Дидактическое «Лексическая елочка» в преодолении лексико – грамматического недоразвития у дошкольников

  пт., 03.04.2015

Автор:

Анчугова Татьяна Викторовна,

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - детский сад №15 «Страна чудес»

г. Ханты-Мансийска

Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, дает возможность погрузиться  в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.

Цель данного пособия «Лексическая елочка»: помочь воспитателям при планировании работы по преодолению лексико – грамматического  недоразвития у дошкольников  в рамках одной лексической темы.

Игрушки и предметы,  представленные на «Елочке», предназначены:

-  для развития речи детей, имеющих трудности в формировании лексико – грамматических представлений;

- способствуют постепенному количественному  росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.

Пособие может быть использовано воспитателями логопедических и массовых групп дошкольных учреждений, родителями, педагогами начального звена коррекционных классов.

   

Лексическая тема «Обувь»

Лексическая тема  « Школьные принадлежности»

Лексическая тема « Птицы»

Лексическая  тема « Из чего сделаны девчонки».

В рамках лексической темы еженедельно учитель - логопед планирует разнообразные игры с использованием данного пособия «Лексическая елочка». Данные игры представлены при планировании с указанием на пособие.

Предлагаем вам пример недельного планирования «Разноцветная книга», игры и упражнения педагогической находки выделены в тексте.

3 неделя января.

Лексическая тема недели «Разноцветная книга »

Понедельник. Красная страница.

Утро.

Педагог вносит «Разноцветную книгу». Дети рассматривают ее, называют цвет страниц.

Педагог  предлагает детям открыть первую страницу.

Ярко – ярко,

Жарко – жарко,

Разгораясь там и тут.

Светом  ясным,

Цветом красным

Маки на полях растут.

Игра « Елочка – собериха».

Цель: формировать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительным в роде, числе).

Дети вешают на елочку предметы красного цвета, которые они принесли из дома и рассказывают: « Я принес красную машинку».

 

Вечер.

Упражнение « Рассмотри и  расскажи, что  запомнил».

Цель: развивать зрительное внимание, память, грамматический строй речи      (согласование прилагательных с существительным).

Педагог предлагает детям рассмотреть на елочке предметы  красного  цвета.

Дети запоминают и называют их.

Формирование предпосылок  становления слоговой структуры слова.

Упражнение « Повтори узор».

Цель: развивать зрительное внимание, графические навыки.

Педагог выкладывает перед детьми несложный узор из красных геометрических фигур. Предлагает детям повторить его.

Усложнение – измени узор, продолжи.

 

Вторник.  Оранжевая страница.

Утро.

Упражнение « Назови, что бывает оранжевым на елочке».

Цель: развивать память, воображение, автоматизировать произношение звуков –р -, -ж-.

Апельсин, абрикос, волосы у клоуна…..

( можно использовать картинки, предметы).

Вечер.Слушание « Оранжевая песенка».

Цель: развивать слуховое внимание, память, воспитывать эмоциональный отклик на детскую музыку.

Дети слушают песенку и рисуют  отрывок из нее по желанию.

Выставка детских рисунков.

Формирование предпосылок  становления слоговой структуры слова.

Упражнение «Солнечная  Башня».

Цель: продолжать развивать ориентировку в двухмерном пространстве, тренировать мелкую моторику рук.

Педагог предлагает детям на выбор геометрические фигуры оранжевого цвета,  разные по размеру.

Дети выкладывают башни.

Среда.  Желтая страница.

Утро.

А  желтая – золотом

Расписала сады,

Нивы урожайные.

Спелые плоды.

Массаж пальцев « Овощи».

Цель: закреплять приемы самомассажа, развивать дикцию, согласовывать движения с речью.

Вырос у нас чесночек,                Разминают фалангу указательного,

Перец, томат, кабачок,               среднего,

Тыква, капуста, картошка,         безымяннго,

 Лук и немного горошка.мизинца.

Овощи мы собирали,                  Так же массируют пальцы на другой руке.

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,                         Разминают большой палец левой руки.

Наш  друг – огород!                      Разминают большой палец правой руки.

Вечер.

Упражнение « Назови ласково желтые предметы на елочке».

Цель: формировать грамматический строй речи (образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов).

О розе мы скажем  желтая,

А о розочке – желтенькая.

О платье мы скажем желтое,

А о платьице – желтенькое.

О платке мы скажем желтый,

А  о платочке – желтенький.

Формирование предпосылок  становления слоговой структуры слова.

Упражнение « Чаем угощаю».

Цель: продолжать развивать ориентировку на листе, упражнять мелкую моторику руки.

Педагог раздает детям листы с изображением чайника и чашек.

Задание: на чашках, которые стоят справа от чайника, нарисуй желтые цветочки;

слева от чайника – желтую фигурку по твоему выбору.

Четверг.  Зеленая страница.

Утро.

Эта страница зеленого цвета.

Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Зеленая опушка,

Зеленая трава,

Зеленая лягушка

Опять поет «ква – ква!»

Упражнение « Вверху – внизу».

Цель: развивать пространственные представления, активно использовать в речи слова вверху, внизу, справа, слева.

Педагог предлагает  повесить  мальчикам игрушки зеленого цвета на нижние ветки елочки, а девочкам на верхние ветки.

Дети рассказывают о том, куда они  разместили  игрушки.

Я повесила зеленую лягушку на  верхнюю веточку, справа от зеленой ложки.

Я поставил зеленую пилу на нижнюю веточку, слева от  зеленой  отвертки.

 

Ритмическая игра « Лягушки».

Цель: развивать ритмичность, выразительность  речи, согласование движений с речью.

Мы лягушки – кваксы,                                      стучат палочками друг о друга

Ночь чернее ваксы…

Шелестит трава.

Ква – ква – ква, ква – ква – ква!

Под ногами кочки.                                          Стучат палочками  по полу

У пруда – цветочки.

В небе – синева.

Ква – ква – ква, ква – ква – ква!

Вечер.

Просмотр сказки  В. Сутеева  «Петух и краски».

Цель: воспитывать внимание к звучащему слову,  развивать зрительное  и слуховое внимание, память; согласовывать прилагательные с существительными.Просмотр и беседа по сказке.

Формирование предпосылок  становления слоговой структуры слова.

Упражнение « Краски».

Цель: развивать ориентировку в двухмерном пространстве, мелкую моторику рук.

Педагог предлагает детям трафареты с отсутствующими  изображениями предметов.

Куда поставить зеленый треугольник – в правый верхний угол, зеленый квадрат -  в левый нижний угол  и т. д.

Пятница.  Голубая и синяя страницы.

Утро.

Какое время года рисуют  художники, используя голубые и синие краски.

Послушайте загадку и посмотрите иллюстрации.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки, кружева,

Первые проталинки,

Первая весна.

Беседа  « Мой любимый цвет».

Цель: развивать монологическую речь, умение устанавливать причинно – следственные связи.

Вопросы к детям:

  1. Какой цвет у тебя любимый?
  2. Почему этот цвет тебе нравится?
  3. А ты знаешь, какой цвет нравится твоей маме, сестренке?

Вечер.

Рассказывание « Синяя сказка» Н. В. Нищева

Цель: развивать речевой слух, воспитывать интерес к литературным сказкам.

Прослушав сказку, дети называют, какие предметы синего цвета встречаются в сказке.

Формирование предпосылок  становления слоговой структуры слова.

Упражнение « Поможем Ване».

Цель: развивать ориентировку в трехмерном пространстве, формировать правильный захват карандаша.

Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает помочь мальчику:

Раскрась машинку, которая в коробке, красным цветом,

около коробки – зеленым,

за коробкой – синим,

перед коробкой –  желтым.

Расскажи, что ты сделал.

Ежедневно дети приходят  в одежде (элемент одежды) определенного цвета.  Рассказывают о том, какую одежду они сегодня одели  (у меня синяя футболка, у меня красный бант). Кроме того дети приносят предметы и игрушки разного цвета, которыми украшают елочку.

 

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  - 3 изд. Испр. И доп. – М., Мозаика – Синтез, 2014 – 368с.
  1. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста  ( средняя группа). Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010 – 144с.
  2. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста ( старшая группа). Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010 – 144с.
  3. Нищева Н.В. « Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». – Спб.; Детство – Пресс, 2010 – 112с.

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3218
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.