Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников |
вт., 06.05.2014 |
Автор:
Карпович Светлана Юрьевна,
воспитатель МАДОУ д/с № 158 города Тюмени.
Педагогический стаж работы - 20 лет.
Первая квалификационная категория.
Актуальность темы
Для полноценного развития личности ребенкаважен процесс приобретения математических знаний, формирующихментальные процессы.
Математиканачинается с элементарныхарифметических действий.
Но дошкольники не всегда понимают, для чеговообще нужен точный, не приближенный счет.Не уяснив смыслапроизводимых действий, они выполняют поставленные задачи, не вдумываясь.
Доказано, что в основе формированиядетского представления лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой прощеосвоить математические навыки.
Основной вид предметно-чувственной деятельностиребёнка – игра.
Опыт показывает, что гармоничное сочетание обучения и игры даёт возможность детямлучше познать мир. Это способствует воспитанию полноценных индивидуумов.
Главная цель:
Формирование посредством сюжетно-дидактических игр математических знаний об окружающем мире у дошкольников.
Основные задачи:
Расширять и углублять арифметические знания и умения детей средней группы.
Поощрять познавательный интерес ребяти способствовать развитиюментальныхпроцессов.
Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников
Жизнь глазами ребенка - это игра, эксперимент, поэтому арифметические знания лучшеприменять в игровом ключе. Зачастую полезно и увлекательно обыгрывать ситуации и события, с которыми сталкиваются взрослые. Дети охотно принимают участие в таких сюжетно-дидактических играх, как «На корабле», «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская».
В ходе игр «Цирк»и «Зоопарк»у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». И так далее.
Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе игры «Завтрак, обед, ужин», воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных материалов дети выполняют элементарные математические задачи.
Сюжетно-дидактические игры состоят из трех этапов:
1. Вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущаяроль принадлежит педагогу, который следит за арифметическимидействиямидетей, при необходимости помогает направить процесс в нужное (игровое) русло.
2.Сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно-ролевую (это могут быть игры «Математика в дс», «Почта»,«В кафе», «Автобус»). Главенствующие роли начинают исполнять дети.
3. Происходит возникновениесамостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности.
Взаимодействие с родителями
В основе взаимодействияродителей и ребенка лежатдоброжелательность и индивидуальность. Эти качества помогают детям формировать свои положительные навыки, умения, достижения испособствуют развитию ребенка как личности, индивидуума.
Реализация принципов, на которых строится общение с родителями, помогает быстро построить «мостик взаимоотношения» с каждым из них.
Родители радуются вместе с нами успехами детей, помогают им.
Взаимодействие с педагогами МАДОУ
Дидактические игры могут проводиться параллельно в разных сферах познавательной деятельности детей: так, обучение счету может перемежаться с занятиями в ИЗО-студии и музыкальном зале.
Такое взаимодействие с педагогами МАДОУ погружает ребёнка в целостный мир познания через различные виды искусства.
Итоги
Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольниковочень велико.
В игре дети могут доказать свою правоту, открыто выразить свое мнение - таким образом формируется личность.
Глобально задача педагога состоит в том, чтобы подготовить ребенка не к школе, а к жизни; дать детям свободу, не ограничивать его потенциал.
Список используемой литературы
- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя д.сада.— М.: Просвещение, 1982.
- Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,1997.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. —.М.;Просвещение,1992
- СмоленцеваА.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.—М.: Просвещение, 1987. -96 с.
Программа:
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».— М.: Мозаика-Синтез, 2012. -391 с.
Фотографии—из архива воспитателяС. Ю. Карпович.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf