Проект «История предметов»

  вс., 22.10.2017

Автор- составитель:

Морозова Лиля Асхатовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ "ЦРР - детский сад № 5 "Рябинка"ЯНАО

Проект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы

«История предметов»

Участники проекта– воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта– образовательный.

Масштаб– долгосрочный

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Проект «История предметов» подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями истории создания, развития и использования предметов окружающего мира, созданными руками человека. Педагог выступает в роли координатора – помогает систематизировать и закреплять полученные знания, находить закономерности и зависимости.

Цель

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.

Задачи

1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.

Организация условий для реализации целей и задач проекта.

Мониторинг

2 этап – Содержательный.

Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).

Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.

Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.

Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап – Итоговый.

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).

Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

Продукт /

Результат

1.

Родительское собрание.

Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы»

сентябрь

Воспитатели, родители

Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

2.

ООД по ознакомлению с окружающим миром

Сентябрь - май

Воспитатели,

дети

Систематизация накопленных знаний

3.

Создание поделок

Сентябрь - май

Воспитатели, дети, родители

Поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона и т.д.

4.

Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций

Сентябрь - май

Воспитатели, родители

Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации

5.

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований.

Апрель

Воспитатели, родители

Рефлексия о совместно проведенной работе.

6.

Итоговый анализ проведенной работы

Май

Воспитатели, дети, родители

Отчет о реализации проекта. Общие итоги в виде детско – родительского мероприятия «Хочу все знать»

 Мониторинг на начало и конец учебного года:

Классифицирует предметы быта, транспорта и технические устройства, знает об их назначении и значимости для жизни людей.

Знаком с историей изобретения предметов быта, транспорта и технических устройств, их видоизменениями в различные времена.

Имеет представление о правилах безопасности при использовании предметов быта, транспорта и технических устройств.

 Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.

Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.

Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.

Список используемых сокращений:

ЧХЛ - чтение художественной литературы

С.р.и. - сюжетно – ролевая игра

Дид. игра – дидактическая игра

Планирование образовательной деятельности

Дата

Тема и программное содержание

Закрепление пройденного материала

сентябрь

«Одежда». Познакомить детей с одеждой разных времен; дать представления об удобстве и красоте одежды в разные времена, о моде; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Придумывание загадок.

С.р.и. - «Ателье».

ЧХЛ- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.Носов «Заплатка».

Познавательно – исследовательская деятельность - «Почему мех теплый», «Мир ткани».

Валеологическая игра:

«Подбери одежду по временам года».

«Обувь, головные уборы». Познакомить детей с головными уборами и обувью разных времен;  дать представления об удобстве и красоте обуви и головных уборов в разные времена; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Н.Носов «Живая шляпа», Туве Янсон – «Шляпа волшебника»,

Развитие речи - «Сравнение и описание предметов национальной одежды жителей тундры»,

С.р.и. «Ателье».

Вечер загадок.

Беседа на тему: «В разных странах разная обувь», «Необычные головные уборы».

Творческая мастерская: изготовление конической азиатской шляпы.

октябрь

«Мебель». Систематизировать и углубить знания детей о мебели, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения мебели и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Конструирование - «Стол и стул», из деталей конструкторов.

ЧХЛ. Ю. Тувим «Стол»;С.Я. Маршак «Откуда стол пришел?».

Вечер загадок.

 

 

«Посуда». Систематизировать и углубить знания детей о посуде, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения посуды и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Аппликация - «Декоративная композиция «Ваза с фруктами, ветками и цветами».

ЧХЛ. А. Гайдар «Голубая чашка»;К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;Бр. Гримм «Горшок каши»;Р.н.с. «Лиса и журавль».

Придумывание загадок.

ноябрь

«Столовые приборы». Систематизировать и углубить знания детей о столовых приборах, их назначении; познакомить детей с историей появления столовых приборов и их видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Придумывание загадок.

ЧХЛ - Н.Комарова «Королевство столовых приборов»;

Сказка «Спор вилки и ложки»;

 

 

«Хлеб». Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать о процессе выращивания и выпечки хлеба; закрепить знания о тружениках сельского хозяйства; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; активизировать словарь; развивать связную речь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Лепка «Продукты для игры в магазин».

