Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец. |
вт., 08.07.2014 |
Автор: Слипченко Татьяна Юрьевна, воспитатель МАДОУ Богандинский детский сад "Берёзка" |
«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,чем народный танец.Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства,вовлекает в свое веселье».
Игорь Моисеев
Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.
Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.
До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.
Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, поверьте, невозможно будет воспитать полноценного человека.
Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Р.н.т. – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Обратите внимание, уважаемые коллеги, в наши дни очень развиты информационные технологии, люди перестали интересоваться историей своей деревни. В СМИ не так уж часто показывают русские народные танцы. и русские народные песни. Дети практически не посещают музеи, в единичных экземплярах сохранились предметы старины, многие не различают народные промыслы.
Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.
Задачи проекта:
Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.
Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучить детей элементам русских, народных танцев.
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.
Материалами для реализации проекта нам послужили:
Русские народные костюмы (русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой), музыкальные инструменты (в старину русские музыкальные инструменты изготавливали из дерева, расписывали инструменты народными промыслами).
Книги для чтения: русский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные) ; р.н.п.: Махоня, Жил я у барина, Прялица, как на тоненький ледок, Ой, вставала я ранешенько и др.
Раскраски с декоративно – прикладным творчеством (дымковская игрушка, полхов-майданские матрешки и т.д.);
Музыкальные произведения( детская музыка «гармонист Тимошка», «русская плясовая», «пошла Дуня за водой», «метелица», сказки).
Демонстрационный материал - русские народные костюмы
Русские народные куклы, игрушки.
На начальном этапе я знакомила детей с историей танца, это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец; рассказывала его историю, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах
Очень много мы с ребятами провели бесед и вопросы были примерно такими:
Как называется страна, в которой ты живёшь?
Что такое обычай и традиция?
Какие традиции и обычаи России ты знаешь?
Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашей станице? На какие?
Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?
Нравится ли тебе водить хороводы?
Далее я наблюдала за детьми одну неделю:
Наряжается в русский народный костюм
Беседует со сверстниками и взрослыми о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта
Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми
Использует элементы русских – народных танцев.
Напевает фольклорные песни.
Разыгрывает театральное представление по сказкам
Играет в русские – народные игры
Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх
У родителей мы взяли интервью, вопросы были следующего содержания:
- Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?
- Какие традиции и обычаи России вы знаете?
- Какие вы соблюдаете?
- Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?
- Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?
- Знакомы ли вы с культурой других стран?
Затем родителям было предложено анкетирование.
На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты и культуры движения.
Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях, где я закрепляла танец.
Кроме того, что мы знакомились и изучали элементы русского народного танца, очень много мы с ребятами говорили о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), мною был организован мастер класс по росписи русских матрешек,
часто играли и играем в русские народные игры, разыгрываем театральные представления по русским народным сказкам (Репка, Три медведя, теремок, Гуси-лебеди, Колобок).
Водили хоровод с венками, хоровод «Речка» (хороводы с использованием шуток, прибауток, закличек).
У наших ворот, всегда хоровод.
Много песен, много шуток
И веселых прибауток
Из всего вышеперечисленного я сделала вывод, что дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, правильно называют предметы быта старины и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества.
Родители и дети с удовольствием пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Список литературы
1. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.
2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
3.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.
4. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.
5. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
6. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.
7. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.
8. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.
9.Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002635
Штрих код (№ квитанции) 62502674105833 Дата отправки 15 июля 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Оксана | 01.02.2015 12:58 | # | ||
У меня ребенку 5.5-ой лет хотелось бы начать ходить на ваши танцы,просмотрела у вас афишу все понравилось, куда нам обратиться? |