Повышение роли отца в семье

  вт., 19.04.2016

Автор:

Орлова Оксана Михайловна,

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ "ДС "Берёзка" г. Новый Уренгой

пед. стаж 18 лет.

Проблема повышения роли отца в семье – сложное явление, включающее в себя решение ряда вопросов, от правильности которых зависит весь процесс воспитания и образования детей. Поэтому и на сегодняшний день проблема отцов является актуальной, и требует к себе пристального внимания со стороны науки и практики.

Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребенка  также необходимо непосредственное участие отца в его воспитании. Не все мужчины понимают, насколько это важно. Многие из них не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. А ведь ответственному отцовству нужно учиться!

Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятий со своим ребенком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя отцов работать дольше и тяжелее в надежде на повышение должности и зарплаты. Специфика работы вахтовым методом вынуждает их выезжать на определённое время за пределы города, тем самым нарушается связь между родителем и ребёнком. Пристрастие к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность, несомненно, являются дополнительными факторами, губящих отцов.

Поэтому целью моей работы  стало: помочь отцам в осознании своих задач в семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его отцом.  Найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний отцам, чтобы они могли помочь своим детям адаптироваться в современной жизни. 

Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Одна мама, отдавая все свое тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребенка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец.

Задачи работы:

  • Довести до отцов истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Пополнить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Помочь  отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивая его творческие способности.
  • Вовлечь отцов в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Концепцией в данном опыте является:

  • равенство в воспитании детей означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Уважение отца к ребёнку, значит, верить в его способности, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельные решения.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение эффективности взаимодействия.
  • Изменения активности членов семьи в педагогическом процессе.
  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждым отцом (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
  • Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и отцами, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности отцов.

Были определены следующие критерии эффективности:

  • Изменения в жизни семьи.
  • Изменения во взаимоотношениях между воспитателями и родителями.
  • Изменения в педагогическом процессе.

Для эффективности были использованы следующие методы и формы работы с отцами такие как:

  • Анкетирование, беседы.
  • День открытых дверей.
  • День семьи.
  • Семейная творческая мастерская.
  • Анкетирование, опросы.
  • Лекции, дискуссии, беседы, консультации.
  • Памятки, стенгазеты, папки-передвижки, буклеты, листовки.
  • Семинары – практикумы.
  • Советы специалистов детского сада.
  • Домашние задания.
  • Посещение занятий отцами.
  • Коллективные творческие дела (участие в конкурсах, выставках, праздниках).

Очень интересными формами были: письма (звуковые), видеозаписи, поделки, рисунки детей  для пап. Многие отцы работают вахтовым методом на Ямбургском и Заполярном месторождениях. Дети очень скучают. И чтобы как-то порадовать своих пап, они с огромным удовольствием делают поделки, рисуют рисунки; а сейчас (когда стали большими и научились) пишут письма своим папам. Смена, уезжающая на вахту, передают эти послания адресатам.   

Кроме того, очень важно заложить полезные традиции… Что нам и удалось сделать! Мы проводим и традиционные мероприятия: День открытых дверей, День семьи, посещение родителями непосредственно организованной деятельности; и организовывали семейные творческие мастерские «Оч.умелые ручки». Родители наших воспитанников принимали активное участие в выставках совместных творческих работ: «Краски уренгойской осени», «Овощная сказка», «Мастерим вместе с папой», «Пасхальный вернисаж», «Чудеса Земли». И не только мамы, а зачастую папы  делают совместные работы со своими детьми. Были проведены родительские гостиные «Еже ли Вы вежливы», «Мой папа – самый лучший друг». А на различных утренниках, досугах, спортивных соревнованиях – папы  - это верные наши помощники и участники.

Увеличилось время совместных дел взрослых и детей в семье – это и рисование, совместные дела по дому, организация праздников, походов, экскурсий, что помогло упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми,   а так же установить доверительные отношения между воспитателями и отцами, дедушками, старшими братьями. Папы обращались за подсказками, как лучше организовать совместное времяпровождение, как вести себя с ребенком в  трудных ситуациях. А это в свою очередь способствовало улучшению микроклимата, как в группе, так и дома.  Было создано детско - взрослое сообщество.

Проанализировав проведенную работу, можно сказать о пользе и эффективности различных педагогических форм работы с отцами. Действительно, эти формы работы способствовали повышению роли отца в семье, его активному участию в жизни группы и детского сада. Они помогли отцам лучше понять своих детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выразить собственные чувства доступные для понимания ребёнка, любить и уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности, и как можно больше времени проводить с семьёй.

И папы стали более заинтересованными, открытыми, стараются проводить больше времени с детьми. Мы попытались донести до пап, насколько важно детям их внимание, забота и понимание.

Как важно   с первых дней жизни быть окруженным не просто любовью, а обожанием отца. Тогда дети чувствуют себя более защищёнными, может быть, больше уверенными в себе.

Опираясь на выше сказанное, можно  с уверенностью говорить о важной роли отца в воспитании ребёнка. Так или иначе, отец, как и мать, – первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни.

Поэтому  не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, но не менее важен его интеллектуальный вклад в воспитании ребёнка. Дело не в том, что он знает больше, чем мама, - он знает то, чего не знает мама. Он приносит вести из своего, мужского, мира, с которым ребёнок сталкивается, стоит ему ступить за порог, и, доверяя папе, он входит в него без страха, но оснащенный необходимыми сведениями.

Опубликовано автором:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/20/povyshenie-roli-ottsa-v-seme-iz-opyta-raboty

http://festival.1september.ru/articles/639270/ http://www.docme.ru/doc/120076/rol._-otca-v-sem._e--iz-opyta-raboty-

http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/11894.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2540
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.