С.р.и. «Супермаркет».

Беседа на тему: «Хлеб – всему голова»,

ЧХЛ - М. Глинская «Хлеб»;Я.Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»);М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;Укр.н.с. «Колосок»;Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»);

Валеологиечская игра: «Где спрятались витамины».

декабрь

«Стиральная машина». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития стиральной машины; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Экскурсия в прачечную детского сада.

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

ЧХЛ - Л.Громова «Стиральная машина»;А. Валевский«Бытовые приборы».

 

«Пылесос». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития пылесоса; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Конструирование  пылесоса из бросового материала в свободной деятельности.

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

ЧХЛ - Н.Антипова – Татур «Маленький пылесос; Н.Милетич «Сказка о голодном пылесосе»;

январь

«Холодильник».  Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития холодильника; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Экскурсия на кухню детского сада.

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

 

 

 

«Плита». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития варочной плиты; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании варочной плитой; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С.р.и. «Семья».

Беседа на тему: «Правила безопасности при обращении с плитой».

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

 

 

 

февраль

«Электричество». Познакомить детей с историей изобретения электричества; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании электрическими приборами; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь;

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Если не станет электричества».

Настольная игра «Elektrokit».

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

ЧХЛ - А. Косовский «Несчастен древний человек»;

«Стекло». Познакомить детей с историей изобретения стекла; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при обращении со стеклянными поверхностями; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь;

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Что можно сделать из стекла».

Познавательно – исследовательская деятельность - «Путешествие в мир стеклянных вещей»; «Знакомьтесь – фарфор».

ЧХЛ -С Прилуцкий «Узоры на стекле»;

И. Димитрова «Стекло»;

 

март

«Автомобиль». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного наземного транспорта; познакомить детей с развитием транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями автомобиля; закрепить знания о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила дорожного движения».

Конструирование - «Городской транспорт», из строительного материала.

С.р.и. «Водители».

ЧХЛ - Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»; Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»; М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;А Лукьянова «Сказка про грузовик»; М.Гранович «Пожарная машина», «Скорая помощь»; «Почтовая машина», «Поливальная машина», «Электротехническая машина»;

Дид. игра «Эволюция транспорта».

«Железнодорожный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного железнодорожного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями поезда; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила поведения в поезде».

Аппликация - «Поезд, в котором мы ездили».

Конструирование - «Транспорт», из использованных материалов.

Дид. игра «Эволюция транспорта».

апрель

«Воздушный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного  воздушного и космического транспорта; познакомить детей с развитием воздушного транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями самолета, вертолета  и космического корабля; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Правила поведения в самолете».

Рисование - «На чем люди ездят».

Конструирование - «Самолет», из деталей конструкторов.

С.р.и. «Летчики».

Дид. игра «Эволюция транспорта».

 

«Водный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного водного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями  первых кораблей; закрепить знание правил поведения на водном транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Аппликация -  «Корабли на рейде».

Конструирование - «Корабль», из деталей конструкторов; «Пароход с двумя трубами», из бумаги и картона; «Суда по чертежам», из строительного материала.

ЧХЛ - С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

С.р.и. «Моряки».

Дид. игра «Эволюция транспорта».

май

«Средства связи – радио и телефон». Систематизировать и углубить знания детей о средствах связи и их назначении; познакомить с историей изобретения радио Александром Поповым и телефона и их значении в жизни людей; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Какие передачи можно слушать по радио».

Конструирование в свободной деятельности из бумаги и картона  «Телефон».

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

 

«Телевизор, компьютер». Систематизировать и углубить знания детей о технических устройствах  и их назначении; познакомить с историей изобретения телевизора и компьютера и их значении в жизни людей; закрепить знания о безопасном для здоровья пользовании этими устройствами; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Телевизор и компьютер – польза и вред».

Конструирование в свободной деятельности из лего «Компьютер».

Дид. игра «Что  с начала, что потом»

 

Методический материал был опубликаван автором на сайте ДОО: http://ds5.edushd.ru/

Список использованной литературы:

Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.

Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №4.

Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.

Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.

Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.

Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.

Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004455

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8527
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.