Коррекция слоговой структуры слова в работе с детьми с ОНР |
вс., 12.10.2014 |
Автор:
Казаева Инга Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 8 "Теремок"
ЯНАО Г.Салехард
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У многих из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.
Необходимо отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.
Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления. Ведь овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из факторов для овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.
В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения, которые могут проявляться следующим образом:
1.Нарушение количества слогов:
-сокращение (пропуск) слога: «конок» - котенок, «моко» - молоко
- опускание слогообразующей гласной: «пинино»- пианино, «башки»-баюшки
- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «детьмями» - детьми, «кубубик» - кубик;
2.Нарушение последовательности слогов слове:
-перестановка слогов: «чедоман» - чемодан, «моколо» - молоко;
перестановка звуков соседних слогов: «ковора» -корова, «ретемок» - теремок;
3.Искажение структуры отдельного слога:
-сокращение стечений согласных: «тул» - стул, «рок» - срок;
- вставки согласных в слог: «пестня» - песня, «кубикт» - кубик и т.д.
Для того чтобы помощь детям с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений..
Одним из важнейших факторов в работе имеет индивидуальный подход к детям, который призван учитывать возможности, а также характер искажений и нарушений слоговой структуры
В коррекционной работе по данной проблеме я использую такие методы и приёмы как:
- объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
- медленное, послоговое проговаривание слова;
- пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
- многократное повторение в ходе отработки.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Я подобрала и систематизировала практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и развить все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.
Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:
-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?);
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);
- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);
- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);
- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);
- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);
-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;
А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:
Логопед: Что это?
Ребёнок: Это туфли.
Логопед: Чьи туфли?
Ребёнок: Мои туфли.
Логопед: Где пятно?
Ребёнок: Пятно на кофте.
Логопед: Чего у тебя нет?
Ребёнок: У меня нет бантика.
Логопед: За кем мы будем наблюдать?
Ребёнок: Мы будем наблюдать за мышками.
Опираясь на пособие Четверушкиной Н.С., где представлен словарный материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я изготовила дидактический материал с интересными заданиями и игровыми упражнениями на все 14 типов слоговой структуры слова, объединив 11 и 12 типы в один.
Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Дидактический материал содержит специальные практические задания на развитие мелкой моторики, сенсорики, зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи по тому или иному типу слоговой структуры слова.
Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:
Логопед: Красное, спелое, наливное - это что? Ребёнок: Яблоко
Логопед: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребёнок: Клюв и т.п.
В то же время дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.
В своих разработках большое внимание уделяла иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.
Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми) в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Данный материал приносит положительные результаты в работе. Мои воспитанники:
-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;
-у детей развивается фонематическое восприятие;
-преодолеваются лексико-грамматические трудности;
-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;
-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
-активизируется и обогащается словарный запас;
-развивается грамотная речь, мышление, память
-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.
У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками и взрослыми.
Литература.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, - 92с.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.
- Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, - 95С.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.
- Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, - 109с.
- Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf