Автор:
Субботина Светлана Васильевна,
учитель-логопед
АОУДО "Детский сад "Сказка"
село Аромашево
педагогический стаж – 3 года
В работе с детьми я уделяю большое внимание развитию речи.
Моя практика показала, что одним из самых эффективных средств формирования правильного звукопроизношения ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В преодолении многих речевых нарушений нашим верным помощником является игра. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я ставлю перед собой следующую цель:
Упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать.
Данную цель конкретизируют следующие задачи:
- преодоление общей смягченности произношения;
- воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков;
- уточнение и закрепление произношения согласных звуков;
- развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Работая с детьми по закреплению звукопроизношения, посредствам театрализованной деятельности, в детском саду я провела инсценировку сказки с детьми с нарушениями речи. Дети принимали активное участие в инсценировке данного произведения, все дети находились в соответствующих костюмах отражающих названий букв. Дети были эмоциональны, звучало много музыки. По средствам исполнения, роли героев сказки, у детей развивается выразительность речи, учатся правильно проговаривать буквы и по средствам театрализованной деятельности дети учатся быть настоящими артистами.
В подготовке к проведению инсценировки сказки, активное участие принимали дети. Вместе с ними, мы оформляли декорации, методическое пособие, которые способствовали более артистичному их выступлению.
Одним из таких пособий является «волшебный круг»- это речевая игра, которая используется при закреплении звуков, при чтении, слиянии слогов, а так же закреплении лексических тем…
Посредствам использования таких пособий, дети легко включаются в театрализованную деятельность, с желанием принимают участие.
Дети исполняют в сказке роли гласных букв, сопровождая исполнение ролей - движениями, мимикой, стихами. Например,
Буква А:
"Это я, буква А.
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
А ты кто?"
Буква О :
"Я буква О!"
«Знают все меня давнО,
Я на мнОгОе пОхОжа:
На кОльцО, баранку тОже,
На кружОк, на кОлОбОк.
КОлесО, луну, цветОк -
Одуванчик иль рОмашку…..
На тарелку с маннОй кашкОй!»
В продолжении по сценарию сказки, появляются следующие герои (буквы согласные).
При первоначальном ознакомлении детей с текстом произведения стараюсь четко и ясно произносить звуки, темп речи умеренный. Нужный звук выделяю голосом, произношу его несколько утрированно, более длительно и напряженно, а в дальнейшем выступая, дети справляются с этим самостоятельно. Внимание детей привлекаю не только к звучанию, но и к артикуляции.
Дети в процессе игры объединяются (гласные с согласными) в слоги.
…(звучит музыка) и «согласные» с «гласными» исполняют танец «Приглашение».
Танец создает позитивный настрой на исполнение своих ролей, что способствует улучшению разговорной речи.
Как мы дружно все успели
Станцевали Вам и спели
В «Теремке» все подружились
Петь совместно научились!
Таким образом, использование театрализованных игр и их элементов позволяет мне помочь детям на данном возрастном этапе овладеть звуковой культурой речи, навыками общения, активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре.
Список используемой литературы:
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2008. – 234с.
- Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002330
Штрих код (№ квитанции) 62502670051769 Дата отправки 22 января 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf