Эссе на тему "Я - воспитатель" |
ср., 10.06.2020 |
Автор:
Киргинцева Ирина Владимировна
воспитатель
МАДОУ Голышмановский ЦРР детский сад №4 "Ёлочка"
Часть 1.
«Детство ради детства»
А. Г. Асмолов
В моей педагогической жизни много наставников: в студенчестве я открыла для себя Антона Семеновича Макаренко, затем неким недосягаемым примером стал Януш Корчак, а вот сейчас держу в руках книгу Александра Григорьевича Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы».
Как воспитателя, меня заинтересовала глава «Детство», которая начинается со слов: «И опять: ради чего?»Асмолов применяет этот вопрос и к самому сокровенному: «Ради чего ты меня любишь?», и в рамках самого общедосягаемого: «Ради чего модернизация образования?»
В связи с этим вспомнилось одно из положений образовательного стандарта дошкольного образования: «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека(самоценность детства – период жизни значимый сам по себе)», ориентирующее педагогов на эффективную работу.
А ведь слова из Стандарта вспомнились не случайно: Асмолов руководил рабочей группой, создававшей этот документ.
У нас, педагогов-практиков, как правило, скептическое отношение к федеральным документам,да и к документам вообще, но в этом случае с ним (Асмоловым) трудно не согласиться, у которого девизом всех своих работ о дошкольном детстве стали слова: «Детство ради детства».
Я не была педагогом в советское время, когда дошкольное детство рассматривалось как подготовка к последующим жизненным этапам, в этот период я сама была объектом педагогического воздействия, получая дошкольное, начальное, среднее образование. Современная педагогика, и я с этим полностью согласна, в первую очередь ориентирована на формирование успешной самоценной личности. И это правильно. Ведь только успешные люди могут создавать успешное общество, успешное государство, поэтому я свою работу строю ориентируясь на то, что детство моих воспитанников – это прекрасное время здесь и сейчас, а не подготовка к будущему, игра – не репетиция взрослой жизни, а уже проживание этой самой жизни, процесс обучения и воспитания не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, и не стоит забывать, что от периода дошкольного детства так много зависит!
Радует, что в дошкольном образовании произошла «революция», после которой оно стало на одну ступеньс основным и высшим. Государство усиленно занялось повышением квалификации и обучением педагогов – дошкольников, рядовой педагог ДОО теперь ориентируется не только в нормативно-правовой базе, но и может создать собственный сайт для распространения опыта и контакта с родителями, имея возможность его опубликовать.
Это замечательно, но все-таки не стоит забывать о том, что самое главное словами даже в самых серьезных документах и в самых умных книгах не прописать – эта та любовь к детям, которая неизменно толкает нас на ежедневные открытия, подвиги и приключения. И вторую часть своих размышлений я хотела бы посвятить чувствам…
Часть 2.
«Зорко одно лишь сердце»
Антуан де Сент-Экзюпери
Каждый воспитатель, как и любой другой человек, и я в том числе, начинает свою жизньс прихода в детский сад, нет, не в качестве специалиста, а в качестве воспитанника. Наши первые впечатления, ощущения, чувства накладывают отпечаток на то, какими мы будем во взрослой жизни.Многое из детства остается в нашем сознании на бессознательном уровне и переносится в профессию, поэтому некоторые моменты мы в своем профессиональном поведении не можем объяснить.
Следующая составляющая нашего педагогического менталитета, хорошо осознаваемая и анализируемая - то, чему нас научили в профессиональных заведениях: возрастная психология, социальная педагогика. -Все эти знания и умения мы сознательно применяем и развиваем.
Но я хотела бы сделать акцент на третьей составляющей моего поведения и моей работы в качестве воспитателя. Каждое утро, когда я прихожу в детский сад, встречаю моих ребят, я думаю о своем сыне, который давно уже школьник, и делаю всё чтобы моим воспитанникам было комфортно и уютно, также как и моему сынишке со мной. Сейчас у меня средняя группа, бывают случаи, когда малыши не хотят расставаться со своими мамами, в такие моменты мне помогают мои материнские чувства.
«Зорко одно лишь сердце», - читаем в «Маленьком принце» Сента-Экзюпери. Слова, которые напрямую относятся к воспитателю. Я убеждена, нельзя войти в мир дошкольного детства без любви и понимания.
Часть 3.
«И вновь иду…»
В. Тарасов
И вновь утро… И вновь иду… И вновь мой детский сад с моими малышами.
На дорогу уходит всего несколько минут – для размышлений немного времени. Наверно, и размышлять здесь не о чем: я иду на работу, у меня отличное настроение, она приносит мне радость и удовлетворение. Моя профессиональная жизнь – ради детства, в котором живут по законам зоркого сердца. В моей педагогической судьбе много наставников: Макаренко, Корчак, Асмолов. Размышлять на основе их трудов можно долго и пространно, но мне пора к моим ребятам…
http://vladacenter.ru/rod/17--q-q.html
https://www.labirint.ru/books/373159/
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007666
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf