Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка

  вс., 12.02.2017

Автор:

Горст Оксана Людвиговна.

Должность: Воспитатель.

МАДОУ ЦРР д/с №146 г. Тюмени

высшая квалификационная категория.

Стаж работы: 21 год.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Сухомлинский В.А.  [1]

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно дошкольник. Ребёнок активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Мы знаем, что у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве,  любознательность, мотивация в достижении успеха.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо научить  ребенка сомневаться  в истинности знаний как таковых, учить добывать их разными способами. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. [5]. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

          Путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по нашему мнению, является одной из самых эффективных.

Именно в процессе исследовательской  (поисковой) деятельности :

Ø    активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения  и классификации, обобщения.

Ø    Развивается способность к начальным формам обобщения, умозаключения.

Ø    Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

Ø    В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка.

 Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. Наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.

Именно поэтому данное направление в практической деятельности с детьми является актуальным.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель:

- Изучить   влияние использования опытно- исследовательской деятельности в педагогическом процессе на развитие дошкольников.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создать картотеку опытов и экспериментов для каждой возрастной группы.
  •  Создать  условия для развития познавательного интереса детей в процессе опытно- исследовательской деятельности.
  • Апробировать на практике  включение опытов и экспериментов  деятельности в непосредственно образовательную деятельность детей.
  • Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

В нашей группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная мини-среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем различное  оборудование:

разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);

–шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

–увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

–измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

–фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

–компас, бинокль;

–пилочки, наждачная бумага, пипетки;

 - губка, пенопласт, поролон, вата

- магниты и т.д.

 Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, а ещё журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

Ø     Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

Ø    Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

Ø    Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

Ø    Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

Ø    При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

На каждую возрастную группу  существует подборка опытов и экспериментов.  [3] 


Опыты и эксперименты в нашей группе проводятся в непосредственно- образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной самостоятельной деятельности.  

 Экспериментально-исследовательскую деятельность подбираем в соответствии с темой образовательного комплекса.  Каждый ребёнок испытывает большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Например, в рамках темы «На прогулку в зоопарк» в процессе исследовательской деятельности, дети выяснили    «Почему  медведь после купания выходит сухим из воды!». Нанеся жирный крем на руки, опустив их в воду, самостоятельно пришли к выводу, что на коже и шерсти медведя покрытой  жиром, капли воды не задерживаются.  В результате у детей расширились представления  о разнообразии животных, об особенностях их приспособления к окружающей среде.  

В рамках темы образовательного комплекса  «Путешествие в прошлое» при проведении образовательной деятельности «Как продукты на стол пришли» в ходе эксперимента дети узнали, как люди научились готовить пищу из разных продуктов, познакомились со способом  приготовления картофельного крахмала.

В ходе  образовательной деятельности «Поможем воде стать чистой» дети познакомились с  различными способами очистки воды, используя различные материалы для фильтра, создали свой фильтр и помогли воде стать чистой.

При проведении образовательной деятельности «Путешествие на морское дно», используя магнитные удочки, очистили  водные просторы от металлического мусора. При этом, использование магнитных удочек предложили именно дети.

Экспериментируя, дети  приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, связи,  строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной деятельности, делать выводы. Так например,  в образовательной деятельности «Путешествие на корабле» дети в процессе эксперимента «Тонет – не тонет» самостоятельно  сделали вывод, из какого материала можно построить корабль, чтобы он не утонул.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Во время прогулки дети, познавая окружающий мир, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и др.

Например, обследуя камни, дети  рассказали,  где их можно увидеть,  рассмотрели их с помощью лупы, уточнили, чем они отличаются. Определили,  к какой природе они относятся, и как люди используют камни в своей жизни.  В ходе эксперимента выяснили,  что тверже: камень или дерево.   А наблюдение  за лужами  после дождя, позволило  провести опыт «Лужа морщится»: от маленького камушка – немножко, от большого - по воде расходятся широкие круги.

Рассматривание  снежинок через лупу, экспериментирование со снегом,  водой и льдом, не только вызывает живой интерес, но и позволяет детям сделать самостоятельные умозаключения о   том, что происходит с состоянием этих веществ под воздействием тепла и холода.

Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка, но в то же время  организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, формируя у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды.

В ходе «Большой  экспедиции маленьких геологов» был продемонстрирован опыт «Извержение вулкана» -  у детей сформировались представления  об извержении  вулкана. Дети узнали, что такое лава, как  образуется пемза, рассмотрели и обследовали ее, в процессе эксперимента с водой, выяснили, что в пемзе содержится воздух.

Приобретенные знания, умения и навыки, позволяют детям  наблюдать, анализировать, делать выводы, самостоятельно готовить оборудование  в ходе самостоятельных  экспериментов.

  - Например:

«Тонет – не тонет»,

«Мыльные пузыри»,

«Сделаем растворы»,

«Выйти сухим из воды»

- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др.[2]

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Проведение  простейших опытов и экспериментов в семье, рядом с родителями  поддерживает  у ребёнка стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений и действий.

Кроме того, мы рекомендуем родителям вместе с детьми  создавать разнообразные коллекции (пуговицы, значки, наклейки, календари,  вкладыши из киндер - сюрпризов ).  Ведь  именно общность интересов объединяет родителей и детей.

Как показывают наблюдения, детям интересно экспериментировать в любом возрасте. 

Детям младшего возраста  надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь  получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

…В  старшем дошкольном возрасте, расширяется подбор материалов,  дети  выдвигают собственные предположения, способны уже самостоятельно делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, без наводящих вопросов.

       По результатам мониторинга можно сделать вывод о положительном влиянии использования опытно-исследовательской деятельности на развитие дошкольников:

  положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;·

  повышение уровня развития любознательности;·

 · обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

  повышение уровня развития познавательных процессов;·

 · речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

 · личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

  психологическая готовность к школе;·

  умение представить и защитить проект. ·[4]

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. Наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.

- Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Список используемых интернет ресурсов:

1. http://collegy.ucoz.ru/publ/9-1-0-11000

2. http://www.razym.ru/38164-nm-zubkova-voz-i-malenkaya-telezhka-chudes-opyty.html

3. www.twirpx.com/file/862582

4.http://razym.ru/semiyahobbi/detiv/181832-dybina-ov-rahmanova-np-neizvedannoe-ryadom-zanimatelnye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov.html

5. http://www.moi-detsad.ru/poznav.htm

Фотографии из личного архива педагога Горст О.Л.

Приложение

интегрированная  образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

«заселяем зоопарк » по теме образовательного комплекса

« На прогулку в зоопарк»

Цель:  Продолжить обучение ручному труду, формируя навыки работы с различными материалами.

Задачи:

«Социально- коммуникативное развитие»

Продолжать воспитывать у детей умение самостоятельно планировать свою и общую работу, осуществлять самоконтроль,подбирать оборудование и бережно пользоваться им, употреблять наиболее рациональные приёмы работы.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной   деятельности.

«Познавательное развитие»

Расширять и уточнять представления детей о разнообразии животных планеты,об особенностях их приспособления к окружающей среде. Развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы через экспериментальную деятельность. Учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение называть числа, обозначенные цифрами. Учить детей подбирать эффективные источники информации.

«Речевое развитие»

Развивать построение высказываний, учить излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать предположения и делать простейшие выводы. Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам интересные факты о животных. Ввести в  активный словарь детей: вольер,

«Художественно- эстетическое развитие»

Развивать умение активно и творчески применять в продуктивной деятельности ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства: определять форму и размеры заготовок для животных, выбирать фактуру бумаги и картона, подбирать цвета, делать разметку с помощью шаблона, использовать в качестве образца рисунок. 

«Физическое развитие»

Обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Совершенствовать развитие мелкой мускулатуры руки при работе с различными инструментами и материалами. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать самостоятельность в двигательных действиях.

(Дети   заходят в музыкальный зал и приветствуют гостей).

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

День наступает,

Все оживает,

Солнце встает,

Нам тепло дает!

«Добрый день!» - солнцу и птицам.

«Добрый день!» - улыбчивым лицам.

Внесение коробки с надписью «Сюрприз»

- Ребята, смотрите что это? Как вы думаете, что может лежать внутри этой коробки?  (предлагают различные варианты).

Смотрите, здесь какая- то игра.  Присядем на ковер и рассмотрим ее.

Внесение игры «Кто где живет»

- Как мы можем поиграть с картой и животными?  (расселить животных на карте по местам их обитания).

- Выберите себе по одному животному и найдите на карте место его обитания. 

- Где обитают зебры? А где обитают кенгуру? 

-Ребята, а где можно увидеть животных со всего мира?  (в зоопарке, в интернете, в энциклопедиях…….)

-Да, все верно, а что такое зоопарк?   (место, где животные находятся в клетках, в вольерах, куда приходят люди посмотреть на них).

- Давайте и мы  создадим в  группе  мини- зоопарк. Вольеры у нас уже есть, осталось заселить животных. Определим по опорным картинкам, какие животные будут жить в этих вольерах.

- Расскажите, кого мы будем заселять в вольер под № 1. (медведя)

- Какого медведя?  Почему вы так решили?

-Может кто-нибудь нам расскажет про белого медведя?

Рассказ ребенка:

Ребенок :  Белые медведи обитают на крайнем севере среди снега и льда.  Они очень хорошие пловцы, могут  ловко плавать в холодной, ледяной воде и при этом чувствуют себя великолепно. Но вот, удивительно,    почему - то медведь после купания выходит сухим из воды!»

- А, действительно, ребята, почему медведь выходит сухим из воды?

(предполагают различные варианты )

Мама ребенка:

А я могу помочь вам раскрыть этот секрет

«Давайте проведем опыт. Ребята, подойдите к столам.

(на столах стоят тазы с водой, детский крем)

- Опустите руки в емкость с водой и  выньте их из  воды. Скажите,  какие они у нас стали? (Если мы их опустили в воду, то какие они стали?)

(они мокрые)

 - Если бы сейчас был мороз, как вы думаете, что бы случилось с нашими руками? 

(они бы покрылись льдом.)

- возьмем бумажные салфетки и протрем руки насухо, и  смажем их жирным кремом.

( натирают руки детским кремом и снова опускают руки в  емкость с водой).

Снова опустите  руки в воду,  выньте и встряхните их, что происходит с каплями воды?

(вода стекает, на руках образовались капли)

- Вот, так и медведь стряхивает с себя воду и она с него быстро стекает, потому что  кожа и шерсть белого медведя пропитаны жиром.

 -  Жирный крем действует на нашу кожу так же, как жир на коже животного.

-  Так почему же медведь не замерзает после купания?

(кожа и шерсть медведя покрыта жиром, когда он встряхивается, капли воды слетают с него.)

- Спасибо вам, Ирина Анатольевна, за интересный эксперимент.

- Ребята, вытрите насухо руки бумажными салфетками.

- А сейчас поиграем в музыкальный зоопарк, внимательно слушайте и выполняйте движения.

Игра  «Музыкальный зоопарк»

- Как вы думаете, кто  будет жить в вольере под № 3?    (лев)

- Почему вы так решили?

(опорные картинки)

-  Кто будет жить справа от льва? Где у нас вольер справа?

(страус)

Почему вы так думаете, докажите.  (опорные картинки).

- Кто жить в вольере под № 2?   Какие признаки вам помогли определить животное?  (зебра).

 Ну что ж, пора приступать к изготовлению животных.

- Ребята, а где мы можем получить информацию, из каких материалов они могут быть сделаны? (книги, энциклопедии, интернет…)

-  Действительно, интернет нам поможет. Присаживайтесь, ребята.

Сначала что мы должны сделать? Заходим в интернет

- В поисковой строке введем вопрос, на который хотим получить ответ.

- Какой вопрос мы зададим?  (поделки животных из разного материала) нажимаем поиск, посмотрите как много ответов дал нам интернет, кликнем мышкой на  любой предложенный вариант

(называют различные варианты)

- Расскажите, из каких материалов сделаны эти поделки.

(предполагают различные варианты )

- Так каких животных мы будем заселять в наш зоопарк?

(зебру, страуса, льва, белого медведя)

-   А еще у нас есть подсказки – картинки: выберите    любую картинку-подсказку  или придумайте свой способ изготовления  и подберите  материал для  изготовления животного. Занимайте место в нашей творческой мастерской.

(Практическая работа за столами под музыкальное сопровождение).

-Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам, помогите заселить  зоопарк.

(из чего  ты делаешь страуса, зебру, льва, медведя (перечисляют материал).

- Ребята, а кто уже сделал животное, может заселить его в соответствующий вольер.

(дать детям установку убрать рабочее место, помочь товарищу, изготовить еще вольеры)

- Ребята, у нас есть энциклопедии про животных, вы их можете рассмотреть, а можно сделать еще вольеры из конструктора.

Посмотрите. Какие замечательные животные  у вас получились..  Илюша, какая поделка тебе понравилась? А почему? А тебе ...? 

- Ребята, вольеры мы заселили, а посетителей нет, кого мы можем пригласить в зоопарк?

(родителей, гостей)


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6507
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.