Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

  вт., 08.07.2014

Автор:

Слипченко Татьяна Юрьевна,

воспитатель

МАДОУ Богандинский детский сад "Берёзка"

«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,чем народный танец.Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства,вовлекает в свое веселье».

Игорь Моисеев

Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.

         Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

          До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.

           Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.

           Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, поверьте, невозможно будет воспитать полноценного человека.

           Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Р.н.т. – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.

          Обратите внимание, уважаемые коллеги, в наши дни очень развиты информационные технологии, люди перестали интересоваться историей своей деревни. В СМИ не так уж часто показывают русские народные танцы. и русские народные песни. Дети практически не посещают музеи, в единичных экземплярах сохранились предметы старины, многие не различают народные промыслы.

          Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.

  Задачи проекта:
Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.
Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучить детей элементам русских, народных танцев.
Воспитывать и пробуждать интерес  к культуре России.
Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам  русского народного творчества.
Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

Материалами для реализации проекта нам послужили:

Русские народные костюмы (русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой), музыкальные инструменты (в старину русские музыкальные инструменты изготавливали из дерева, расписывали инструменты народными промыслами).

     

Книги для чтения: русский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные) ; р.н.п.: Махоня, Жил я у барина, Прялица, как на тоненький ледок, Ой, вставала я ранешенько и др.
Раскраски с декоративно – прикладным творчеством (дымковская игрушка, полхов-майданские матрешки и т.д.);
 Музыкальные произведения( детская музыка «гармонист Тимошка», «русская плясовая», «пошла Дуня за водой», «метелица», сказки).

Демонстрационный материал - русские народные костюмы

 Русские народные куклы, игрушки.

            На начальном этапе я знакомила детей с историей танца, это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец; рассказывала  его историю, в каких областях России  его танцевали, в каких темпах и характерах

            Очень много мы с ребятами провели бесед и вопросы были примерно такими:

Как называется страна, в которой ты живёшь?

Что такое обычай и традиция?

Какие традиции и обычаи России ты знаешь?

Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашей станице? На какие?

Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?

Нравится ли тебе водить хороводы?

          Далее я наблюдала за детьми одну неделю:

Наряжается в русский народный костюм

Беседует со сверстниками и взрослыми  о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта

Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми

Использует элементы  русских – народных танцев.

Напевает фольклорные песни.

Разыгрывает театральное представление по сказкам

Играет в русские – народные игры

Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх

У родителей мы взяли интервью, вопросы были следующего содержания:

  • Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?
  • Какие традиции и обычаи России вы знаете?
  • Какие вы соблюдаете?
  • Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?
  • Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?
  • Знакомы ли вы с культурой других стран? 

Затем родителям было предложено анкетирование.

            На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать  в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты  и культуры  движения.

           Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над  качеством исполнения, так как  у детей очень важно воспитать   стремление  всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях,  где я закрепляла танец.

            Кроме того, что мы знакомились и изучали элементы русского народного танца, очень много мы с ребятами говорили о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), мною был организован мастер класс по росписи русских матрешек,

часто играли и играем в русские народные игры, разыгрываем театральные представления по русским народным сказкам (Репка, Три медведя, теремок, Гуси-лебеди, Колобок).

       Водили хоровод с венками, хоровод «Речка» (хороводы с использованием шуток, прибауток, закличек).

 У наших ворот, всегда хоровод.
Много песен,  много шуток
И веселых прибауток

              Из всего вышеперечисленного я сделала вывод, что  дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, правильно называют предметы быта старины и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют  передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества.

             Родители и дети с удовольствием пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала.

            Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Список литературы

1. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.  – 3-е изд., перераб. и дополн. -  СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

 2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

3.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.

4.  Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

5. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.

6. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.

7. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.

8. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.

9.Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002635

Штрих код (№ квитанции) 62502674105833 Дата отправки 15 июля 2014 г.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Оксана 01.02.2015 12:58 #
У меня ребенку 5.5-ой лет хотелось бы начать ходить на ваши танцы,просмотрела у вас афишу все понравилось, куда нам обратиться?
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6432
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.