Дидактическое «Лексическая елочка» в преодолении лексико – грамматического недоразвития у дошкольников |
пт., 03.04.2015 |
Автор:
Анчугова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР - детский сад №15 «Страна чудес»
г. Ханты-Мансийска
Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, дает возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.
Цель данного пособия «Лексическая елочка»: помочь воспитателям при планировании работы по преодолению лексико – грамматического недоразвития у дошкольников в рамках одной лексической темы.
Игрушки и предметы, представленные на «Елочке», предназначены:
- для развития речи детей, имеющих трудности в формировании лексико – грамматических представлений;
- способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
Пособие может быть использовано воспитателями логопедических и массовых групп дошкольных учреждений, родителями, педагогами начального звена коррекционных классов.
Лексическая тема «Обувь»
Лексическая тема « Школьные принадлежности»
Лексическая тема « Птицы»
Лексическая тема « Из чего сделаны девчонки».
В рамках лексической темы еженедельно учитель - логопед планирует разнообразные игры с использованием данного пособия «Лексическая елочка». Данные игры представлены при планировании с указанием на пособие.
Предлагаем вам пример недельного планирования «Разноцветная книга», игры и упражнения педагогической находки выделены в тексте.
3 неделя января.
Лексическая тема недели «Разноцветная книга »
Понедельник. Красная страница.
Утро.
Педагог вносит «Разноцветную книгу». Дети рассматривают ее, называют цвет страниц.
Педагог предлагает детям открыть первую страницу.
Ярко – ярко,
Жарко – жарко,
Разгораясь там и тут.
Светом ясным,
Цветом красным
Маки на полях растут.
Игра « Елочка – собериха».
Цель: формировать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительным в роде, числе).
Дети вешают на елочку предметы красного цвета, которые они принесли из дома и рассказывают: « Я принес красную машинку».
Вечер.
Упражнение « Рассмотри и расскажи, что запомнил».
Цель: развивать зрительное внимание, память, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительным).
Педагог предлагает детям рассмотреть на елочке предметы красного цвета.
Дети запоминают и называют их.
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Упражнение « Повтори узор».
Цель: развивать зрительное внимание, графические навыки.
Педагог выкладывает перед детьми несложный узор из красных геометрических фигур. Предлагает детям повторить его.
Усложнение – измени узор, продолжи.
Вторник. Оранжевая страница.
Утро.
Упражнение « Назови, что бывает оранжевым на елочке».
Цель: развивать память, воображение, автоматизировать произношение звуков –р -, -ж-.
Апельсин, абрикос, волосы у клоуна…..
( можно использовать картинки, предметы).
Вечер.Слушание « Оранжевая песенка».
Цель: развивать слуховое внимание, память, воспитывать эмоциональный отклик на детскую музыку.
Дети слушают песенку и рисуют отрывок из нее по желанию.
Выставка детских рисунков.
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Упражнение «Солнечная Башня».
Цель: продолжать развивать ориентировку в двухмерном пространстве, тренировать мелкую моторику рук.
Педагог предлагает детям на выбор геометрические фигуры оранжевого цвета, разные по размеру.
Дети выкладывают башни.
Среда. Желтая страница.
Утро.
А желтая – золотом
Расписала сады,
Нивы урожайные.
Спелые плоды.
Массаж пальцев « Овощи».
Цель: закреплять приемы самомассажа, развивать дикцию, согласовывать движения с речью.
Вырос у нас чесночек, Разминают фалангу указательного,
Перец, томат, кабачок, среднего,
Тыква, капуста, картошка, безымяннго,
Лук и немного горошка.мизинца.
Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на другой руке.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год, Разминают большой палец левой руки.
Наш друг – огород! Разминают большой палец правой руки.
Вечер.
Упражнение « Назови ласково желтые предметы на елочке».
Цель: формировать грамматический строй речи (образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов).
О розе мы скажем желтая,
А о розочке – желтенькая.
О платье мы скажем желтое,
А о платьице – желтенькое.
О платке мы скажем желтый,
А о платочке – желтенький.
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Упражнение « Чаем угощаю».
Цель: продолжать развивать ориентировку на листе, упражнять мелкую моторику руки.
Педагог раздает детям листы с изображением чайника и чашек.
Задание: на чашках, которые стоят справа от чайника, нарисуй желтые цветочки;
слева от чайника – желтую фигурку по твоему выбору.
Четверг. Зеленая страница.
Утро.
Эта страница зеленого цвета.
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
Зеленая опушка,
Зеленая трава,
Зеленая лягушка
Опять поет «ква – ква!»
Упражнение « Вверху – внизу».
Цель: развивать пространственные представления, активно использовать в речи слова вверху, внизу, справа, слева.
Педагог предлагает повесить мальчикам игрушки зеленого цвета на нижние ветки елочки, а девочкам на верхние ветки.
Дети рассказывают о том, куда они разместили игрушки.
Я повесила зеленую лягушку на верхнюю веточку, справа от зеленой ложки.
Я поставил зеленую пилу на нижнюю веточку, слева от зеленой отвертки.
Ритмическая игра « Лягушки».
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи, согласование движений с речью.
Мы лягушки – кваксы, стучат палочками друг о друга
Ночь чернее ваксы…
Шелестит трава.
Ква – ква – ква, ква – ква – ква!
Под ногами кочки. Стучат палочками по полу
У пруда – цветочки.
В небе – синева.
Ква – ква – ква, ква – ква – ква!
Вечер.
Просмотр сказки В. Сутеева «Петух и краски».
Цель: воспитывать внимание к звучащему слову, развивать зрительное и слуховое внимание, память; согласовывать прилагательные с существительными.Просмотр и беседа по сказке.
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Упражнение « Краски».
Цель: развивать ориентировку в двухмерном пространстве, мелкую моторику рук.
Педагог предлагает детям трафареты с отсутствующими изображениями предметов.
Куда поставить зеленый треугольник – в правый верхний угол, зеленый квадрат - в левый нижний угол и т. д.
Пятница. Голубая и синяя страницы.
Утро.
Какое время года рисуют художники, используя голубые и синие краски.
Послушайте загадку и посмотрите иллюстрации.
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки, кружева,
Первые проталинки,
Первая весна.
Беседа « Мой любимый цвет».
Цель: развивать монологическую речь, умение устанавливать причинно – следственные связи.
Вопросы к детям:
- Какой цвет у тебя любимый?
- Почему этот цвет тебе нравится?
- А ты знаешь, какой цвет нравится твоей маме, сестренке?
Вечер.
Рассказывание « Синяя сказка» Н. В. Нищева
Цель: развивать речевой слух, воспитывать интерес к литературным сказкам.
Прослушав сказку, дети называют, какие предметы синего цвета встречаются в сказке.
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Упражнение « Поможем Ване».
Цель: развивать ориентировку в трехмерном пространстве, формировать правильный захват карандаша.
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает помочь мальчику:
Раскрась машинку, которая в коробке, красным цветом,
около коробки – зеленым,
за коробкой – синим,
перед коробкой – желтым.
Расскажи, что ты сделал.
Ежедневно дети приходят в одежде (элемент одежды) определенного цвета. Рассказывают о том, какую одежду они сегодня одели (у меня синяя футболка, у меня красный бант). Кроме того дети приносят предметы и игрушки разного цвета, которыми украшают елочку.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - 3 изд. Испр. И доп. – М., Мозаика – Синтез, 2014 – 368с.
- Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста ( средняя группа). Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010 – 144с.
- Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста ( старшая группа). Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010 – 144с.
- Нищева Н.В. « Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». – Спб.; Детство – Пресс, 2010 – 112с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf