.
2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»
3. Выбор березки на территории детского сада.
4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
5. Исследование берёзового угля
6. Исследование бересты под лупой.
7. Оформление «Паспорта березы»
8. Создание мини музея «Белоствольная красавица»
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
- Чтение: К.Паустовского «Подарок»»;
2) «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В.А. Злоказова;
3) « Секреты горы Трех Братьев»В.А.Трусов;
5) «Берёзка голову склоня…»Л.М. Смирнова;
6) «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина;
7) «Три Берёзки под окном» Г.Н.Рахимов
8) «Медведь и берёза» и т.д.
2. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет.
3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».
Образовательной областью «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
2. Подвижные игры:
«Беги к березе»,
«Кто больше соберет грибов подберезовиков»,
«Венок»(из березы),
«Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательной областью «Художественное творчество»:
1. Рельефная лепка: «Береза в зимнем лесу»
2. Рисование «Береза – русская красавица»
3. Рисование: «Осенняя берёза»
4. Аппликация из обрывной бумаги «Белоствольная красавица»
5. Конструирование «Берёзонька»
6. Аппликация из бересты
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседа: "Что я знаю о берёзе",
- "Берёза строить и жить помогает".
- НОД по речевому развитию «Берёза- белая подруга»
- Разучивание стихов о берёзе по мнемотаблице.
Образовательной область «Музыка»
1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой,
“Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко
- Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
Образовательная область «Здоровье»
Беседы: «Берёзовый сок и его польза», «Лечебные свойства берёзы»
Образовательная область «Труд»
Засыпание снегом корней берёзки.
Работа с родителями:
- Изготовление буклетов «Берёза и её лечебные свойства»
- Помощь в оформлении:
- «Паспорта березы»,
- мини музея «Белоствольная красавица»;
- альбомов:
- «Русская берёзка»;
- «Русские поэты о березке»,
- «Предметы из бересты»,
- «Берёза на картинах русских художников».
- Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
- Участие родителей в форуме «Большая перемена» с презентациями: «Берёзовый сок и его польза», «Берестяные изделия».
- Мастер класс для родителей «Рисование берёзы»
Продукт проекта:
Провела диагностику с детьми «Что мы знаем о берёзе». На начало проекта: в-0%, с-20%, н-80%; на конец проекта: в-13%, с- 87%, н-0%.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» и мини музей «Белоствольная красавица».
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.
Рефлексивный этап
В результате проведенной работы дети моей группы стали понимать и осознавать насколько ценно дерево береза и почему оно необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Наш проект не завершён. Ещё будет итоговое развлечение «День рождение берёзы», которое состоится 4 июня 2017г в праздник Святой Троицы.
Литература:
- Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
- Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
- О.А. Шаповалова. Сценарии народных праздников
- Т.А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004508
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf