Волшебная сила микрогрупп

  вс., 10.05.2015

Автор-составитель:

Ситница Валентина Сергеевна,

воспитатель

МАДОУ ДС КВ "Гнёздышко" г. Новый Уренгой

Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология – «Социо-игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко,  Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.

   Следуя их советам, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (например, с помощью считалочек) внутренние отношения остаются неформальными.

     Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.

     В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

     Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены  микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.

     Объединение детей в малые  группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

      При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов.

     Работа малыми  группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной  по 4-5 детей. В социоигровой педагогике есть правило, что эти микрогруппы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.

     Существует 3 составляющие  социоигрового стиля:

  1. Смена мизансцены;
  2. Объединение в подгруппы, пары и работа в них;
  3. Движение (слушают, говорят, делают).

     В.М. Букатов говорит по этому поводу:

ü Если дети при совместной деятельности  были малоподвижными, то социоигровогостиля скорее всего не было;

ü Если при совместной деятельности не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;

ü Если по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем) – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»

     Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике квлючает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

 С социоигровой  педагогикой меня познакомила педагог-психолог Павлова А.Б. в 2013 году. Я применяла и применяю этот метод с воспитателями, родителями, а в основном в совместной деятельности с детьми.

   Предлагаю алгоритм проведения работы в микрогруппах:

  1.  Разминка и деление детей на три команды.

(Команды выбирают капитанов (себя не предлагать) и они подходят к воспитателю).

  1. Воспитатель предлагает капитанам выбрать задание (задания находятся в конвертах или в коробках). Задание должно быть одного характера, но рисунки, изображения разные. Воспитатель задание произносит тихо,  чтобы капитаны смогли внимательно слушать, запомнить и передать команде.

(Капитаны возвращаются и сообщают задание своей команде).

  1. Выполнение задания (самостоятельно).
  2. Капитаны выходят и объясняют свой ответ.
  3. Все дети выходят, опять проводится разминка и деление детей на команды. И в таком порядке проводится следующее задание.

Всех заданий не должно быть менее трёх. Обязательно должны быть  разминки, перемешивание детей и деление на минигруппы.

Должна сказать, что уже третий год работаю по этому методу и игры, развлечения, семинары проходят очень интересно, познавательно, творчески.

Литература:

  1. Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы». – Красноярск, 1999.
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: СПб, Образовательные проекты»;М.: НИИ школьных технологий, Сфера, 2009.
  3. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру». Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М.Букатова. СПб.: Речь;
  4. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников»: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада/ Под общей ред. В.М.Букатова – СПб:  Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  5. Субботина Л.Ю. « Развитие воображения детей». – Ярославль: Академия развития, 1997.

Интернет-источники:

ОП «Мой университет». Бесплатный электронный курсhttp;//www.moi-universitet.ru//; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников»,  Открытый урок: www.openlesson.ru

http://www.maam.ru/detskijsad/socio-igrovaja-tehnologija.html

http://www.maam.ru/detskijsad/novoe-240444.html

http://www.maam.ru/detskijsad/nod-s-ispolzovaniem-socio-igrovoi-tehnologi-rabota-s-detmi-v-mikrogrupah.html

Интерактивные микротехнологии воспитания

Способы объединения детей в малые группы

Социоигровая педагогика

О таблице социо-игрового стиля обучения...

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Любовь 09.02.2021 23:05 #
Хотелось бы познакомиться с методическим обеспечением по данному
направлению .Материал показался очень интересным и востребованным
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8422
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.