Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников

  вт., 06.05.2014

Автор:

Карпович Светлана Юрьевна,

воспитатель МАДОУ д/с № 158 города Тюмени.

Педагогический стаж работы - 20 лет.

Первая квалификационная  категория.

Актуальность  темы

Для полноценного развития личности ребенкаважен процесс приобретения математических знаний, формирующихментальные процессы.

Математиканачинается с элементарныхарифметических действий.

Но дошкольники не всегда понимают,  для чеговообще нужен точный, не приближенный счет.Не уяснив смыслапроизводимых действий, они выполняют поставленные задачи, не вдумываясь.

Доказано, что в основе формированиядетского представления лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой прощеосвоить математические навыки.

Основной вид предметно-чувственной деятельностиребёнка – игра.

Опыт  показывает, что гармоничное сочетание обучения  и игры даёт возможность детямлучше познать мир. Это способствует  воспитанию полноценных индивидуумов.

Главная  цель:

Формирование посредством сюжетно-дидактических игр математических  знаний  об окружающем  мире у  дошкольников.

 Основные  задачи:

Расширять  и  углублять арифметические  знания  и  умения детей средней группы.

Поощрять   познавательный  интерес  ребяти способствовать развитиюментальныхпроцессов.

Значение   сюжетно-дидактических   игр   в формировании  математических  представлений у дошкольников

Жизнь глазами ребенка - это  игра, эксперимент, поэтому арифметические знания лучшеприменять в  игровом ключе. Зачастую полезно и увлекательно обыгрывать ситуации и события, с которыми сталкиваются взрослые. Дети охотно принимают участие в таких сюжетно-дидактических играх, как «На корабле», «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская».


В ходе игр «Цирк»и «Зоопарк»у ребят формируются пространственные  представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». И так далее.

  

Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе игры «Завтрак, обед, ужин», воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных материалов дети выполняют элементарные математические задачи.

Сюжетно-дидактические игры состоят из трех этапов:

1.  Вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущаяроль принадлежит   педагогу, который следит за арифметическимидействиямидетей, при необходимости помогает направить процесс  в нужное (игровое) русло.

2.Сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно-ролевую (это могут быть игры «Математика в дс», «Почта»,«В кафе», «Автобус»). Главенствующие роли  начинают исполнять дети.

3. Происходит возникновениесамостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности.


Взаимодействие с родителями

         В основе взаимодействияродителей и ребенка лежатдоброжелательность и индивидуальность. Эти качества помогают детям формировать свои положительные навыки, умения, достижения испособствуют развитию ребенка как личности, индивидуума.

Реализация  принципов, на   которых  строится  общение   с  родителями, помогает  быстро  построить  «мостик  взаимоотношения» с каждым  из  них.

Родители    радуются  вместе   с  нами   успехами  детей, помогают  им.

 Взаимодействие с педагогами МАДОУ

Дидактические  игры могут проводиться параллельно в разных сферах познавательной деятельности детей: так, обучение счету может перемежаться с занятиями в ИЗО-студии и музыкальном зале.

Такое  взаимодействие  с  педагогами  МАДОУ   погружает ребёнка  в целостный  мир  познания через различные виды искусства.

 Итоги

Значение   сюжетно-дидактических   игр   в формировании  математических  представлений у дошкольниковочень велико.

         В  игре   дети   могут   доказать   свою   правоту, открыто выразить свое мнение - таким образом формируется личность.

Глобально задача  педагога состоит в том, чтобы   подготовить  ребенка  не   к школе, а  к  жизни; дать детям свободу, не ограничивать его  потенциал.

 Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К.Дидактические игры  в детском  саду: книга для воспитателя д.сада.— М.: Просвещение, 1982.
  2. Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для  родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Сербина Е.В. Математика для  малышей. —.М.;Просвещение,1992
  4. СмоленцеваА.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.—М.: Просвещение, 1987. -96 с.

Программа:

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».— М.: Мозаика-Синтез, 2012. -391 с.

Фотографии—из архива воспитателяС. Ю. Карпович.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8742
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.