Педагогический проект по созданию сенсорных игр на развитие тактильных ощущений детей на прогулочной площадке. |
ср., 26.07.2017 |
Авторы:
Гонтова Наталья Геннадьевна
воспитатель
Саткеева Жанара Жаслановна
воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с 167 города Тюмени
«Игра – огромное светлое пятно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений и понятий об окружающем мире».
В. И. Сухомлинский
Цель проекта:
Создание условий для развития тактильных ощущений у детей в процессе игры с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.
Задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
Педагогические условия
Для решения поставленных задач были разработаны и реализованы следующие педагогические условия:
- Наличие интересного и доступного материала, который побуждает детей к активной деятельности (земля, песок, шишки, скорлупа фисташек, желуди, горох, фасоль);
- Наличие культурных образцов по экологической деятельности (создание мини-лаборатории, своевременность подачи схем, моделей);
- Создание особой атмосферы принятия, поощрения данной деятельности (дневники наблюдений, рисунки, презентации, фотографии);
Многие с нами согласятся, что чувственная сфера очень важна в нашей жизни. Как для взрослых, так и для наших детей. Сегодня мы предлагаем поговорить о сенсорном (чувственном) воспитании детей и предложить сенсорные игры для развития наших детей.
Наверно, многие согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения – информация, которую предоставляет нам тело. Именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром. И его можно назвать ведущим на протяжении всего периода дошкольного детства.
На тему сенсорного развития детей, а в частности тактильного и мелкомоторного написано очень много. Сегодня мы окружаем детей огромным количеством игрушек и материалов, главной целью которых становиться именно развитие этой сферы, но, как это часто бывает, мы ограничиваем детей в самом доступном и невероятно интересном и полезном – игр с природным материалом. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй.
Итак, вашему вниманию мы предлагаем:
«Сенсорный столик»
Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант – сенсорного столика.
Сенсорный столик представляет собой деревянный короб, который заполняется различными природными материалами. Сенсорный столик могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические столики наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.
«Цветной дождик»
Пройдя сквозь разноцветные “струи” ребенок оказывается в сухом душе. Разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды, Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь телом, Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию восприятия пространства. Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться.
«Веселый массаж»
Цель: развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, разделенная на четыре сектора, на дне которой, размещены различные природные материалы.
«Огородники»
Цель: различение мелких «овощей» по цветам.
Таким образом, игры с природным материалом способствуют сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает игры с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Игры с природными материалами в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007.
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007.
- Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007.
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - С. 8 -14.
- Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. - С. 5 — 17
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf