Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей с ОНР

  ср., 15.01.2014

Автор:

Красовская Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад к/в №56 "Искорка",

город Сургут

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги-исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства.  Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

                   Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия. Большое внимание в специальной педагогике уделяется использованию музыки в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с ОНР работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений, формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах: на логопедических, логоритмических, физкультурных занятиях, а так же, в группах и в свободной досуговой деятельности. Вместе с тем, методические подходы к формированию у детей ритмических способностей чётко не определены. В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у этой категории воспитанников музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи.                                                       

          Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, смею утверждать, что проблемы их развития успешно могут решаться на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно-логопедического

 воздействия. Однако музыкальные руководители зачастую просто копируют работу логопеда, включая большое количество логопедических заданий, либо попросту игнорируют специфику работы коррекционных групп. Не принимая во внимание характерные особенности развития детей-логопатов, не учитывая ставящихся коррекционных задач, они проводят занятия и утренники так же, как и в общеобразовательных группах. Не обращая внимание на то, насколько важной для детей с ОНР является работа над развитием музыкально-ритмических способностей, педагоги просто подменяют её другими видами деятельности. А ведь при грамотном подходе к решению как коррекционных, так и музыкально-педагогических задач, дети-логопаты преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь. К сожалению, нет относительно полной характеристики музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с ОНР, специальная комплексная методика развития этих способностей разработана очень расплывчато. Исходя из личных наблюдений, я пришла к выводу, что развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.  

         Уверена, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему музыкально-ритмических движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

  • музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
  • навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

          В процессе формирования движений под музыку у детей с ОНР решаются следующие задачи:

  1. Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности;
  2. Овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  3. Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  4. Осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с ОНР.

         Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и подготовке музыкальных занятий, где приоритетным направлением является развитие ритмического чувства.

          Педагог, работающий с детьми с ОНР обязательно должен учитывать и психофизические особенности воспитанников. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой координации движений, нарушении процессов возбуждения и торможения, замедленное включение в деятельность, слабая заинтересованность. Имеет место недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации). Поэтому главный принцип, которым следует руководствоваться музыкальному руководителю – внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей.

         Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, музыкальное занятие должно быть динамичным, насыщенным, проводится в игровой форме с обязательной сменой спокойных и подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение, включающее следующие виды деятельности:

     1 музыкально-ритмические упражнения;

     2 упражнения, развивающие чувство ритма;

     3 пальчиковая гимнастика;

     4 слушание музыки;

     5 распевание, пение

     6 музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры).

Подробнее хочу остановиться на используемых мною на занятиях музыкально-ритмических движениях и упражнениях.

Упражнения, развивающие чувство ритма

          Данный вид деятельности взят мною из методики «Этот удивительный ритм» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой. Сильной стороной этого пособия является  дифференциация в соответствие с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых  с помощью движения. Этот процесс можно ускорить с помощью игр и забав. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Музыкально-ритмические упражнения

         В логопедических группах большое значение уделяется этому виду деятельности. Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой галопы и т. д.). Очень важно, по моему мнению, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично. Музыкально-ритмические упражнения дают возможность развиваться физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, готовят к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

Парные танцы

         Освоение танцевальных движений способствует музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, формирует у них способность легко и ритмично двигаться под музыку, развивает ориентир в пространстве и координацию движений. В практике работы с детьми-логопатами я старалась учитывать уровень сформированности двигательных навыков, уровень развития ритмических способностей, индивидуальные особенности детей и, с учётом этого, подбирала музыкальный материал. Большое значение в музыкально-коррекционной работе имеет обязательное использование парных танцев и плясок, так как правильно подобранные, они развивают внимание, координацию, ориентировку в пространстве, чувство ритма, а так же – механизм подстройки движений к музыке и движениям партнёра. При подборе музыкального репертуара следует учитывать, справится ли большинство детей с движениями. С теми, кто не справляется с заданиями, необходимо заниматься индивидуально.  Музыка, выбранная для танца, должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие детей на определённое движение. Желательно выбирать парные танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Большую помощь при разучивании парного танца может оказать подготовительная работа: наиболее трудные танцевальные фигуры разучиваются с детьми заранее.

Танцы с пением и хороводы

         Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с ОНР, поскольку помогают им развивать вокально-двигательную координацию, упорядочивают темп и ритм движения. Дети должны выполнять танцевальные и хороводные движения изначально при поддержке воспитателя, что даёт наиболее максимальный коррекционный эффект. Хороводные танцы, как правило, кульминационная часть занятия. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые пассивные дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребёнок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные.  Большое значение для развития музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР имеет, по моему убеждению, качественный подход к выбору музыкального репертуара. Он должен отвечать следующим требованиям:

  • Соответствовать возрастным особенностям.
  • Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
  • Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
  • Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.
  • Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.

Музыкальные игры

         Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников с ОНР. Музыкальные игры имеют большое значение в ритмическом развитии детей. В них содержание и характер движения определяются музыкой. Известно, что игры, даря радость и возможность детям проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них чувства ритма, познавательных интересов, вокально-двигательной координации, ловкости.

         Игры под пение (хороводы, инсценирование песен) являются неотъемлемым компонентом для музыкального развития ребёнка с ОНР. В них ребёнок учится передавать движениями содержание песни, характер музыки. Выразительные средства музыки, особенно её ритмический рисунок, усваиваются легко и непринуждённо в игровых движениях, имитирующих то или иное действие. Подходящий репертуар для игр под пение: народные попевки, прибаутки, хороводные песни. Их мелодии и музыкальные образы просты, доступны, имеют яркую и ритмичную изобразительную основу, что позволяет сопровождать пение выразительными ритмическими движениями в соответствии с характером музыки и музыкального образа. Здесь очень важно обращать внимание детей на вокально-двигательную координацию. На первых порах она даётся им с трудом, и работа над координацией пения и движений – довольно трудоёмкий и длительный процесс.  

         Игры со словом уходят своими корнями в фольклор. Музыкальность, песенность игр со словом позволяет с успехом использовать их на музыкальных занятиях. Они развивают чувство ритма, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, совершенствуют интонационный и поэтический слух, музыкальность, координацию движений, выразительность и т. д. Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, музыкальный руководитель должен быть уверен: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разучивания. В противном случае работа превратится в муштру и вызовет у детей негативное отношение, отрицательные эмоции, сведёт на нет пользу этих игр.

          В результате музыкально-ритмических занятий с детьми с ОНР, в процессе которых у детей систематически развивалось музыкально-ритмическое чувство, вырабатывались и двигательные навыки, успешнее проходила коррекция ритмической стороны речи. Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с ОНР, по моим наблюдениям, подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако, этот процесс развития произвольных движений протекает при общем недоразвитии речи значительно медленнее и в более поздние сроки.

         Поэтому, подводя итог вышесказанному, хочется посоветовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОНР, использовать музыкально-ритмические движения как ведущее средство развития чувства ритма у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе на каждом музыкальном занятии. В результате работы вы получите ощутимую динамику в развитии музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.

            Литература:

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003. – 379 с.

 

Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. – 256 с.

 

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 .

Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников.  М.: УчПедГиз, 1958. – 341 с.

 

Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.  М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.

 

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор. 2005. – 76 с.

 

Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988. 173с.

 

Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37. 

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002322

Штрих код (№ квитанции) 62502670051707  Дата отправки 22 января 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 24038
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.