Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения зрения в процессе образовательной деятельности

  пт., 03.04.2015

Авторы:

Низамова Лейсан Мадехатовна,

Овчаренко Татьяна Николаевна,

воспитатели

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

г. Новый Уренгой

Зрение – самый мощный источник знаний для ребенка об окружающем мире, и о явлениях окружающего мира.

         Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

         Необходимо понимать, для того чтобы сохранить  зрение, следует соблюдать специальные условия, а именно статико-динамический и зрительный режимы, режим питания и отдыха.

Усиленная коррекционно-развивающая работа ведется в нашем детском саду «Ручеек». Врач – офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения,а воспитатели  выполняют рекомендации по ношению очков и оклюдеров, соблюдению зрительной нагрузки.

         Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.      Развитие зрительного восприятия. Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.

2.      Развитие осязания и мелкой моторики. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно – практических действий.

3.      Ориентировка в пространстве. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве.

4.      Социально – бытовая ориентировка.  Направлена на формирование навыков социально-адаптированного поведения.

Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы(осязание, слух, вкусовые, обонятельную и температурную чувствительность.                                            

        Таким образом образовательная деятельность в группах для детей с нарушением зрения направлена на развитие и обогащение зрительно-сенсорного опыта, на  дифференциацию различных признаков и свойств предметов окружающей действительности.   В процессе повседневной деятельности,  необходимо проведение зрительной гимнастики, физ.минуток, или работы с мини тренажерами направленных на снятие напряжения  глаз.

Также каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

      Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения

      Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей

      Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Данное направление в работе как нельзя лучше реализуется в   образовательной области «художественно – эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности детей.

Но для детей с нарушением зрения рисование вызывает большие  затруднения. Поэтому самым важным этапом в обучении рисованию является подготовительный этап, на котором проводится работа по формированию правильных и полных представлений о предмете. На  данном этапе рекомендовано использовать предметно – практические методы:

    Экскурсии

    Наблюдения

    Игры на обследования предмета, явлений

    Упражнения на развитие слухового, тактильного  восприятия,

    Наглядность

Остановимся на последнем. Наглядность должна быть правильно подобрана и методически грамотно преподнесена. Это может быть:

    Натуральные – наглядные пособия (предметы ближайшего окружения)

    Объемные – наглядные пособия (муляжи, модели, макеты)

    Изобразительные, графические, рельефные пособия.

Однако, некоторую наглядность нужно специально адаптировать, потому что использовать их для нормально видящих детей мы не можем. Например, при выборе иллюстраций, картин, репродукций следует учитывать:

    Четкое выделение общего контура изображения

    Насыщенность цветов

    Выделение контуром, цветом главного в изображении

    Умеренное количество второстепенных деталей

    Размер изображения (зависит от остроты зрения)

    Цветные (черно-белые не воспринимаются)

    Реальное изображение объекта

При организации деятельности нужно учитывать такие нюансы:

    Организация рабочего места ребёнка

    Как можно меньше использовать цветные карандаши, лучше краски, гуаши или современные средства рисования

    Выбирать матовые оттенки, не дающие бликов

    Наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка, желательно использование индивидуальныхфланелеграфов

    Важно!Использование различных трафаретов, лекалвнутренних и внешних (младший и средний возраст)

Также важно учитывать общие требования к проведению деятельности с детьми:

  • Хорошее освещение
  • Правильная посадка
  • Расположение наглядного пособия
  • Длительность деятельности
  • Чередование статико-динамического движения

В детском саду «Ручеёк» в  каждой группе в помощь воспитателям имеется «Индивидуальный офтальмо – гигиенический режим». Который помогает подобрать наглядно – дидактические пособия, правильно посадить ребёнка за столом.

         Таким образом, для того чтобы добиться результата в обучении рисованию детей с нарушением зрения, необходимо соблюдать выше изложенные требования, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Список литературы:

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с
  3. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
  4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.
  5. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4354
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.