Обобщение опыта работы педагога «Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями речи в условиях детского сада»

  чт., 16.01.2014

Авторы:

Поступинская Полина Васильевна

Старший  воспитатель

Высшая - квалификационная категория

педагогический стаж – 31 год

Субботина Светлана Васильевна

учитель - логопед

АОУДО "Детский сад "Сказка"с. Аромашево

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни ребенка. В это время происходит становление основных психологических функций,  формирование отношений с людьми, освоение среды обитания.

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама,  папа, дай,     на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо  приобретают гибкость  и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко, понятно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют  одни на другие   (особенно если они уже осознали недостатки своей речи) стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений,  избегают игр, боясь, что другие дети  не поймут их или, что еще хуже, будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он старается не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной , а иногда и непонятной для окружающих. Современные исследования последних лет показывают, что процент детей, имеющих те или другие нарушения речи растет.

Недостатки речи сказываются нередко и на формировании  характера  ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми) отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение  грамотой. У него формируются различные комплексы, которые зачастую сопровождаются длительным стрессовым состоянием.

Такие  дети  испытывают различные  трудности при адаптации в коллективе. Замкнутые, одинокие, они не имеют тех возможностей для полноценных игр и общения, как дети без речевых нарушений. Отсюда   становится актуальной проблема социально-психологической адаптации таких детей в социум.

Работу по социальной адаптации таких детей следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности.

В нашем  ДОУ учитель - логопед Светлана Васильевна Субботина на протяжении одного года  работает по теме: «Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями речи в условиях детского сада».

Теоретическим фундаментом работы является концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А. А. Анцыферова, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик  и др.).

Цель работы: разработка и реализация комплекса игр и игро-тренинговых занятий. Способствующего социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного  возраста, имеющих нарушения речи.

Для реализации поставленной цели логопедом были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать и обобщить научную литературу по проблеме развития детей с нарушениями речи.
  2. Изучить уровень и особенности социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
  3.  Разработать и реализовать комплексы игр  и игро–тренинговых занятий, способствующих социально-психологической адаптации старших дошкольников с нарушениями речи.
  4.  Проверить эффективность реализованного комплекса,  сформулировать выводы.

Для решения  поставленных  задач   Светлана Васильевна использовала комплекс взаимодополняющих  методов:

- теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной литературы, монографических исследований;

- эмпирические методы: тестирование, опрос, изучение продуктов деятельности дошкольников, эксперимент.

-статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Перед началом работы педагог провела диагностическое обследование детей для выявления уровня адаптации в данной группе.

Оценка производилась по следующим авторским критериям    (А.Н.Жмыриков, А.А.Реан):

Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме и критериям нормативного поведения.

-степень интеграции с макро и микросредой;

-степень реализации внутриличностного потенциала;

-эмоциональное самочувствие.

Внутренний критерий предполагает:

-психоэмоциональную стабильность,

-личную комфортность,

-состояние удовлетворенности,

Отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности.

По результатам диагностики педагог выявила группу детей с нарушениями речи  (8 человек).

По результатам диагностики был составлен перспективный план работы, в котором предусмотрены следующие направления:

  1. Коррекция эмоционально- психологического  состояния  детей - логопедом был составлен комплекс игр и тренинговых занятий, направленных на развитие умений общаться, слышать другого и себя, а также на смягчение последствий дистресса.
  2. Работа с группой, которую посещает ребенок, для улучшения социально-психологического микроклимата.
  3. Работа с воспитателями и родителями – обучение их приемам помощи и поддержки этих  детей, сглаживание последствий дистресса.
  4. На данный период Светлана Васильевна составила комплекс игр и тренинговых занятий, из запланированных  трех  направлений было реализовано пока  только первое. Но и эта работа дала свои положительные результаты: из восьми  выбранных для работы детей,  у семи  было отмечено повышение социального статуса в группе (87,5%), выраженность эмоционально негативного состояния уменьшилось у четырех детей (50 %).Отмечено улучшение к детям со стороны их  сверстников в группе, увеличение количества контактов с ними. Дети стали смелее идти на контакт  не только с их сверстниками в группе, но и с детьми других групп. А также с сотрудниками детского сада.

В перспективе своей деятельности учитель – логопед планирует:

1.Создать исследовательский проект по теме « Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями речи в условиях детского сада».

2.Доработать оставшиеся два направления деятельности и провести оценку проделанной работы в комплексе.

3.Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей  по улучшению эмоционально-психологического состояния детей, имеющих нарушения речи и трудности в адаптации.

 

Список литературы

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. Воронеж, 2000.
  2. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999.
  3. Налчаджян А.А Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1998.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь, 2002.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002328 Штрих код (№ квитанции) 62502670051752  Дата отправки 22 января 2014 г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Зарина 09.02.2014 21:52 #
Большое спасибо! Очень полезная информация. Творческих успехов.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4056
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.