Музыка – эффективное средство формирования эмоциональной сферы ребёнка

  вс., 16.02.2014

Автор:

Мартыненко Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель

АОУ ДО "Детский сад "Сказка"

с. Аромашево

 

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.

Музыкальное искусство воздействует на ребёнка уже в первые месяцы жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими они будут? Полными приключений, игр или  скучными и утомительными? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейшее эмоциональное развитие  ребёнка.  

  Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности, занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как не навязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

                 

  Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное  музыцирование. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музыцирования (игра на музыкальных инструментах, пение и движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего возраста. В элементарном музыцировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но и главным образом творцом, создателем музыки. Карл Орф был убеждён, что для детей нужна своя особенная музыка, специально предназначенная для музыцирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию детей и соответственно их психике. Музыка нераздельно связанная с речью, пением и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем - нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть.

       Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Т. Тютюнниковой была создана программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками», по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно - творческой деятельности, как принципа обучения.

  В её основе лежит идея творческого музицирования, как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизация). Программа предполагает игровое обучение, когда дети понимают что с ними играют, но не осознают что их учат. Меня привлекает в этой программе то, что она даёт наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих способностей детей. «Будем играть на музыкальных инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи», все эти формы вызывают азарт, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе.

         Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Они внутри музыки,  а не снаружи её.   В характере каждого инструмента можно найти аналогию с каким либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую ни - будь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (музыкальными, шумовыми). Предложить им подумать, подобрать  инструменты, которые могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть смастерить его. В младшем возрасте дети импровизируют коллективную игру на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе сыграть свою колыбельную на металлофоне или плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняю. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений; контраст в  пределах одного названия  (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поёт весело и грустно). Важно заострять внимание дошкольников в том, что даже простое звукоподражание   (шум дождя) можно передать по – разному,  чтобы в музыке слышались волшебные, лёгкие капельки тёплого дождя, сверкающие на солнце или грозные барабанящие по крыше тяжёлые капли ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно. Напоминаем детям о том, что птички поют высоко, нежно, их можно изобразить с помощью треугольника, металлофона. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капель дождя, сначала они падают редко, потом звенят всё чаще и чаще - дождь усиливается. Творческие задания ребята могут выполнять как индивидуально, так и коллективно – например,       шумовой оркестр, такие задания для шумового оркестра, применяю уже в младших группах: передать цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков.

   Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой – либо образ необходимо выразит настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определённые выразительные средства. Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянной палочкой, пластмассовыми коробочками, наполненными бисером, горохом и т.д. Приёмы звукоизвлечения могут быть различными. Такие задания рекомендуется давать в эмоционально – образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей,   заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизацию различными чувствами. Конечно же                       необходимы инструменты. Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы. Кроме этого использую расчёски баночки и т.д. Такие инструменты эффективны в использовании – яркие и интересные, отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников. Нельзя забывать о телесных « музыкальных инструментах». « Первым инструментом» человека было его собственное тело. Оно является им и сейчас. Опираясь на программу Т.Тютюнниковой, я всё чаще использую в работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которой развитие ритмического чувства у детей. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, щёчкам, притопы, щелчки пальцами, удары по грудной косточке и др. Благо, что они всегда при себе. Игра со звуками своего тела, есть первая, бессознательная    импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительно эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому и существует у всех народов мира.

             Игры со звучащими жестами.

« Тюшки – тютюшки» муз. (Ах, ты, берёза).

Тюшки – тютюшки, сделай топотушки (топают ногами). Тюшки – тютюшки, сделаем щелкушки (щёлкают пальц).

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки (шлёпают по плечам, животику, щёчкам).

Небольшие песенки, потешки сопровождаем ритмической игрой на шумовых инструментах, это дополнительный импульс развивающий фантазию.

 «Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ.

«Маленькие ножки бежали по дорожке». Топ, топ, топ.

Большой и маленький барабаны. Две первые строчки ребёнок   по большому барабану, изображая шаги папы.

Следующие две строчки, шаги самого малыша – лёгкие и частые, ребёнок изображает на маленьком барабане.

Дети знают, что у большого барабана голос низкий, а у маленького барабана высокий, звонкий, играя на них и пропевая слова в заданном темпе. Пение является основным средством музыкального воспитания детей. Дети любят петь и охотно поют. Песня является наиболее доступным видом деятельности для детей. З. Кодай, называет человеческий голос, самым прекрасным и доступным каждому музыкальным  инструментом. «Голосовой аппарат», является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. В.В. Каменский. Правильное пение с детства развивает музыкальный слух и певческий голос.

  Владение голосом даёт ребёнку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Процесс обучения  пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять характер различных фраз, предложений, оценивать  исполнение качество песни:

ü    песня благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата;

ü    в процессе обучении пению особенно активно развиваются музыкальные способности ребёнка, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, играет существенную роль в решении всестороннего и гармонического развития ребёнка.

В работе с детьми старшего возраста большое внимание уделяю распеванию, развивая звуковысотный слух, чистоту интонирования и  расширяя диапазон голоса. Использую упражнения «Поёт, поёт соловушка», «У кота воркота », «Вальс» Тиличеевой. При использовании упражнений   «Дождик, лей на крылечко» - р.н. закличка, «Как под наши ворота» - р.н.п, создаётся творческая, эмоциональная атмосфера, способствующая постепенному приобретению естественного звучания, певучести, звонкости.

 Методические приёмы, направленные на развитие певческих навыков

Работая над звукообразованием, я использую показ на своём примере или на примере хорошо поющего ребёнка.

Развивая дикцию, использую пропевание в медленном темпе, хорошо артикулируя, произнося текст песни шёпотом, пение по музыкальным фразам (цепочкой).

  Перед разучиванием песни, полезно исполнять музыкальные попевки в разных тональностях, добиваясь точности звучания от каждого ребёнка.

Речевые упражнения повторяемые на занятиях, учат делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения выдох.

 Большое внимание уделяю работе над дикцией, диапазоном звучания, силой звука, используя скороговорки, потешки, стихотворения. Например: «Летний дождь», « В зоопарке», «В лесу».

Музыкально дидактические игры и упражнения также использую для обучения детей. Например: «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Воробьи», «Бубенчики».

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Правильность воспроизведения звуков, тесно связана с верой в себя.

Хвалите, подпевайте ему, пойте с сопровождением и без него. Пение, это своеобразный антидепрессант, он расслабляет, воодушевляет, вдохновляет. Поющий человек – здоровый человек. Пойте на здоровье и будьте счастливы!

 Библиография

1.Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. / А.И. Буренина СПб.: ЛОИРО, 2002. – 114 с.

2.Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Учебно-методическое издание. /Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова М.:ТЦ Сфера, 2005. – Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ /Л.А. Горохова. – С. 3 – 7.

3.Девятова Т.Н. Звук волшебник: Пособие для дошкольников / Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.

4.Иванов А.А.  Пальчиковая гимнастика: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей /А.А. Иванов, О.В. Рудашевская. – СПб.: Сообщество, 2005. – 80 с.

5.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982.

6.Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.

7.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / М.:ТЦ Сфера,  2002. – 192 с.

8.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников /В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 48 с.

10.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. -  Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

9.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации /О.П. Радынова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.

128с.

 

10.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Учебное пособие /Е.И. Юдина. – М.: Аквариум, 1997. – 272 с.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002376

Штрих код (№ квитанции) 62502670052056  Дата отправки 26 февраля 2014 г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5578
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.