Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой

  вс., 02.11.2014

Автор:

Романовская Ирина Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

педагогический стаж – 25 лет

МБДОУ №22 "Синяя птица" ЯНАО г. Салехарда

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления об окружающем мире, помогая ребенку познавать жизнь, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

В.А.Сухомлинский сказал, что «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Я работаю в группе с детьми с ТНР. Дети приходят в старшую группу из разных детских садов и испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В первые дни очень важной формой речевого общения становится беседа, разговор с детьми в повседневной жизни. Этот метод помогает приобщить детей к диалогу с другими детьми и воспитателем. Кроме этого я практикую совместное чтение и обсуждение книг, что также служит дополнительным стимулом развития диалога у детей.

Цель моей работыпо развитию связной речи у детей с ТНР через художественную литературу -определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.

Перед собой я поставила следующие задачи:

- расширение словаря;

- формирование звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи: диалогической и монологической;

- подготовка к обучению грамоте;

- воспитание интереса и любви к художественному слову.

В своей работе использовала как традиционные методы и приемы работы, так и инновационные.

К традиционным методам относится чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.)

Инновационные методы состояли в  организации интегрированной образовательной деятельности, театрализованных представлений, поставленных с участием детей по сюжетам рассказов, сказок, обыгрывании сказок.

В группе создан книжный уголок, в котором размещены портреты писателей, книги по программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, энциклопедии, книжки-малышки для самостоятельного чтения, азбуки, книги по временам года, загадки,  книжки, созданные руками детей.

     

Для знакомства детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина в подготовительной группе я разработала и использовала в своей работе практически-творческий проект «Путешествия по сказкам и стихотворениям А. С. Пушкина».

Проект занял первое место на Всероссийском конкурсе «Талантоха».

Подготовила и провела игровое интегрированное занятие  - «Там, на неведанных дорожках».  С конспектомэтого занятия приняла участие во Всероссийском конкурсе «Талантоха», где заняла третье место.

Проводила викторину по сказкам А. С. Пушкина между родителями и детьми. Дети были участниками викторины по сказкам между детьми  групп компенсирующей направленности нашего детского сада.

Воспитанник Мельников Дима принимал участие в городском конкурсе творческих работ «В них есть добро, любовь и счастье», где представил свою авторскую работу-сказку «Бегемотик» и занял третье место.

Использование традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным

Таким образом, использование художественных произведений у детей с ТНР способствует эффективному и плодотворному развитию связной речи и пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка-дошкольника.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой .  3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7302
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.