Роль нетрадиционного рисования в детском саду

  пт., 03.04.2015

Автор :

Алексеева Анна Владимировна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 21 города Ишима

«Современное  демократическое  общество    нуждается в творческих людях, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности  людей, и то, насколько  продвинется  вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения».

                                                                                                               (Р. С. Немов)       

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования художественно – эстетическое развитие  выделено в отдельную образовательную область и предполагает  «самостоятельную творческую деятельность детей».  Стандарт  направлен  на решение такой задачи как «создание условий развития … творческого потенциала каждого ребёнка».  Внимание к художественной  деятельности не случайно, так как оно является  основным средством развития талантливой творческой личности в дошкольном детстве и  требует от педагога поиска новых путей в решении поставленных задач, которые позволят отойти от традиционных методов и приёмов работы, направленных на овладение детьми только определённых навыков в рисовании.

     Система работы с детьми, направленная на формирование творческих способностей,  предполагает  развитие воображения, знакомство с необычными способами изображения,  умения самостоятельно находить новые способы изображения  выразительных образов.  А так же создание условий  развивающей  предметно – пространственной среды, «…которая должна обеспечить творческую активность всех воспитанников» в соответствии с их индивидуальными возможностями.

    Существует много техник  нетрадиционного рисования, их необычность и привлекательность  состоит в том, что позволяет  быстро подключить детей к творчеству. Это рисование пальчиком  и ладошкой, ватной палочкой и поролоном,  печатанье листьями и набрызгивание краски  в младшем возрасте; рисование мятой бумагой, кляксография и процарапывание (граттаж)  в старшем дошкольном возрасте.  

      Организуя образовательное пространство для детей нашей группы, мы начали с насыщения его разнообразным изобразительным материалом: поролоном, ватными палочками, листочками, красивыми травинками,  семенами растений, камушками, пластилином, зубными щётками, гуашевыми и акварельными красками.  Эти простые предметы  позволили  детям освоить новые и необычные способы изображения знакомых предметов, побудили интерес к самостоятельному творчеству и эксперименту.

     Привлекать детей к необыкновенному рисованию мы  начинаем в младшем возрасте, лучше всего для этого подходит рисование пальчиком, оно буквально сразу подключает ребёнка к творчеству. Дети только учатся владеть кисточкой, карандашом, без помощи взрослых не могут нарисовать картинку, а вот поучаствовать в дорисовке они вполне готовы. Малышам предлагаем готовые картинки, беседуем по ним: « Вот летит пчёлка, хочет сесть на цветочек, выбирает  самый красивый, давайте дорисуем цветочек так, чтобы пчёлка его выбрала». Дети печатают пальчиком пятнышки – лепестки на цветке. Так можно рисовать семечки на шляпке подсолнуха, лучики у солнышка, весёлых гусениц, бабочек, листочки на деревьях и многое другое.

    Очень близко к пальчиковому рисованию рисование ватными палочками. В этом случае мы также предлагаем детям рисунки – заготовки и в сопровождающей беседе – игре помогаем понять, что нужно рисовать: «Сейчас зима, все птички улетели, а снегири не боятся морозов. Но, чтобы весело летать, им нужно кушать ягодки. А где их взять? Может быть, нарисуем?» Такое рисование доставляет детям радость. И чем лучше получается, тем больше им хочется им рисовать.

             Не менее интересно малышам рисование ладошкой. Прикладываем руку к листу бумаги, обводим, дорисовываем детали – и вот уже на нас смотрит Жар – птица или морской житель осьминог; можно рисовать немножко иначе, краску наносить непосредственно на ладошку и отпечатывать изображение на бумагу. После того как отпечаток получен, спрашиваем  у детей: « На что похоже?». Дети рассматривают изображение, воображают и  появляются образы  рыбок, снегирей, цветов.

           Четырёхлетним детям очень трудно даётся декоративное рисование. Них ещё нет чувства ритма, слабо развиты изобразительные навыки. Чтобы облегчить решение детьми учебной задачи, мы предлагаем им поролон.

     Для  того, чтобы дети могли рисовать поролоном,  вначале готовим им изобразительный материал: делаем разные геометрические фигуры, а затем прикрепляем их к палочкам или не заточенным карандашам. Теперь можно, обмакивая штампы в разную краску, создавать декоративные орнаменты, вначале из одного вида фигур, затем из нескольких на круге, полосе, квадрате.

     Освоить другую технику – набрызг или распыление краски, нам помогают простые зубные щётки. Одеваем на детей фартуки, застилаем столы газетами, а на бумаге красиво располагаем какие – либо  предметы (цветы, листья; трафареты бабочек, птичек и другие). Наносим краску на щётку, чем гуще краска, тем лучше. Теперь проводим карандашом по щетинкам, летят брызги и закрашивают поверхность листа. Теперь, если аккуратно убрать изображаемый предмет, то можно увидеть чёткую тень. Дети любят экспериментировать с разными красками, цветами, предметами. Распыление краски позволяют передавать в рисунке разные эффекты, например, лёгкость предмета, пушистую или колючую поверхность, сложные состояния погоды: дождь, снег при изображении пейзажей, которые получаются просто великолепными, если использовать другую нетрадиционную технику.

 

      Печать листьями. Листья во время работы берём самые разные: кленовые, берёзовые, дубовые, лучше сухие; аккуратно наносим краску и окрашенной стороной плотно прижимаем к бумаге. Листья можно использовать повторно, при смешивании красок получаются неожиданные оттенки. Стволы деревьям дети дорисовывают кисточкой.

          И большие, и маленькие дети любят рисовать смятой бумагой. С той лишь разницей, что малышам мы готовим бумажные комочки, а ребята постарше изготавливают их сами, разводят краску – тоже. Отпечатки от комочков бумаги получаются размытые, непохожие один на другой, формы создаваемых пятен непредсказуемые, что хорошо развивает фантазию. Такое рисование позволяет детям без особых усилий передавать в рисунках пушистую шерсть животных, неровные очертания деревьев. Остаётся дорисовать только некоторые детали  (носик, глазки, бантик) и на бумаге появляются озорной медвежонок, пушистый котёнок или полосатый тигрёнок.

       Много неожиданных открытий даёт возможность сделать маленьким художникам техника кляксографии. Раздувая краску через трубочку, никогда нельзя предположить,   как разойдутся и перейдут  друг в  друга,  пятна краски и какой будет результат. « На что похоже?», спрашиваем мы детей: «Что тебе они напоминают?». Такие вопросы развивают мышление и воображение. Дети учатся видеть образы в причудливых переплетениях линий и пятен: деревья, бабочек, цветы, водоросли. Дальнейшая дорисовка позволяет конкретизировать образы, сделать их понятнее и ярче.

        Ещё один необычный способ -  рисование с использованием парафина (воска) процарапывание или граттаж.  Для занятий  мы используем обыкновенную свечку. Дети наносят кисточкой на бумагу краску по желанию, после высыхания натирают парафином, затем снова наносят краску, но уже смешанную с мылом. После высыхания рисунок процарапывается деревянной палочкой. Эта техника рисования даёт широкий набор средств  для реализации детской фантазии: в передаче фантастических образов и сложных явлений  природы. Применение парафина особенно эффектно смотрится в рисунках выполненных линией с использованием цветного фона. Очень хорошо получаются у детей в такой технике рыбки, птички, причудливые цветы.

          Нетрадиционное рисование даёт детям минуты незабываемой радости, веры в свой успех, свободу в выборе изобразительных материалов, развивает фантазию и воображение,  стимулирует творческий подход к выполнению работ. 

Литература:

  1. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 75с.
  2. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники  рисования в детском саду. Часть 2- М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 70с.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./Под редакцией Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 157с.
  4. Необыкновенное рисование/Под редакцией Дрожина Ю. – М.: Мозаика – синтез,  2012. – 23с.
  5. Я рисую пальчиком, Забавные букашки. Альбом пальчикового рисования. - М.: Издательский дом  Карапуз, 2012. – 6с.

Интернет - ресурсы:                

http://womanadvice.ru/risovanie-vatnymi-palochkami

http://www.maam.ru/detskijsad/izobrazitelnaja-tehnika-pechat-listev-i-rastenii.html

http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5687
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.