Создание условий введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  пт., 30.12.2016

Тема: «Дети - разные, права на образование - равные»

Автор:

Набиулина Эльмира Фаритовна

Старший воспитатель

МАДОУ «Колокольчик» г. Когалыма

 

Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию опыт работы нашей дошкольной организации по созданию условий введения ФГОС для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.

Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволило сделать еще один шаг навстречу детям.

Коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание данной проблеме.

В нашем детском саду с 2011 года начала работу группа выходного дня «Особый малыш» для детей с ограниченными возможностями здоровья не посещающих дошкольные учреждения.

Была разработана программа социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир без границ», которая в 2012 году стала победителем конкурса достижений среди образовательных учреждений города Когалыма в номинации «Лучшее дошкольное учреждение, внедряющее программу познавательно-речевого развития дошкольников», а с 2013 года, по запросу родителей, в детском саду таких групп уже стало две.

Группы комплектовались по разновозрастному принципу, наполняемость – 8 детей.

Основная организационная форма работы в данных группах — индивидуальные занятия и занятия небольшими группами по 2—3 ребенка, которые проходили как в присутствии родителей (законных представителей), так и без них.

Ребятишки занимались с разными специалистами (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а родителям предоставлялась возможность получить консультацию данных специалистов и заняться личными делами. Содержание работы в группах строилось с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, возможностей и интересов каждого ребенка, с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка, на основе ведущего вида детской деятельности (а в дошкольном возрасте это игра).

Организовать грамотное и эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ способен только специалист с соответствующей квалификацией, поэтому все педагоги, работающие с этими детьми, прошли соответствующую подготовку - курсы повышения квалификации по теме «Современные подходы к планированию воспитательного процесса в ДОУ компенсирующего (комбинированного) вида с учетом требований ФГОС».

В целях реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы»,  в 2014 году в нашем детском саду открылась группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

Была создана целостная система, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений речевого развития детей в освоении ими дошкольной образовательной программы и подготовке детей к успешному обучению в школе.

Результат 2-х летней работы данной группы - положительная динамика у воспитанников, а именно:

дети пользуются в самостоятельной речи простыми распространенными  и сложными предложениями;

владеют элементарными навыками пересказа, навыками диалогической речи;

повысился уровень грамматического оформления самостоятельной речи.

И самое главное – дети стали уверенными в себе, т.е. налицо успешная социализация воспитанников, что является необходимым условием при поступлении в школу.

В этом году выпускники нашей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи пойдут в первый класс. Думаем, что они легко пройдут период адаптации и вольются в школьный коллектив наравне со всеми детьми.

В 2015 году  на базе нашего детского сада открыта группа компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью. Наполняемость группы – 9 человек. Группа разновозрастная (от 5 до 7 лет). Дети поступают к нам по решению городской ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Основная наша  задача– обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для успешного проведения коррекционного процесса этой группы была создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий: создание психологического климата, щадящий охранительный режим, увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе, варьирование длительности дневного сна. Была пересмотрена организация музыкального, физкультурного воспитания детей (это игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).

Улучшена материально-техническая база: оборудование и игрушки, отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность. Был подобран методический материал для обследования детей и реализации основных направлений коррекционной работы. Педагоги  данной группы прошли курсы повышения квалификации, являются постоянными участниками вебинаров по теме «Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с интеллектуальной недостаточностью».

Наряду с  основным диагнозом, у каждого ребенка наблюдается еще множество сопутствующих нарушений, которые требуют коррекции.  Воспитателями и специалистами была проведена огромная работа по социализации (обучение совместной игре, элементарным культурно- гигиеническим навыкам, культуре поведения в группе и общественных местах: праздники, экскурсии и т.д., самоконтролю); по формированию у детей положительного отношения к образовательной деятельности, а именно: усидчивости, развитию всех психических процессов связанных с обучением. Педагоги стремятся к тому, чтобы дети понимали и выполняли словесные инструкции, учились обращаться за помощью к взрослым.

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.

Анализ результативности работы показал, что у наших детей-выпускников в коррекционной группе, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

Родители (законные представители) воспитанников являются  нашими первыми помощниками. Но и им зачастую необходима помощь специалистов. Поэтому постоянные встречи с родителями мы организуем  с привлечением специалистов,  что позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию. Для них детский сад становится социальным центром помощи в воспитании детей.

Работа в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью еще продолжается.

В результате проведенной работы учреждение стало победителем городского конкурса  на присуждение премии «Общественное признание – 2015» в номинации «Территория добра».

Конечно, решающим направлением образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов является развитие инклюзивного образования. Но необходимо понимать, что интеграция — очень сложный процесс и для достижения успешных результатов необходим ряд условий:

Во-первых, абсолютно все дети-инвалиды не готовы к интеграции. Невозможно себе представить, что с такого-то числа все они пойдут в массовую школу или детский сад.

Во-вторых, для успешной интеграции необходима готовность родителей ребенка-инвалида — потребуется особая поддержка с их стороны. Ведь абсолютно все семьи, я уверена,  воспитывающие ребенка-инвалида или с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию  такого ребенка.

В-третьих, образовательные учреждения  должны  быть готовы принять инвалидов: с детьми и педагогами  нужно проводить определенную работу хотя бы для того, чтобы на ребенка, отличающегося от остальных, никто не показывал пальцем.

Педагогам необходимо пройти специальное повышение квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми. В массовой школе нужно организовать сопровождение детей-инвалидов с участием психологов, учителей-дефектологов, социальных работников. А самое главное — необходима готовность общества к принятию инвалидов, я думаю  это позволит детям стать более толерантными,  научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

Считаю  необходимым  сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, хотелось бы, что бы такие учреждения на современном этапе выполняли функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

В заключение хочется сказать двумя крылатыми фразами «Я не волшебник, я только учусь» и «Все будет хорошо». Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества.  Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2320
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.