Проект «Неделя арт-терапии» |
пт., 15.09.2017 |
Автор - составитель:
Ихина Елена Гарифуллаевна,
воспитатель
СП МАОУ Яровской СОШ
Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.
В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).
Участники проекта:воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.
Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.
Проект «Неделя арт-терапии»
Цель проекта: Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.
Задачи проекта:
- Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей.
- Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
- Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
- Сплочение детского коллектива.
- Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
- Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.
Ожидаемый результат:
- Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
- Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Алгоритм предварительной работы:
- Составить план мероприятий.
- Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
- Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
- Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
- Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.
План мероприятий Недели арт-терапии.
Мероприятие |
Цель |
Участники |
Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера). |
Ежедневные мероприятия Определение эмоционального состояния детей |
Дети,воспитатель |
Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия) |
Создать положительную установку на режимные моменты |
Дети,воспитатель, музык.руководитель |
Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия) |
Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния. |
Дети,воспитатель, музык.руководитель |
Игра «Связующая нить» (игротерапия) |
Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива. |
Дети,воспитатель |
Релаксация |
Успокоение, расслабление детей. |
Дети,воспитатель, муз.руковод. |
Игра «Кто позвал?» (игротерапия) |
Понедельник Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу. |
Дети,воспитатель |
Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» |
Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой. |
Дети,воспитатель |
Беседа по прочитанным отрывкам. |
Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение. |
Дети,воспитатель |
Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия) |
Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. |
Дети,воспитатель, муз.руковод. |
Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм) |
Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения. |
Родители, воспитатель. |
Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия) |
Вторник Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию. |
Дети, воспитатель |
Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия) |
Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти. |
Дети, воспитатель |
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» |
Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета. |
Дети, воспитатель |
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» |
Формировать позитивное настроение. |
Родители |
Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия) |
Среда Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности. |
Дети, воспитатель |
Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы» |
Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе |
Дети, воспитатель, родители |
Развивающее занятие «Дружба» Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия) |
Развить личностные качества. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей. |
Дети, воспитатель |
Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю». |
Скорректировать детско-родительские отношения |
Воспитатель, родители |
Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия) |
Четверг Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности. |
Дети, воспитатель |
Развивающее занятие «Сказочные персонажи» |
Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях. |
Дети, воспитатель, муз.руковод. |
Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия) |
Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию. |
Дети, воспитатель |
Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями |
Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм |
Дети, воспитатель, муз.руковод. |
Семейная гостиная «Играем вместе» |
Познакомить родителей с элементами арт-терапии. |
Дети, родители, воспитатель, муз.руковод. |
Итоговая выставка детских работ |
Пятница Формировать положительную эмоциональную атмосферу |
Дети, воспитатель |
Акция « Добрый поступок» |
Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим. |
Дети,воспитататель, музык.руковод. |
Круглый стол |
Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии |
педагоги |
Тренинг-игра «Педагоги и родители» |
Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду |
Родители, педагоги |
После реализации проекта:
- проанализировать результаты Недели арт-терапии;
- оформить результаты в презентацию;
- представить презентацию педагогическому коллективу.
Список используемой литературы:
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
- ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
- Справочник педагога-психолога 5, 2017.
- Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru.ped-kopilka.ru.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Алина | 23.04.2019 16:22 | # | ||
Очень интересно ! |